Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


На пермской земле есть свои святые

На пермской земле есть свои святыеИ на нашей земле Пермской и Кунгурской появились свои особо значимые святыни

Минул век. Идет второй, как повторяются те же ошибки, уловления, те же искусы, такие же «брожения мысли», что испытывала Россия в начале XX века. Когда, в преобладающем большинстве народа, в различных совершенно его слоях горело желание безграничной свободы. Оформившиеся уже совершенно к тому времени стремительные темпы технического прогресса спровоцировали иллюзию беспредельной самостоятельности и самодостаточности человечества. И мечталось – многое. И хотелось – большего. И посягнули – на главное.

Продолжается на Земле Русской прославление святых, воссиявших в годы большевистского лихолетья. И на нашей земле Пермской и Кунгурской (наконец-то) появились свои особо значимые святыни.

До сей поры в нашем крае отсутствовали мощи своих пермских святых. Так много у нас в крае было людей, пострадавших, но не отступивших от веры своей, а останков их не находилось до последнего времени. Так вот долго хранила Пермская земля свои святые сокровища. Таила в себе, держала «под спудом». Видимо, от лукавых глаз и рук недостойных. И настаёт, наконец, такое время, когда приходит пора возвратиться им из сокровения.

ЕСТЬ ТЕПЕРЬ ПЕРМСКИЕ СВЯТЫЕ. Вот уже второй год отмечается у нас праздник прославления Святых в Земле Пермской Просиявших, что установлен в первое ближайшее воскресенье после 11 февраля. В настоящее время список пермских святых насчитывает 105 имен. Из них 98 – это новомученики ХХ века.
Так промыслительно, видимо, получается, что священник (иерей) Павел АНОШКИН и дьякон Григорий СМИРНОВ находятся во изголовии этой когорты, в самом начале. Одни из самых первых в пермских краях пострадавших за веру, они задолго до того, как официально был объявлен так называемый «красный террор», уже приняли страдания совершенно по тем новым обычаям революционного юридического бесправия. Когда отсутствие следствия, суда и соответственных обязательных (и обременительных) норм, атрибутов, правил и институций легко объяснялось «борьбой с контрреволюцией» и «требованиями военного времени».
И они же оказались первые, чьи мощи найдены и обретены. Это произошло в сентябре 2016 года в д. Мокино Нытвенского района. Их останки были подняты из погребения неподалеку от Никольского храма, места их последнего служения. Нашли обоих в одной могиле в облачениях зелёного цвета. Известно, что по правилам православного богослужения зелёные ризы одевались священнослужителями в праздники, посвящённые Святой Троице, а также дни особого почитания святых в чине преподобных.

Доподлинно известен день, когда иерей Павел и дьякон Григорий были преданы на мучения и смерть. Это зафиксировано в метрической книге за 29 декабря 1917 года по старому стилю (или 11.01.1918). В этот же самый день в начале новой эры (по Рождеству Христову) по приказу царя Ирода в Вифлееме были убиты 14 тысяч младенцев. Они и стали самыми первыми мучениками за Христа.
К тому же этим днём празднуется память семи преподобных, в том числе – киево-печёрских Иоанна и Феофила, двух братьев-иноков и Марка Гробокопателя, которого братья и просили похоронить вместе. Вот, в честь памяти преподобных святых и было на священнослужителях облачение зелёного цвета.

Так назвавшие себя «красные орлы» стремительно отступавшего из Перми Путиловского полка были сильно озлоблены и незадолго до того изрубили саблями 24 жителей ближайших деревень, проявивших своеволие и не пожелавших сражаться за свободу-равенство-братство. Следующими жертвами борьбы «за народ» стали служащие в храме иерей Павел и дьякон Григорий. Это были враги идейные и совершенно непримиримые. Они могли бы рассчитывать на помилование (вряд ли долгое) в случае своего отречения от Христа, предательства Святой веры. Но два воина Духа избрали честную смерть, нежели отступничество. Оба молоды – по 27 лет, только, казалось бы, начинающие жить. И такая крепость! А испытания они выдержали тягчайшие: с побоями их за волосы выволокли из храма, босиком по снегу провели по селу, затем привязали к лошадям и протащили до лога, где расстреляли и докололи штыками. После чего дотащили до реки и там бросили, запретив хоронить. «Стальные орлы» были изобретательны на испытания для других.

КРЕСТ В ПРОШЛОМ – БУДУЩЕГО КРЕСТ. Павел Аношкин происходил из кунгурских мещан. В Кунгуре же и получил начальное образование. А затем, уже учась в Пермской духовной семинарии, он участвовал в паломнической поездке по святым местам Палестины. Чрезвычайно глубоко впечатлило его моление на Голгофе, месте Распятия Христова. Он так описал свои переживания: «… мне хочется только ещё раз побывать на Голгофе, ещё раз горячо, горячо помолиться там и в радостных песнопениях прославить Бога, омывшего нас Своею кровью на древе крестном». Такая вот своя «голгофа», но только уже – на пермской земле ему и предстояла. Видимо, благодать, полученная у креста Господня, дала ему силы сохранить верность и выдержать все до последнего глотка воздуха.

***
Они лежат в храме Вознесения Господня (г. Пермь) торжественно в красивых раках в полный рост.
И нет ощущения тоски и потери, которое неизбежно преследует нас даже при проводах не очень близких людей. А здесь чувствуется как раз, будто ты нашёл что-то дорогое, важное для себя. Только пока ещё не в состоянии осознать в полной мере всю ценность этого обретения. Стоишь и смотришь, и ловишь себя на мысли, что они - ТАМ - живы. И дышат.

И они – теперь – могут нас особенно поддержать. Ведь, когда мы в беспомощности своей ищем какой-то особой, нечеловеческой (!) защиты, поддержки, наставлений таких, что не чаем дождаться от людей самых сильных и умных, не всегда ж мы дерзаем просить пред образом Спасителя, глядя в глаза – Ему. Тем более, понимая, что беды наши по нашим же делам и нашему же своеволию (свобода!) и происходят.
Другое дело – вот ОНИ – такие же обычные в свое время люди. С такими же, может быть - грехами, ошибками, бедами, заблуждениями в своей той, человеческой жизни. Как будто наши дальние родственники. А разве – мы все на Земле – не родственники?..

Вот теперь мы можем просить у этих святых заступников, пред Богом за нас предстоящим, о разрешениях от болезни, за близких и родных, за наших деточек, за страну нашу. А то и, пожалуй, самого главного: не столько избавления от тягот земных, как Вышней помощи в их преодолении. Терпения, силы и крепости в достойном несении своего Креста.

P.S.: Дни поминовения священномучеников Пермских иерея Павла (Аношкина) и дьякона Григория (Смирнова): 1-е воскресенье после 11 февраля, 20 июня, 29 сентября (обретение святых останков).

Вадим МОРОЗОВ

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий