Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


В Кунгуре всерьёз задумались над созданием системы классического ДОМАШНЕГО образования

В Кунгуре всерьёз задумались над созданием системы классического ДОМАШНЕГО образования
В какой школе научат детей жить в радости, по совести, в мире с собой и с людьми?

СВОБОДНОМЫСЛИЕ ГРЯДЁТ
Спешу сразу обратить внимание грамотных и бдительных: в заголовке опечатки НЕТ. Автор умышленно написал: «свободНомыслие», т.к. речь у нас пойдет о формировании у детей умения мыслить СВОБОДНО. Вне штампов и стереотипов, без ограничений и рамок – самостоятельно, своею собственной головой.
Казалось бы: уж чего-чего, а этого-то «добра», этой самостоятельности и права выбора нынче с излишком. Но, если присмотреться и крепко задуматься, так свободы-то в нас самих совсем и немного. Поскольку, повсюду нас кто-то поучает, предлагает, навязывает, определяет: «Радио … - ВАША волна! Майонез … - это ВАШ выбор!». Что называется - «из каждого утюга». Хотя, до умных утюгов дело, к счастью, в широком масштабе еще не дошло, но вот эти «ГАДжеты» …!
Но, мы-то, взрослые – полбеды. А вот кого из родителей не беспокоит чрезвычайно, что любимое дитя сверх всякой меры «залипает» в глобальной СЕТИ? И что там находит, и с кем общается, и чему учится? И как его от всего этого оградить? Ну, или хотя бы научить осторожности и предусмотрительности.

А добиться этого можно лишь в постоянном совместном контакте ученика и наставника. Причем, в контакте тесном, естественном, основанном на взаимопонимании, уважении, а и того более – любви. Где, кроме как в семье, возможно такое? Когда воспитание и образование – не отдельные друг от друга и от нас самих процессы, а неотъемлемая часть нашей жизни. Когда целью и того, и другого является не сдача ЕГЭ, не получение аттестата, диплома с дальнейшим «хождением по мукам». Когда главное – научить наших детей ЖИТЬ. Жить в радости, по совести, с заслуженным удовольствием, с пользой для мира и людей, и с людьми – в мире. Уметь ориентироваться в этой жизни, уметь УЧИТЬСЯ – всегда, во все времена. И любить это делать.

РЕБЕНОК - НЕ ЧЕМОДАН
Пока же мы огорченно наблюдаем парадоксальную метаморфозу: в первый класс ребята идут с охотой почти все. Но, всего спустя год-два, при фразе «в школу» глаза наших деточек гаснут. Что характерно, мы-то с вами понимаем – почему, мы-то это уже «проходили» и сами. Помним постоянно мучающий нас вопрос: «ЗАЧЕМ мне всё ЭТО?!». Потому что, существующая система обучения нацелена не на получение знаний о мире, а на «взятие» тестового барьера. Бесполезно знание и мертво, если не сумеешь его применить.
А пока же мы, загруженные постоянными трудами «о хлебе насущном», вынужденно избавляемся от собственных чад, сдавая их в садик, потом – в школу. Как чемодан в камеру хранения. И после ещё удивляемся: а чего это он такой поцарапанный, обшарпанный, и вообще - без ручки. Не такой, каким мы его «сдали» и вовсе не такой,
каким бы хотели видеть.

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ ЗНАНИЯ
Мы понимаем, что школа физически не может учесть особенности каждого ребенка. Какой может быть «индивидуальный подход», когда в классе 25-30 человек, и таких классов у преподавателя по предмету – до десятка? Ведь у каждого человека свои темпы понимания, свои формы, своя глубина, даже свои предметы любимые или нет. Кто-то материал уже освоил, ему неинтересно, и он бездельничает. Другой – не успевает «ухватить», ему остается что-то непонятно, а значит, опять же – неинтересно. Так у детей пропадает одно из важнейших обязательных условий образования - интерес к учебе.
То есть, неизбежно (увы!) так называемое «прокрустово ложе». Это такой своеобразный ВСЕОБУЧ, когда все – под одну гребёнку. Очень трудно ребёнку уделять внимание своим приоритетным сферам знания, когда в школе он «учится» 5-6 часов, да дома – еще 2-4 часа на домашние задания. А предел целенаправленной активности суммарно не превышает 4-х часов для ребенка 9 лет, к примеру.

ЧТОБЫ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ НАДО ОБЩАТЬСЯ СО ВЗРОСЛЫМИ
Всё это возможно лишь в домашнем кругу.
- Только в семье могут включиться в полную меру три основные составляющие успешного воспитания: авторитет родителей, контроль поступления информации, и море любви, - как выразилась Ирина ШАМОЛИНА, являющаяся пропагандистом семейной формы обучения.
Оказывается, уже довольно давно (с 1992 г.) в нашей стране законодательно принята возможность обучения на дому. А в мире уже давно даже и практикуется – с 60-х годов, по крайней мере – хоум-скуллинг. Более того – имеет ошеломительный успех и признание.

Так, зачастую дети, получившие домашнее образование имеют существенные преимущества в поступлении в престижные университеты и при найме на работу. Ибо, дети, обучавшиеся вне зарегулированной шаблонной системы образования, прежде всего умеют думать, обучаться самостоятельно и творчески использовать знания.

Когда дети растут и обучаются в семье, то на примере старших и вместе с ними учатся преодолевать проблемы. Тем ещё более укрепляется авторитет родных и уверенность детей в жизни, их навыки самостоятельности, их умение общаться со взрослыми уверенно и достойно. Не так происходит, к сожалению, в школе. Большой коллектив, почти исключительно женский. Учителя меняются час от часу, год от году, никто из них не близок, никто не может просто физически уделять каждому ученику должного внимания и теплоты. Как замечено кем-то: мальчик десять лет приучается БОЯТЬСЯ ГРУППЫ ЖЕНЩИН. Стоит ли после удивляться сетованиям, что «мужчины теперь не те …».
Весьма негативно сказывается на формировании школьника и сама система оценок. Она по своей сути критична и далеко не объективна. Достоинства и особенности каждого человека слишком многоплановы, чтоб их можно было просто взвесить несколькими баллами. Попытки заменить в младших классах оценки какими-нибудь «цветочками» или «солнышками» лукавы и сути не меняют. В семье же несоизмеримо богаче, деликатнее и действеннее возможности похвалить или усовестить ребёнка. Тем самым не принижается, а, напротив – укрепляется достоинство человека.

НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ
Самый главный вопрос и опасения, что могут возникнуть, едва задумается кто-то о семейном обучении: «А как я буду учить всему ЭТОМУ – математике, физике, английскому и прочее …? Я же не учитель!». И тут на помощь к нам приходят те самые интернет и телевизор. Как говорится в старом советском фильме: «Кто нам мешает, тот нам поможет».
Во-первых, выбирая эту домашнюю форму образования, семья не отлучается тем самым от поддержки со стороны государства. Обучение происходит по индивидуальному плану, сложность которого определяется родителями. Периодически (обычно – по итогам года) ученик проходит аттестационные испытания. Как показывает практика – гораздо легче и увереннее своих сверстников.
Во-вторых, учебники могут оставаться своеобразным основанием т.н. «багажа знаний», но вскоре родители с ребятами осознают, что им «чего-то не хватает». И – многого, т.к. учебные школьные пособия в большинстве своём рассчитаны на несложный уровень доступности. Система домашнего образования основана на классических принципах, отработанных в течение веков.
В наше время, к счастью, во множестве имеются книги, альбомы, фильмы, лекции, экскурсии любой формы доступа и уровня подготовки. Причем, зачастую и без особых затрат. В интернете много курсов для обучения в удалённом доступе. Кроме того существуют группы поддержки в соцсетях, где вместе обсуждают проблемы, обмениваются опытом, даже и дружат семьями! Вместе организуют себе внешкольные каникулы и выезжают в Санкт-Петербург, к примеру.
В домашней обстановке дети разных возрастов помогают друг другу познавать новое. И этот процесс не заканчивается никогда. Он не ограничен рамками урока, четверти, года. Человек постигает жизнь, живя в ней, всегда – без конца, но и без утомления. А главное – без отвращения! Что характерно, родители при этом – тоже учатся вместе с детьми, что помогает лучше познавать мир. Причем, без отслоения «предмета от предмета», а в том нераздельном единстве, как он нам явлен свыше.
К тому же, так называемая «школьная социализация», о которой принято говорить, как о достоинстве воспитания, вызывает подчас больше опасений: с кем общается наш ребёнок большую часть своего школьного и околошкольного времени, какие ценности ему при этом внушаются, кто для него становится авторитетом ВМЕСТО родителей. И надо ли нам ЭТО?
В Кунгуре всерьёз задумались над созданием системы классического ДОМАШНЕГО образования
В Кунгуре всерьёз задумались над созданием системы классического ДОМАШНЕГО образования
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Теперь уже и в Кунгуре появилась группа энтузиастов, намеренных с нового учебного года приступить к освоению такой интересной и многообещающей формы обучения. Решено держаться вместе. Методикой домашнего образования предусмотрены периодические совместные семейные занятия. Координатором этой группы в Кунгуре является Анна Сергеевна КАЙГОРОДОВА. На состоявшейся недавно организационной встрече протоиерей Олег (ШИРИНКИН) очень тепло отозвался о семейном образовании и отметил, что перед родителями должна первостепенно стоять двоякая задача: привить любовь к учению и выработать у детей духовный иммунитет.
Один из известных старцев нашего века Иоанн Крестьянкин так призывал воспитывать наших детей: «КАК можно дольше беречь от мира!». То есть – беречь от всего ПАГУБНОГО в мире. Это отнюдь не значит, сделать из ребёнка отшельника, но вырастить его стойким по отношению к тлетворным воздействиям человеческих похотей.
Сделать наших детей думающими, образованными, уверенными в себе, умеющими противостоять духу порока. Способными создавать крепкие семьи и возрождающими духовность на Руси. И одним из путей достижения поставленных задач является семейное образование.
Вне всякого сомнения, это – труд жертвенный. Труд, требующий времени, стараний, самоотдачи. Но, ведь это – ради наших детей, их будущего, будущности нашей семьи, в конце концов – даже ради нас же самих. Ведь наши попечения о детях, это забота о тех, кто будет заботиться о нас впоследствии.
Неспроста такой путь уже определяется понятием «ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ».

Вадим МОРОЗОВ

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий