Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Об истине и незыблемых фактах истории

 Продолжение темы: Иоанно-Предтеченское кладбище Кунгура

 

В газете "Новости Кунгурского края" №37 от 15 сентября 2021 г. была опубликована статья М.И. Соболевской «Венок на могилу добрых христиан. О забытом кладбище Иоанно-Предтеченского женского монастыря». Однако, к сожалению, значительная часть приведённых в ней сведений не соответствуют действительности.


Иоанно-Предтеченское кладбище – одно из старейших в Кунгуре. Оно появилось, скорее всего, в конце XVII века, вскоре после основания города. Устроено было за границей городской черты, на высоком берегу реки Ирени.

Первое документальное свидетельство об этом объекте датировано 1704 годом. Тюменский боярский сын И.Т. Текутьев, выполнявший описание города того времени, отмечал, что «с наружной стороны» Алексеевской башни (входила в систему крепостных укреплений Кунгура тех лет, была проездной, дала своё имя названию появившейся здесь впоследствии улице Алексеевской – ныне ул. Красной) находилась часовня, «построенная по силе указов для погребения мёртвых», а при ней – «убогий дом» (строение, возведённое на месте захоронения людей, умерших «не своей смертью» (убитых, утонувших).


ВСЕ ПОГОСТЫ – ЗА ГОРОД

После указа императрицы Екатерины II от 24 декабря 1771 года о запрете на погребение в черте города, Иоанно-Предтеченское кладбище стало в Кунгуре основным. (До этого кунгуряков хоронили также на погостах у Благовещенского собора, Успенского и Тихвинского храмов). С этого времени началось его комплексное развитие.

В частности, в 1773 году на месте упомянутой выше часовни, которая, кстати, была деревянной, возвели на средства кунгурского купца Семёна Васильевича Юхнева каменную церковь, которую освятили в честь Иоанна Предтечи.

В небольшом каменном доме, с двумя выходящими на улицу окнами, при ограде этого храма с северной стороны, в 1825 году поселились подвижницы будущего женского монастыря. А уже в 1832 году, по свидетельству известного краеведа Е.Д. Золотова, они смогли приобрести «частью покупкой, а частью пожертвованием» усадебное место «против кладбищенской церкви», на углу Алексеевской и Острожной улиц, где и начали возводить первый монастырский корпус.


НЕМОНАСТЫРСКИЙ ХРАМ

Забегая немного вперёд, отметим, частью монастырского комплекса Иоанно-Предтеченский храм не стал. Приписанный изначально к Благовещенскому собору, он в 1835 году стал приходским. (К нему приписали 139 домов в Кунгуре, а также жителей в пригородных деревнях Казарма, Лаврята и Бушуево). Правда, в 1869 году его, «по бедности и малочисленности прихода», епархиальное начальство пыталось передать монастырю. Однако прихожане во главе со старостой И.И. Рязановым отстояли свой храм.


ИЗ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО – В НИКОЛЬСКИЙ

Но вернёмся к истории некрополя. Поскольку его территория была небольшой (в сегодняшних границах: от края находящихся в полуразрушенном состоянии келейных корпусов монастыря мимо Никольского храма, далее до угла здания бывшего штаба колонии, затем, сделав поворот, вдоль сохранившегося от исправительного учреждения высокого забора, до края Иренской горы. Здание бывшей Зыряновской богадельни, известной в Кунгуре как Красная больница, было возведено уже за оградой кладбища), то уже к началу XIX века оно практически полностью исчерпало свои возможности.

Чтобы сохранить созданный комплекс, в 1835 году, как уже отмечалось, кладбищенская Иоанно-Предтеченская церковь, одна из самых бедных в Кунгуре, стала приходской. В начале 1870-х годов, отстояв храм от присоединения к монастырю, началась его реконструкция. Проект «новой ремонтировки» разработал городской архитектор Н.А. Воскресенский. В ходе проведённых работ наружный вид храма был изменён устройством четырёх новых глав. Кроме того, с южной стороны здания возвели новый Никольский придел. Освятили перестроенный храм 5 ноября 1878 года.


ИЗВЕСТНЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

К этому времени хоронить кунгуряков на близлежащем к храму кладбище из-за отсутствия свободного места уже практически перестали. (Главным городским погостом стало Вознесенское кладбище, созданное в конце 1820-х годов на южной окраине города). В метрических книгах храма сохранились сведения лишь об одиночных захоронениях.

Так, например, 3 июля 1865 года была похоронена внучка бывшего церковного старосты Я.И. Каблукова, Александра. 30 сентября 1872 года – мещанская вдова Васса Михайловна Сартакова. 5 ноября того же года там упокоился известный в городе купец и общественный деятель Гавриил Матвеевич Шаравьёв. В январе 1875 года – купчиха Параскева Петровна Сартакова. В марте 1886 года место вечного упокоения здесь обрели купеческие вдовы Параскева Фёдоровна Пономарёва и Мариамна Георгиевна Фоминская.

Предметом особой заботы Иоанно-Предтеченское кладбище стало для известного купца-чаеторговца А.С. Губкина. В январе 1868 года здесь была похоронена младшая дочь купца, Елизавета, умершая в четырёхлетнем возрасте. В марте 1875 года упокоилась и его супруга Татьяна Ивановна. Рядом с ними 10 декабря 1883 года похоронили и самого чайного магната. По свидетельству очевидцев, гроб с его телом «при большом стечении народа» был опущен в «приготовленный склеп».

Шиловский А.Л. Надгробие Т.И. Губкиной на Никольском кладбище. 8 августа 1918 года.


Шиловский А.Л. Надгробный памятник П. С. Бушуевой на Никольском кладбище. Август 1918 г.

Из фондов Томского областного краеведческого музея


НА МОГИЛЕ ДЕДА

В 1892 году внук А.С. Губкина Александр Григорьевич Кузнецов изъявил желание возвести на могиле деда новый храм. Но так как захоронение находилось очень близко к алтарю Иоанно-Предтеченской церкви, то после долгих размышлений было решено разобрать недавно перестроенный храм почти полностью и возвести на его месте новый, с тем, чтобы его алтарная часть располагалась над могилой именитого чаеторговца.

Сохранились сведения, что при прокладке фундаментов для новостройки пришлось разрыть массу находившихся здесь могил. «Являются из тьмы на свет гробы с полусгнившими костями; кости железно-грязного цвета и хоть зарыты в землю не менее 50 лет назад, всё ещё издают зловоние», – читаем в одном из документальных свидетельств. Особенно сохранились гробы в могилах с кирпичными сводами. «Недавно выкопали гроб какого-то чиновника; в гробу одни кости, обтянутые в суконный, хорошо сохранившийся сюртук со светлыми пуговицами…» (Память о некоторых разрушенных могилах увековечена в мемориальных табличках на столбах в центральном приделе храма).

К сожалению, из-за смерти заказчика сооружение храма растянулось на долгие годы. Первый придел – Во имя Алексия, человека Божия – освятили 9 ноября 1903 года. Полностью вновь выстроенный храм был освящён лишь в августе 1917 года.


А НА ТЕСНОМ ПОГОСТЕ…

Тем временем, точечные захоронения на зажатом в тесных тисках окружающих построек Иоанно-Предтеченском кладбище продолжались. Так, например, 9 августа 1902 года здесь упокоился купец второй гильдии Степан Иванович Сибиряков. В 1906 году – известный купец-кожевник Лаврентий Иванович Сартаков. В декабре 1907 года – владелец другого крупного кожевенного завода Андрей Прохорович Чулошников.

Последнее из известных захоронений датировано 3 ноября 1913 года. В расположенном здесь семейном склепе захоронили сноху Л.И. Сартакова - Валентину Яковлевну. Но, заметим, что все перечисленные выше люди были похоронены именно на приходском Иоанно-Предтеченском кладбище, а не на монастырском, как утверждает М.И. Соболевская. А упомянутые в её списке Е.Е. Губкина, М.С. и Е.Я. Дубинины вообще упокоены на другом, Вознесенском кладбище.

Какой-либо информации о наличии в Кунгуре обособленного монастырского кладбища автор за многие годы краеведческих исследований не встречал. Вполне возможно, что некие захоронения, например, отошедших в мир иной настоятельниц или монахинь, на территории монастыря и были. Это вполне допускалось уставом монастырской жизни. Однако светских лиц там хоронить не могли.


История Иоанно-Предтеченского кладбища Кунгура завершилась в начале 1930-х годов одновременно с закрытием Никольского храма. Часть надгробий растащили на фундаменты своих строящихся домов предприимчивые кунгуряки. (В одном из них несколько лет назад было обнаружено надгробие с могилы Елизаветы Губкиной). Завершила процесс разместившаяся в 1930 году в корпусах бывшего монастыря и на прилегающей территории трудкоммуна. На территории бывшего кладбища была создана производственная зона учреждения.

           

Сергей МУШКАЛОВ,

директор Кунгурского музея-заповедника



Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий