Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Куда пойдут допдоходы от продажи нефти?

Как заявил 21 января в кулуарах съезда правящей партии министр финансов РФ Антон Силуанов - в 2017 году весь объем дополнительных доходов от продажи нефти и газа будет зачисляться в бюджет.
Между тем, за два дня до этого первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью агентству Bloomberg отметил, что дополнительные доходы от нефти будут направлены в Резервный фонд и, возможно, пойдут на покупку валюты.
Два правительственных чиновника спорят друг с другом, как именно следует потратить дополнительные доходы? Чтобы разобраться, нужно вспомнить, как именно формируется Резервный фонд, а также прочитать, что именно сказали Шувалов и Силуанов.
С 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда, дополнительные нефтяные доходы стали поступать уже в две государственные кубышки – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Накопления из Резервного фонда предполагалось использовать в том числе для покрытия дефицита бюджета.
Со всей остротой проблема покрытия бюджетного дефицита встала в 2014 году, когда мировые цены на нефть упали в три раза. За последующие два года запасы Резервного фонда уменьшились с 4 триллионов 945.49 миллиарда рублей (на 1 января 2015 года) до 972 миллиардов рублей (на 1 января 2017 года). При этом если время от времени из-за колебаний нефтяных цен в распоряжении правительства оказывались дополнительные деньги, все они уходили на покрытие дефицита.
Бюджет 2017 года, ориентируясь на консервативный прогноз стоимости нефти в 40 долларов за баррель, сверстан с дефицитом 2.7 триллиона рублей, или 3.2% ВВП. Минфин планировал снизить дефицит до 2% за счет заимствования 1.8 триллиона рублей из государственных резервов. Как нетрудно видеть, в таких условиях Резервный фонд в 2017 году был бы полностью исчерпан и пришлось бы прибегнуть к использованию средств Фонда национального благосостояния.
Сегодня поддержку российскому бюджету оказывает оживление на мировых нефтяных рынках. После решения ОПЕК сократить в первом полугодии ежедневный объем добычи на 1.2 миллиона баррелей нефтяные цены пошли в рост и к концу второго квартала могут достичь 60 долларов за баррель. В то же время, по расчетам российского правительства, стабильная цена на уровне 50 долларов за «бочку» принесет дополнительный 1 триллион рублей нефтяных доходов, а повышение стоимости нефти Urals до 55 долларов – еще порядка 500-600 миллиардов для покрытия бюджетного дефицита.
В данных условиях Антон Силуанов предлагает все дополнительные доходы перечислять напрямую в бюджет. Основной аргумент министра финансов – нет смысла накапливать резервы в нестабильной валюте, каковой в настоящее время является рубль. Фактически же это предложение означает продолжение проводимой сегодня правительством политики, когда все дополнительные доходы и так уходят на покрытие бюджетного дефицита.
Причем при цене выше 55 долларов за баррель г-н Силуанов видит возможности для пополнения Резервного фонда. В результате у ЦБ РФ будет более широкий маневр для снижения ставки рефинансирования и обеспечения стабильности курса рубля. Если посмотреть на ситуацию с этой точки зрения, то слова министра финансов на съезде «Единой России»: «Дополнительные нефтегазовые доходы позволяют нам сокращать траты Резервного фонда, а может быть, даже и пополнить Резервный фонд. Все будет зависеть от конъюнктуры, которая будет складываться в текущем году. В этих условиях не-трата Резервного фонда не создает дополнительной ликвидности в экономике. В этих условиях у Центрального банка больше возможностей для того, чтобы участвовать на валютном рынке", – приобретают дополнительное звучание.
С другой стороны, вариант Игоря Шувалова предполагает формальное исполнение прописанных в законе правил. Все дополнительные доходы от продажи нефти поступают в Резервный фонд, а потом распределяются по приоритетным направлениям. Понятно, что самым приоритетным направлением остается снижение дефицита бюджета. Однако в этом варианте на дополнительные вливания могут также претендовать министерства и ведомства. Но в целом ситуация выглядит следующим образом: правительство одной рукой вносит деньги в Резервный фонд и в то же самое время другой рукой забирает их в бюджет. Вариант Шувалова – формальный и бюрократический; вариант Силуанова позволяет избежать ненужного прогона денег через счета Резервного фонда.
В варианте Шувалова покупка валюты не стоит на первом месте. Поэтому нет смысла обвинять его в поддержке интересов валютных спекулянтов. При этом первый вице-премьер свои предложения объясняет теми же причинами, что и министр финансов - растущими ценами на нефть и волатильностью рубля. В таких условиях закупки валюты сделают курс рубля более предсказуемым, что обеспечит экспортерам (всем экспортерам, а не только нефтяным трейдерам) дополнительную поддержку.
Таким образом, между предложениями вице-премьера Шувалова и министра Силуанова нет ни противоречий, ни принципиальных отличий. Просто в варианте Шувалова для исполнения формальных требований в Резервный фонд будут зачислять дополнительные доходы при цене нефти выше 40 долларов за баррель, а в варианте Силуалова – выше 55 долларов за баррель.
Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент».
Куда пойдут допдоходы от продажи нефти?

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий