Каждый решающий
Кунгуряки ещё раз убедились, что и от одного голоса может зависеть результат
Выборы 2021 года поразили многим, но самое главное мое удивление от того, что в 21-м высокотехнологичном веке подсчёт голосов на одном избирательном участке может занять больше 9 часов.
ПУНКТУАЛЬНОЕ НАЧАЛО. Я пришла на свой избирательный участок №1902, что расположен в Центре досуга «Нагорный», за 10 минут до закрытия. Меня приветливо встретили обработкой рук и пакетом со средствами индивидуальной защиты. Затем всё стандартно – паспортные данные внесли в список, выдали 3 длинных бюллетеня и 1 стандартный. Проголосовала, опустила бюллетени и направилась к столику председателя комиссии. Правда, сидящие возле избирательных урн наблюдатели усиленно пытались направить меня к выходу.
Предъявила аккредитационное удостоверение председателю УИК №1902 Марине Викторовне Тарасовой и присоединилась к наблюдателям. За последние пять минут проголосовали ещё три избирателя. И ровно в 20.00 дверь была закрыта изнутри.
СТРОГО ПО РЕГЛАМЕНТУ. Первым делом члены комиссии принялись пересчитывать неиспользованные бюллетени. Все четыре вида по очереди. Затем «гасили» их обрезанием левого нижнего уголка и упаковывали в черные пакеты, перематывая скотчем. Как ни как – документы строгой отчётности.
Около 21 часа приступили к работе со списками избирателей. Со стороны, казалось бы, чего проще – подсчитать на каждом листе количество пришедших на выборы избирателей и число их подписей за полученные бюллетени и подвести итог. Но члены комиссии делали это очень тщательно, и сначала на карандаш записывали результаты. Только после того, как секретарь комиссии всё свела воедино, переписали данные авторучкой. Причём провели эту процедуру дважды – сначала по выборам в Госдуму, затем по выборам в Законодательное Собрание Пермского края.
БЕЗ АКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. При работе со списками по Заксобранию что-то не состыковавывалось. Члены комиссии снова и снова пересчитывали подписи избирателей, а председатель комиссии то и дело звонила вышестоящему начальству, после чего сокрушалась вслух: «Ох уж эти дополнительные списки!»
Затем Марина Викторовна объяснила наблюдателям в чём суть несостыковки:
- Понимаете, избиратели, не проживающие на территории избирательного округа №21 и те, кто получил временную регистрацию после 18 июня 2021 г. (дата назначения выборов – авт.) не имеют активного избирательного права по части выборов депутата-одномандатника. Следовательно, мы им выдали для голосования по Заксобранию не по 2, а по 1 бюллетеню, за что они и расписались. Вот у нас и не состыкуется число избирателей и число подписей.
Словом, к непосредственной работе с бюллетенями члены комиссии приступили только около 24 часов.
ГОРЫ ТРЁХДНЕВНОЙ АКТИВНОСТИ. Первым делом вскрыли сейф-пакеты с бюллетенями голосования вне помещения за 17 и 18 сентября. Следом - переносную урну для голосования за 19 сентября. Всё пересчитали – совпало с актом, выписанным секретарём комиссии.
Затем вскрыли сейф-пакеты, где хранились бюллетени за 17 сентября. Пересчитали. 4 стопы бюллетеней, каждая из которых более 330 штук возвысились на столе. Такую же процедуру проделали с сейф-пакетом с бюллетенями за 18 сентября. Правда там стопы были чуть меньше трёхсот. И только после этого приступили к вскрытию трёх урн для голосования, которые стояли в помещении на протяжении 19 сентября.
Члены комиссии старались как можно быстрее выгребать бюллетени на стол, но председатель комиссии сдерживала их: «Не торопитесь, чтобы не порвать». Вообще, выдержке и спокойствию Марины Викторовны мог бы позавидовать любой разведчик – в самые напряжённые моменты она сохраняла целеустремлённое упорство сделать всё идеально правильно.
ГОВОРЯТ И ПОКАЗЫВАЮТ. В час ночи приступили к процедуре озвучивания стопы из более 900 бюллетеней по выборам партий в Госдуму. Председатель комиссии показывала каждый бюллетень и, называя партию, передавала члену комиссии с этой табличкой. Иногда она останавливалась и объясняла почему этот бюллетень считать недействительным: либо там поставлены две галочки, либо вообще пустой. А вот бюллетень, полностью перечёркнутый крест накрест посчитали ЗА партию «Родина», так как часть перечёркивающей линии попала в квадратик напротив этой партии. Таков порядок.
На подсчёт голосов по одному из четырёх видов бюллетеней ушёл ровно час. Небольшая пауза на передачу сведений в ТИК, и приступили ко второй пачке. Затем – к третьей, четвёртой.
ГВОЗДИ БЫ ДЕЛАТЬ ИЗ ЭТИХ ЛЮДЕЙ. Смотрела на членов комиссии, работающих дружной сплочённой командой, и не переставала удивляться: три двенадцатичасовых рабочих дня и в завершение такая напряжённая рабочая ночь. А наутро многим из них ещё и на свою основную работу – кому воспитателем в детский сад, кому стоматологом…
Но никто не роптал, воспринимая ситуацию как вынужденную необходимость. Лишь одна молодая женщина сказала: «Если бы я пять лет назад знала, что так придётся всё считать, то не согласилась бы на этот созыв».
Да, пять лет назад было легче. И партий меньше, и один день голосования. Да и на явке особо не зацикливались. Но всё равно непонятно, почему никто не думает о членах избирательных комиссий. Работать в таком напряжённом режиме ненормально. Когда уже наконец все УИКи оснастят КОИБами (комплексами обработки информационных бюллетеней)? Или может перестать уже рассуждать о недоверии электронному голосованию?..
В любом случае, стыдно в 21 веке проводить подсчёт голосов по выборам разных уровней в подобном режиме.
НЕОЖИДАННЫЙ ФИНАЛ. Последними считали бюллетени по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края по одномандатному избирательному округу №21. Четыре уже изрядно поднадоевших за последние дни фамилии звучали как армейская перекличка: «Махмудов», «Черезов», «Вшивкова», Балыкина» и снова по перемешанному кругу. Когда наконец все бюллетени были поделены на четыре стопы, приступили к их подсчетам. Те, что поменьше, не вызвали проблем. А вот две, что побольше, ввели всех в смущение. Пересчитали еще раз, и опять такой же результат. Пересчитали в третий – снова то же самое: Махмудов – 356 голосов, Черезов – 356 голосов.
Это было, как подарок, наблюдателям от этих кандидатов. Ведь они уже три дня провели в этой комиссии, и сдружились и с членами комиссии и между собой. И как бы не хотелось выиграть одному у другого, но возвращаться домой в шестом часу утра с проигрышем точно не хотелось никому. Хотя, конечно, их задача была только наблюдать.
Ну а для всех остальных равное количество голосов у двух лидеров было ещё одним напоминанием о том, что голос каждого может быть решающим.
Марина ШАМУРИНА
По данным Территориальной избирательной комиссии№1 Кунгурского муниципального округа явка по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации составила 42,78 процента.
Из 33996 избирателей приняли участие в голосовании 14545.
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий