Экс-глава Кунгура стоял у истоков возрождения Белогорской обители
Николай КАДАНЦЕВ: «Ни на минуту не сомневался, что храм восстановим!»
16 июня 1891 года, по инициативе миссионера Стефана Луканина и по благословению епископа Пермского и Соликамского Владимира в память спасения Наследника престола Цесаревича Николая Александровича в Пермской губернии на Белой Горе освящен семисаженный крест, получивший название Царский. После служения у освящённого Царского креста крестьяне горячо помолились о ниспослании дождя, который в тот момент требовался их погибающим посевам. Тихий и тёплый дождь пошёл в ту же ночь, и продолжался до следующего вечера…
«ТРУДОМ И ПОДВИГОМ создавалась Белогорская обитель. Это да будет ей украшением и силой на многие лета», - писал в книге отзывов епископ Пермский и Соликамский Андроник. Однако с приходом советской власти и началом времён воинствующего атеизма, несмотря на свою молодость, крепость и монументальность Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь был закрыт. И только через 67 лет – в декабре 1990 года он вновь возвращён Пермской епархии. 18 мая 1991-го подписан акт передачи всего комплекса зданий монастыря в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви.
Наместником возрождаемой обители назначен игумен Варлаам (Александр Передернин). До десятка насельников, да несколько бабушек из соседних деревень – вот и всё его войско. А поле брани – разорённый после пожара Крестовоздвиженский храм без куполов и крестов, полуразрушенный братский корпус, и практически непроезжая дорога. Но «…по молитвам вашим да будет вам». И вот Господь посылает в молитвенную помощь протоиерея Бориса Бартова из Кунгура. А через некоторое время к нему присоединяется и кунгурский градоначальник Николай Каданцев.
С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА. - Приехав на Белую Гору с отцом Борисом, и познакомившись с игуменом Варлаамом, я ни на минуту не сомневался, что храм будет восстановлен. - вспоминает Николай Евстигнеевич. - Было понятно, что требуется помощь, и немалая. Но и какая-то уверенность в том, что отказов в этой помощи быть не должно, сразу появилась. И сегодня я испытываю чувство гордости за кунгуряков, которые стояли у истоков восстановления монастырского комплекса на Белой Горе. Это и Почётный гражданин Кунгура Борис БАРТОВ, и директор Кунгурских электрических сетей Александр ТРИКОЗ, и директор Кунгурского машзавода Николай ПОПОВ, и директор предприятия УАВР-2 Анатолий ТЕКЛЮК, и директор дорожно-строительного предприятия Геннадий ВОСТРОКНУТОВ и многие-многие другие.
БЕЗ РАЗДЕЛА. Стоит заметить, что и Кунгурский район не стоял в стороне от благого дела. Не раз собирали вместе руководителей предприятий города и района, председателей сельсоветов и привозили большой делегацией на Белую Гору. После осмотра белогорских разрушений определяли, какая помощь требуется на данный момент, и кто чем может помочь. Любой вклад в благое дело восстановления был ценен - от стройматериалов до продуктов питания для тех, кто живёт и трудится в монастыре. А на первых порах не гнушались руководители и лично принять посильное участие в уборке мусора из нижнего и верхнего храмов.
Приезжали в Белогорье потрудиться студенты и школьники из Кунгура и Кунгурского района.
- Я считаю, что кунгуряки проявили себя в этом благом деле с достойной стороны, и очень много сделали для восстановления Белогорья, - заключает Николай Каданцев.
ЯРКИЙ СЛЕД. В мае 1996 года Кунгур посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он поздравил кунгуряков с Днём Победы, побывал в Свято-Никольском храме, недавно выгороженном из территории колонии, а затем отслужил литургию на Соборной площади. Николай Евстигнеевич Каданцев вспоминает этот визит с удивительным блеском в глазах:
- Я был очень удовлетворен, что Патриарх удостоил Кунгур, как один из небольших городов, впервые в его истории, такой высокой чести. Он очень большой след в жизни кунгуряков оставил. Я видел после службы на площади, как он общался с кунгуряками, и с какой любовью и трепетом они обращались к нему. Это не передать словами, это надо видеть…
А на другой день Патриарх прибыл на Белую Гору. День был пасмурный, ветреный, то и дело моросил дождь. Но едва Алексий II начал произносить свою проповедь возле Царского креста, тучки все словно разбежались куда-то, и выглянуло солнце. Это было настоящее чудо! На всех произвело очень сильное впечатление.
С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ. После визита Патриарха началось активное восстановление храмов. И в Кунгуре, и на Белой Горе. В сентябре 1996 года Пермская областная администрация приняла постановление «Об оказании помощи в реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря».
- И тогда отец Борис сказал мне, - вспоминает Николай Каданцев, - раз область начала помогать Белогорью, давай кунгурские предприятия привлекать к восстановлению городских храмов. Тем более, в Кунгуре их много, и все нуждаются в такой же, а то и в большей помощи. Меня поначалу это удивило, но вскоре я понял, что отец Борис прав.
В 1998 году был создан некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря "БЕЛАЯ ГОРА". Он учрежден 19-ю ведущими предприятиями и организациями Пермской области (протокол общего собрания учредителей №1 от 28.09.1998 г.). Зарегистрирован в Перми 8 сентября 1998 года. Основными целями и задачами фонда "БЕЛАЯ ГОРА" (согласно Устава) являются: оказание финансовой поддержки в воссоздании Крестовоздвиженского собора и других объектов Белогорского монастыря; благотворительность; реализация других культурных и социальных программ. Глава Кунгура Николай Каданцев и глава Кунгурского района Александр Колпаков вошли в Попечительский совет фонда.
- Совет собирался раз в квартал, обсуждал программы, заслушивал руководителей, которые там принимали участие, - вспоминает Николай Евстигнеевич. - Задачи ставились со стороны епископата, а фонд изыскивал средства и возможности их решения. Проводили большую работу, собирая, кто сколько может дать. За каждую копейку был строгий отчёт.
СОЖАЛЕЮ, ЧТО ПОЗДНО. Николай Евстигнеевич Каданцев руководил Кунгуром на протяжении 10 лет - с 1994 по 2004 годы. Несмотря на то, что это были самые трудные годы для молодой российской экономики, он не считает, что ему досталась нелёгкая невыносимая ноша. Даже наоборот, наблюдая за последующими мэрами, и действующим главой муниципалитета, заключает:
- При нынешних условиях я бы вряд ли смог работать в органах местного самоуправления. Мне придавало сил и энергии общение с людьми, и то, что, решая их проблемы, я мог себе позволить действовать по зову сердца и по совести. Как с Белой Горой, например. Я очень сожалею, что вышел из фонда «БЕЛАЯ ГОРА». Потому что все наши житейские трудности, финансовые проблемы, и другие повседневные хлопоты преходящи. Вечно только одно – общение с Богом. Я никогда не был равнодушен к Богу, но, к сожалению, пришёл к пониманию истины только после работы в Афганистане (1986-88 годы). Какой-то толчок во мне произошёл, и раскрутил до сегодняшнего состояния в душе.
Хотя, может и не поздно. А самое время. Ведь учитель приходит тогда, когда ученик готов учиться…
Марина ШАМУРИНА
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий