Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Светлой памяти родных: по-анисимовски

Светлой памяти родных: по-анисимовски
Светлой памяти родных посвящается

Дети, отца которых советская власть оторвала от семьи, достойно жили, добросовестно работали, защищали Родину, не жалея своих жизней

За несколько десятков лет журналисткой деятельности в местных газетах прошло больше полусотни моих публикаций, связанных с подвигами жителей Кунгура и Кунгурского района во время Великой Отечественной войны – как на фронте, так и в тылу. Наконец-то, как говорится, дошли руки до своих родственников по отцовской линии – АНИСИМОВЫХ, уроженцев уже несуществующей деревни Выползково, вблизи села Каширино Зарубинского сельского поселения (ранее Каширинский сельсовет Молотовской области). Но, как говорится, лучше позже, чем никогда. Пусть память о них останется для наших потомков.
Моя тётя Екатерина и дядя Павел Анисимовы встретили День Победы в Берлине. Другой дядя Фёдор Анисимов до сих пор числится без вести пропавшим. Мой отец Николай разминировал поля в Прибалтике. У каждого у них своя история.

«ОДНА НОГА - В МОГИЛЕ» - так говорила Екатерина Ивановна, вспоминая военные годы, когда она на полуторке возила солдат, которые ремонтировали танки. Вела машину по полям, логам и буеракам, по изрытой снарядами земле. Холод сковывал руки и всё тело. Слёзы застилали глаза. Но фронт не ждал - советские войска с боями продвигались к Германии.
По словам дочери Екатерины, её мама Екатерина Ивановна на все расспросы всегда отвечала, что «одной ногой она постоянно была в могиле». И всегда быстро завершала разговор словами, что самое страшное на свете – это война, не дай Бог, чтобы такое повторилось. И понять тётю Катю можно, как и других участников войны. В советские времена особо нельзя было говорить о голоде, холоде, страданиях, лишениях военного времени.

Светлой памяти родных: по-анисимовски
Екатерина Анисимова перед войной

НА ФРОНТ Екатерину забрали в 1943 году, когда началась всеобщая мобилизация. 22-летнюю Катю и ещё девять девушек из каширинских мест направили на ускоренные курсы шоферов в Кунгур. После обучения - в Куйбышевскую (сейчас Самарскую) область. И почти сразу после окончания курсов около двух тысяч новоявленных водителей, поваров и санитарок перебросили в разные части. Екатерину – на Белорусский фронт. Доверили водить полуторку (грузовой автомобиль ГАЗ-АА), чтобы доставлять солдат к «раненым» танкам для их восстановления.
Сильные морозы давали о себе знать. Кабина полуторки почти не защищала от пронизывающего ледяного холода, да ещё и ломалась постоянно. В начале весны 1945-го, на подступах к Берлину, Екатерина попала в госпиталь с сильнейшим воспалением лёгких. Подлечившись, уралочка продолжила свой боевой путь, но, уже с полевой кухней – поваром. Хотя и там всё было не так просто.
Наконец, долгожданная Победа. Фото на память у Рейхстага (к сожалению, утеряно). Радости – нет предела. По воспоминаниям Екатерины Ивановны, женщин и пожилых мужчин отправляли на Родину первыми. На каждой станции солдат целовали, обнимали, угощали кто чем мог. И все плакали – уже от радости.

МИРНОЕ ВРЕМЯ не расслабляет фронтовичку. Екатерина после небольшого отдыха по направлению колхоза уезжает в Верещагино - на курсы полеводов (агрономов). Весна 1947 года расцветает для неё с новой силой, неожиданно ярко и празднично. Катя влюбляется в 24-летнегоЯкова, парня из деревни Чаловка Карагайского района. Тоже фронтовика, тяжело раненного в боях с фашистами на украинской земле. Молодые поселяются в Чаловке. Семья растёт. Из пятерых детей в тяжёлое послевоенное время выживают трое – две дочери, Екатерина и Лидия, сын Алексей. Интересно, что после того, как супруги потеряли двоих детей, им посоветовали третьего ребёнка назвать именем матери, чтобы выжил. Так и получилось.
- Мама всю жизнь была в работе, - вспоминает Екатерина Яковлевна ПЯТОВА. – Бегала по полям. Скромная – никогда сама никому не напоминала, что была на передовых позициях, на фронте. Очень добрая – нас не ругала. Помню, у мамы было несколько красивых, просто шикарных (таких мы не видели) шёлковых платьев, платков и брошь, которые она привезла из Германии. Мы эти платья потом не один раз перешивали. А ещё она с удивлением рассказывала, что в Германии женщины, даже пожилые, в то военное время ходили по улицам в шляпках, с накрашенными губами и причёсками в кудряшках.

ГОДЫ УХОДЯТ БЕЗВОЗВРАТНО. Тётя Катя умерла от инсульта в 74 года. Её муж ушёл в мир иной ещё раньше, в 31 год – полученные ранения мучили его все 9 лет. То есть было у них всего девять лет счастья. Потом - работа и воспитание детей. Замуж Екатерина Ивановна больше не вышла, хотя предложения получала.
Дочери Екатерины Анисимовой (Деменевой по мужу), их дети и внуки гордятся своей мамой, бабушкой и прабабушкой. Как и мы, племянники и племянницы со своими семьями. Поистине, героическая женщина наша тётя Катя. Мужчинам тяжело на войне, женщинам – вдвойне. Её награды - Орден Красного знамени, орден Отечественной войны II степени, медаль « За победу над Германией», медаль «За отвагу» - тому подтверждение.

Светлой памяти родных: по-анисимовски
Победители - Екатерина и Яков Деменевы

ОТ ПУЛЕМЁТЧИКА – ДО РАДИОРАЗВЕДКИ. Павел Анисимов был призван на действительную военную службу в 19 лет – осенью 1942 года. До весны 1943-го он – пулемётчик танкового полка. Потом – стрелок-радист 16 гвардейской танковой бригады на Орловском фронте. 15 августа 1943 года получил тяжёлое ранение.
И вот единственный эпизод, который рассказал Павел Иванович в своей семье – дети настояли. Да и то, рассказ фронтовика был предельно скуп и короток. По его словам, он с товарищами отправился на разведку местности. В одной из деревень (ветеран не конкретизировал место) экипаж был встречен прицельным огнём фашистов. У Павла пулей раздробило колено.
Госпиталь. Выздоровление. Школа радистов. С января 1944 года Павел Анисимов вновь на фронте, в батальоне связи 3-й Ударной армии 1-го Белорусского фронта. Начальник радиостанции.
Участвовал в боях за освобождение Польши, Германии и за взятие Берлина. После долгожданной Победы парень с Урала ещё оставался на службе до марта 1947-го – в 1128-м стрелковом полку радистом, командиром отделения разведки.
Павел Иванович награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями – «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
- Вот таким был наш папа, - улыбается дочь Павла Ивановича Вера ГАКАЕВА. – Он так-то по жизни был молчаливым. О войне ничего не рассказывал. Вернулся с фронта опять в свой колхоз, где и начинал работать трактористом. Умер в 84 года. Мы только после смерти папы нашли чемоданчик, где были награды, документы и блокнотик, в котором он начал вести краткие записи с Новосибирской школы радистов.
Добавлю, что дядя Павел со своей женой Клавдией в дружной семье вырастили, воспитали семерых детей, один из которых приёмный.

Светлой памяти родных: по-анисимовски
Каширинские ветераны войны. Слева направо: Александр Савельевич Власов, Павел Иванович Анисимов, Петр Иванович Новоселов.

ФЁДОР-ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. В Книге Памяти (РФ, Пермский край) на стр. 185 читаем: «Анисимов Фёдор Иванович, г. Кунгур. Призван в г. Кунгур. Рядовой. Пропал без вести». Дядя Фёдор, 1919 года рождения, был призван в армию перед началом войны. Служил в Каунасе (Литва). Там молодого солдата, как и многих других его сверстников, застала Вторая Мировая.
По рассказам родственников, Фёдор был изобретатель-самоучка.
- Фотоаппарат сам смастерил, - рассказывает моя тётя, 87-летняя Нина ГУЩИНА, проживающая сейчас в деревне Зуево Зарубинского сельского поселения. – Из дерева соорудил. На треногах. Меня фотографировал. И карточку хорошо помню – только она затерялась где-то. Патефон из старинной цветной большой банки сделал. Окно откроет - патефон включит. Вся деревня музыку слушает.
По словам Нины Ивановны, Фёдор присылал домой из армии письма-треугольники. Вроде как, служил в пехоте. Был командиром отделения. Самой Нине на начало войны исполнилось только 9 лет.

РАЗМИНИРОВАЛ ПОЛЯ. Не могу не сказать несколько слов о своём отце Николае, 1925 года рождения, который погиб в 1961 году при исполнении служебных обязанностей. Погиб, спасая колхозный трактор (в те времена за его поломку можно было угодить в тюрьму) - пытался вырулить, не перевернуться в лог, не разлить колхозное молоко, которое он вёз с каширинских ферм на кунгурский молзавод.
Во время Великой Отечественной войны Николай Анисимов был, как говорили, «на брони». Тракторист, бригадир тракторного отряда Каширинской МТС, он ковал победу вместе со своими односельчанами в тылу. 20 февраля 1945 года, по словам моей мамы Елены, отца вызвали в военкомат – отправили в Прибалтику. Служил в Эстонии, до весны 1948 года Николай участвовал в разминировании полей. В сохранившейся КРАСНОАРМЕЙСКОЙ КНИЖКЕ написано, что «Анисимов Николай Иванович, гв. рядовой, пулемётчик. Прохождение службы: 5ОМСБ, 1-я стрелковая рота». Награждён медалью «За победу над Германией».

Светлой памяти родных: по-анисимовски
Николай Анисимов в Прибалтике в 1948 г.

АНИСИМОВСКИЕ КОРНИ. Так случилось, что большая семья (6 детей) моих деда и бабушки Анисимовых, Ивана Ивановича и Елизаветы Александровны, из деревни Выползково в тридцатые годы прошлого столетия осталась без кормильца. Иван Иванович был выслан из родной деревни как зажиточный крестьянин. Иван с двумя братьями Павлом и Алексеем, сестрой Инной имели свой земельный надел. Причём сами, без привлечения работников обрабатывали его. Колхоз забрал почти всё - корову, лошадей; молотилку, веялку, сеялку, ветрогон (сложное устройство, где вдвоём надо было крутить ручку, очищая зерно); двухэтажные амбары, склады, гумно.
Выслали Ивана, вроде, и недалеко, на станцию Шаля Свердловской области. Но из-за боязни дальнейших репрессий отношения между родными людьми не поддерживались. Иван Иванович, по слухам, работал бухгалтером. Вроде как, что кто-то подвёл его, дед даже попал в тюрьму – в те годы, в его положении, это было вполне вероятно.
Связи потеряны. Я не могу найти в пос. Шаля Анисимовых (нет людей под такой фамилией). Говорят, что дед женился на женщине с четырьмя детьми, и они родили ещё четверых. Может, дед взял фамилию жены, чтобы лишний раз не показываться – не навредить детям. Как бы-то ни было, Анисимовы, великие труженики, жили, как говорят, не тужили, честно и верно служили своему Отечеству. Все они выросли достойными людьми. И последующие поколения, дай Бог, не подведут старших.

Вера МЕДВЕДЕВА (Анисимова)

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий