В Свято-Никольском храме Кунгура появятся заступники единства семьи и Отечества
3 января 2020 года в храм прибудет ростовая икона святого благоверного князя Димитрия Донского и Евфросинии Московской
Этим святым молятся об умножении любви и укреплении единства.
С 2016 года по решению Священного Синода 1 июня отмечается День общей памяти святых благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской.
В русской истории не так уж много найдется таких благословенных христианских браков, каким был идеальный супружеский союз Димитрия Донского и Евфросинии Московской, живших в XIV веке.
В XXI веке эта удивительная семья может и должна служить образцом для подражания, примером святости, родительского счастья и величия семьи.
Жизнь великокняжеской семьи протекала согласно евангельским законам. Необыкновенная любовь к Богу отличала обоих супругов с самого детства. Сам Господь через святителя Алексия благословил этот союз, основанный на христианских ценностях.
Святые супруги и ныне показывают нам пример благочестия, милосердия и любви, высоту и святость семьи, гармоничного сочетания заботы о своей семье и успешного государственного правления, когда во главу угла ставится объединение земель, а не борьба за власть. Это один из самых ярких примеров православной многодетной семьи, любовь которой изливалась на всех жителей Московского княжества. Их постоянная забота о нуждающихся, больных, страждущих, вдовах, сиротах, престарелых, обездоленных погорельцах снискала всеобщую любовь народа, который видел в них своих помощников и заступников.
Многие православные почитают великих русских княгинь Евдокию Московскую и Февронию, которые в иночестве носили одинаковое имя – Евфросиния, что означает «радость». Обе были верными женами и помощницами своим мужьям – князю Димитрию Донскому и князю Петру (в иночестве Давиду).
Первый в России памятник
Скульптор Дмитрий Кукколос, желая показать людям, что именно семьей сильна Россия, изобразил Димитрия Донского и Евфросинию Московскую с двумя детьми: впереди стоит их первенец – княжич Василий, а младенца Юрия держит на руках мать.
Памятник святым супругам был торжественно открыт 19 ноября 2013 года возле единственного в России храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке. И, возможно, не все прохожие знают, что перед ними родители не двух, а 12-ти прекрасных детей!
Из детской книги Анастасии Герасимовой «Преподобная Евфросиния Московская» ребята могут узнать о том, что Куликовскую битву выиграл Дмитрий Донской после благословения преподобного Сергия Радонежского, а большую помощь в победе над врагом оказала Евдокия Московская, которая вместе со своим народом горячо молилась Богу и Богородице о победе русских воинов над монголо-татарами.
Вера в Бога — фундамент русского государства
В XIV веке, во время правления великокняжеской четы, начался процесс духовного возрождения нашего Отечества. Идеалом для Московской Руси стала христианская святость.
«Вера в Бога, внутренняя духовная сила, помощь и заступничество святых угодников, – вот тот фундамент, на котором начало строиться здание нового единого русского государства, – пишет Леонид Бамблевский. – Православие начинает распространяться с северной Руси. Центром становится Троицкий монастырь, наставником, духовником всей Руси – преподобный Сергий Радонежский. И если духовным центром стала обитель святого Сергия, то на общественном уровне “строителями” здания государства Российского были великие князья Дмитрий Иоаннович и Евдокия Дмитриевна».
В 1380 году во время грозной битвы с ордынскими полчищами Московская Русь выдержала испытание на прочность только благодаря прочному союзу духовной и светской власти. И сегодня он должен служить для нас примером для подражания.
Благоверный князь
Великий князь Димитрий Донской, чье имя неразрывно связано с одержанной им победой в Куликовской битве, родился в 1350 году в семье князя Иоанна Красного и княгини Александры. Оставшись в 9 лет без отца, воспитывался под руководством святителя Алексия, митрополита Московского, которому много в этом содействовал преподобный Сергий Радонежский.
Благодаря своим наставникам благоверный князь Димитрий получил добрую привычку не начинать никакое дело без Божиего благословения. Воспитанный в глубокой вере, он жил, по словам летописца, «с Богом все творящий и за Него борющийся».
Христианское благочестие князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Заняв в двенадцатилетнем возрасте великокняжеский престол, он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия.
Почти на протяжении всего своего великокняжеского правления ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами, как внешними, так и внутренними. Он рано понял, что общегосударственное дело возвышения Москвы невозможно без устроения собственного дома. Брак с Евдокией по прочности и надежности можно сравнить со стенами Белокаменного Кремля, возведенными князем Димитрием после пожара в Москве.
До конца своих дней он не прекращал общения с преподобным Сергием, прося его молиться за свое семейство. Историки считают, что княгиня Евдокия, горячо стремившаяся к святости и монашеской жизни, не только познакомилась с игуменом Земли Русской, но и была его единственной ученицей.
Весной 1389 года, почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преподобным Сергием, который стал главным свидетелем при составлении великим князем духовного завещания.
«Вы, дети мои, живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем… Который сын не станет слушаться мати своей, на том не будет моего благословения… Вот я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда… Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре… послужите княгине моей и чадом моим…»,
– так говорил умирающий великий благоверный князь Димитрий Донской.
В своей духовной грамоте он навсегда заповедал своим детям и потомству, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын его, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев усопшего князя. Сохранение этого важного постановления, которому не только Москва, но и вся Россия навеки обязана укреплением единой самодержавной власти, было вверено Промыслом Божиим преподобному Сергию.
Перед самой кончиной великий князь пожелал своим родным, ближним, боярам и всей Руси: «Бог мира да будет с вами!» Глубокий смысл сокрыт в этих словах! Вся натрудившаяся, изболевшаяся за Родину душа великого святого князя вылилась в этом благочестивом благословении.
Готовясь к переходу в иной мир, благоверный князь Димитрий с большим трудом смог уговорить свою святую супругу не оставлять государственных обязанностей, не уходить в монастырь, как она того желала, а стать соправительницей их старшему сыну Василию. Разве могла любящая жена отказать умирающему мужу, который впервые в истории Руси наделил свою супругу удельным княжением?
19 мая (1 июня по н. ст.) великий благоверный князь Димитрий Донской на 41-м году жизни преставился. По преданию, отпевание совершил преподобный Сергий Радонежский. Почитание князя как избранника Божия, начавшееся в Москве, позже стало повсеместным и закончилось его прославлением. После Владимира Мономаха и благоверного князя Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Похоронен святой Димитрий в Архангельском соборе рядом с гробницами его отца, деда и прадеда.
Преподобный Сергий и его духовные чада
Самые тесные духовные узы связывали семью Димитрия Донского и Евфросинии Московской с великим светильником нашего Отечества – преподобным Сергием Радонежским, духовником великокняжеской четы, полагая традицию соработничества Церкви и государства. Русь выдержала испытание на прочность благодаря прочному союзу духовной и светской власти.
Преподобный Сергий крестил и самого великого князя Димитрия, и двух его сыновей. Основы личной святости Димитрия и Евдокии были заложены трудами святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия.
Именно в благословении этих великих святых Земли Русской видится главная причина того, что союз этот без преувеличения можно назвать идеальным христианским браком. Под духовным руководством святых подвижников проходила вся жизнь великокняжеской четы. Наставления преподобного Сергия, ставшие сокровищницей духовной мудрости, безусловно, имели огромное влияние на воспитание княжеских детей.
После первой же встречи с преподобным Сергием благоверный князь Димитрий стал одним из верных и послушных учеников святого. Русские цари и великие князья шли потом в Троице-Сергиеву Лавру по пути, проложенному великим святым князем Димитрием.
При неусыпном попечении и отеческом руководстве святителя Алексия и преподобного Сергия стала постепенно объединяться Русская Земля, обессиленная раздорами удельных князей. Пусть и не сразу, но они подчинились власти московского князя, а в народе пробудилось сознание необходимости сплотиться воедино, дабы общими силами сбросить с себя ненавистное монголо-татарское иго.
– Только в единстве с Богом – истинная сила народа, по слову апостола, если Бог за нас, кто на нас? (Рим. 8, 31)». Так учил и наставлял благоверного Димитрия и других князей и преподобный Сергий Радонежский, который старался примирить враждующих.
Этой идеей народного единства глубоко проникся благоверный князь Димитрий, желающий освободить народ от тягостного ордынского ига. Постепенно он собрал вокруг себя князей, готовых поступиться ради спасения Отечества своей властью и славой.
В дни испытаний и войн, видя молитвенные подвиги своей княгини, весь народ вставал на соборную молитву, прося Бога о защите и покровительстве. И Господь не посрамил упований Своих чад, даровав в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 (21) сентября 1380 года, благочестивому русскому войску славную победу на Куликовом поле. Теперь все знали, что нет такого врага, которого невозможно было бы одолеть с помощью Божией.
Авторитет преподобного Сергия Радонежского был столь высок, а его духовные связи с семьей великого благоверного князя Димитрия Донского, виднейшими боярами и высшими церковными иерархами были столь тесными, что он значительно влиял на церковные и политические дела своего времени.
После преставления преподобного Сергия его племянник и ученик – святой Феодор, игумен Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископ Ростовский) – стал духовником всего семейства великого благоверного князя Димитрия. Он крестил княжича Андрея Димитриевича.
Евдокия-Евфросиния: благоволение и радость
Большую роль в созидании Российского государства наряду с преподобным Сергием, Димитрием Донским и другими святыми сыграла и великая княгиня Евдокия – православная христианка, молитвенница, верная и заботливая супруга, многодетная мать, женщина-правительница, строительница, благотворительница, покровительница нуждающихся, «сестра милосердия», преподобная Евфросиния Московская. Она и ныне являет собой идеал и пример для подражания. При жизни люди называли ее матерью и хозяйкой Москвы, а после кончины – покровительницей.
Великая княгиня Евдокия была дочерью князя Суздальского Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Ее отец долго оспаривал престол у юного князя Московского Димитрия, пока не выдал за него дочь и не стал его верным союзником. По благословению святителя Алексия 18 января 1366 года в Коломне торжественно отпраздновали свадьбу. Скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств, этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства.
Больше всего на свете будущая святая Евфросиния хотела посвятить свою жизнь Богу. Но по воле Божией и по просьбе своего супруга великая княгиня Евдокия стала первой в истории Руси женщиной-правительницей.
Двадцать лет она управляла Московской Русью, отдавая детям и своему народу всю свою любовь и заботу. Только Богу известно, сколько слез пролила она, моля Его о помощи. Но Богом ей было уготовано соединить подвиг гражданского служения своему Отечеству с монашеским подвигом, обретая христианское царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной.
Помощь погорельцам
Невероятно много сделала для москвичей Евдокия (в переводе ее имя означает «благоволение»). После смерти супруга все заботы о государстве и семье легли на ее хрупкие плечи. Она взяла на себя заботу о бедных, больных, престарелых, вдовах, сиротах. На свои личные средства она строила величественные каменные храмы и монастыри, приюты и дома для погорельцев, помогая и купцу, потерявшему в пожаре свое имущество, и бедной сироте.
Не боясь испачкать княжеские одежды, она сразу после пожара шла разбирать московское пепелище, чтобы утешить погорельцев и разделить с ними их беду.
«Как безжалостная стихия может в мгновенье уничтожить большой цветущий город! Сколько людей тогда стало погорельцами… Кто мог помочь всем этим несчастным, обездоленным людям? – пишет Леонид Бамблевский в книге «Возвращение Евдокии». – Взоры тысяч людей с надеждой устремились в сторону княжеского терема. И князь со своей супругой не оставили в беде своих подданных».
«Не мы ли князья этого града? – обратился Дмитрий к Евдокии. – Не нам ли вверил Господь жизни людей, живущих в нем? Не пришло ли время открыть княжеские сокровищницы и взглянуть на богатства, которые собирали наши отцы и деды? Может, оно поможет погорельцам?»
В ответ на эти слова юная Евдокия с радостью согласилась с мужем. «Она лично вникала в нужду каждого пострадавшего при пожаре, стараясь никого не оставить без внимания и своего попечения. Не жалея сил, до ночи она ходила между пепелищами, раздавая деньги и вещи, одобряя всех добрыми словами. Для многих она стала матерью или сестрой, нежно заботящейся и помогающей в самую трудную минуту». Кто сегодня способен на такое?
Впоследствии, чтобы не повторилась трагедия пожара первого года княжения, Дмитрий и Евдокия приступили к созданию величественного Кремля из белого камня. Это было первое в истории нашего Отечества столь масштабное каменное строительство», – читаем в книге Леонида Бамблевского. И по промыслу Божьему святые мощи Евдокии находятся в Московском Кремле.
Кремль при Дмитрии Донском
Великая княгиня Евдокия смогла осуществить свою давнюю мечту о монашестве лишь перед самой смертью. Постриг она приняла с именем Евфросиния, что означает «радость». Иноческое имя очень подходило ей, ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей Земли Русской.
Несмотря на множество посланных Богом испытаний, укрепивших ее веру, радостью была наполнена вся ее жизнь, состоящая из дел государственной важности, из непрестанной молитвы, которую она полюбила с детства, из дел милосердия и любви к мужу и детям.
Дети
Все супружеские пары мечтают о долгой и счастливой жизни. Поэтому многие молодожены, иногда даже далекие от храма, едут из разных городов на свадьбу в Муром к святым мощам Петра и Февронии, чтобы испросить у них благословение на брак, ведь эта святая чета служит образцом супружеской любви и верности. Хотя «жили они счастливо и умерли в один день», нам мало что известно о детях в этой семье. В одних источниках говорится, что у Петра и Февронии не было детей, в других – что у них было трое детей.
О количестве детей в великокняжеской семье Димитрия Донского и Евдокии Московской разные источники пишут по-разному. Леонид Бамблевский говорит, что известно о двенадцати детях, трое из которых умерли в младенчестве. Остальные дети радовали родителей своим прилежанием и усердием, причем имена трех дочерей в летописях не упоминаются. А вот имена сыновей история сохранила. Первенец Василий стал великим князем Московским.
Звенигородский князь Юрий обустроил Саввино-Сторожевскую обитель в своем княжестве, также построил каменный Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия. Других сыновей звали Петр, Андрей, Иван и Константин.
Великая княгиня Евдокия старалась привить детям любовь к Богу. С самого младенчества она носила их в храм, пела у колыбели святые молитвы, а когда они подрастали, сама объясняла им основы православной веры. Дети стали видимым подтверждением искренней любви и теплых взаимоотношений своих родителей. Они воспитывались в особой ревности к делам благочестия.
Княгиня-строительница за годы своего правления построила и основала колоссальное по тем временам количество храмов и монастырей в Москве и в других городах и селах Московского княжества.
После ее смерти добрую традицию продолжили ее сыновья, князья Василий, Юрий, Андрей и другие Димитриевичи, построившие во славу Божию множество храмов и монастырей.
1 июня – День детей и родительского счастья
Заложив в Московском княжестве сильные социальные и культурные традиции, ставшие основой великого Российского государства, Евфросиния Московская и теперь не оставляет верующих без помощи, посылая ее по их вере.
В храме святой Евфросинии Московской находится ее чудотворная икона. В большом киоте под стеклом год от года появляется все больше украшений – колечек, цепочек, сережек, браслетов, которые верующие приносят в знак благодарности за исцеления и другую помощь преподобной Евфросинии. И строительство, и роспись храма – это результат соборной молитвы и усердия прихожан. С каждым годом храм все больше расцветает.
Именно здесь 1 июня 2016 года впервые отпраздновали День детей и родительского счастья – красивый и добрый семейный праздник, способный показать всем, как прекрасно иметь столько детей, сколько дает Господь. Если в наших семьях будет много детей, если наши дети будут знать о святых Димитрии и Евфросинии, будут молиться им и прикладываться к их иконам, то с детства мы заложим в них самое доброе зерно.
Кроткая и смиренная, жертвенная и самоотверженная жена великого князя Димитрия Донского. Евдокия Московская так бы и осталась в тени своего мужа, если бы не Промысел Божий, как и все в нашей жизни… Именно эта женщина, мать 12 детей (четверо из которых умерли в раннем возрасте), стала прообразом той русской христианской женщины, которая смогла соединить в себе неотступное служение Христу и подвиг гражданского служения своему народу и родной земле.
Именно Она смогла всей своей жизнью доказать, что можно быть одновременно властной и богобоязненной, кроткой и доброй, любящей женой и матерью, при этом влиять на политическую картину страны.
По молитвам святой Евфросинии Московской, сестричество приумножается, увеличивается как количественно, так и качественно. Вместе мы творим дела милосердия, помогаем нуждающимся. К нам приходят новые сестры, создаются семьи и рождаются дети. Ведь это и есть истинное послушание женщины. Мы встречаем замечательных людей, которые становятся нам друзьями, товарищами, близкими людьми.
Икона святых благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии Московской останется в Кунгурском Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Попросить их молитвенной помощи может любой желающий.
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий