Законопроект об отмене налога на социальные выплаты
Московская областная Дума внесла в правительство РФ предложение навести порядок с социальными выплатами, право на получение которых имеют отдельные категории граждан. Точнее говоря, речь идет не о социальных выплатах как таковых, а о том, следует ли считать подобные выплаты доходом и, соответственно, должны ли они облагаться подоходным налогом.
Законопроектная инициатива Московской областной Думы должна устранить формальное противоречие, которое региональные власти иногда трактуют в свою пользу. Дело в том, что все виды компенсационных выплат, согласно Налоговому кодексу, освобождаются от обложения НДФЛ. На федеральном уровне эта система давно отлажена и работает без сбоев. Однако на региональном уровне ситуация немного иная: тот факт, что НДФЛ полностью зачисляется в региональные бюджеты, подвигает местные власти заниматься словесной эквилибристикой.
Метод достижения запланированной цели самый простой: удалив из официального названия вида социальной помощи слово "компенсация", все единовременные или регулярные социальные выплаты, а также любую материальную помощь можно приравнять к дополнительным доходам и обложить их 13-процентным НДФЛ. В результате региональные власти одной рукой выдают 100 процентов положенных компенсационных выплат, а другой рукой 13 процентов из них забирают обратно с помощью подоходного налога. Конечно, подобную хитрую методику не следует рассматривать в качестве серьезного источника пополнения местного бюджета. Скорее речь идет об урезании на 13 процентов социальных расходов.
Возможно, забота о доходах нуждающихся является только одной из причин появления данного законопроекта. В последнее время россияне все чаще стали обращаться в суды, чтобы оспорить несправедливое, по их мнению, начисление подоходного налога на отдельные виды социальной помощи – например, на доплаты к пенсии за выслугу лет или на региональный материнский капитал за рождение второго ребенка. Принятие данного законопроекта однозначно снизит вал судебных тяжб.
К плюсам законопроекта следует отнести предложение исключить из Налогового кодекса указание на ежегодное утверждение государственными органами программ социальной помощи. Льготы по налогообложению распространялись на утвержденные программы помощи федерального и регионального, но не местного уровня. Таким образом, новый закон освободит от выплаты НДФЛ те суммы, которые перечисляют нуждающимся муниципальные власти.
Региональные и местные бюджеты могут недосчитаться определенной суммы денег из-за снижения поступлений НДФЛ. Однако не следует забывать, что компенсационные выплаты получают в первую очередь те, кто находится в сложной жизненной ситуации. Поэтому дополнительно выплаченные им суммы не пойдут на накопление, а быстро вернутся в оборот, стимулируя рост производства за счет повышения потребительского спроса. Таким образом, выпадающие поступления от НДФЛ будут компенсированы за счет налогообложения реальной сектора экономики.
Законодательная инициатива Московской областной Думы уже получила поддержку правительства. И у нас нет никаких сомнений в том, что с одобрением парламентом и подписанием президентом также никаких проблем не предвидится. Таким образом, можно уже сегодня заявить о том, что имевшая место законодательная коллизия успешно разрешается в рамках правового поля.
Однако, с нашей точки зрения, более правильным в этой ситуации был бы другой подход. Вместо принятия отдельного закона стоило привлечь к обсуждению существующей проблемы Конституционный или Верховный суд. Кто-либо из них должен был выпустить разъяснение к соответствующему положению Налогового кодекса и признать сложившуюся практику местных властей незаконной.
Правда, в этом случае местные власти обязаны будут вернуть гражданам ранее незаконно взысканные 13 процентов подоходного налога с суммы положенной им компенсации. Принятие нового закона их от этого обязанности освобождает, потому что закон, как известно, обратной силы не имеет – в отличие от определения Верховного суда РФ.
В этой истории также важен имиджевый момент. Действующие власти смогут интерпретировать новый закон как расширение программ поддержки нуждающихся граждан, которое позволяет, с одной стороны, на 13 процентов увеличить компенсационные выплаты, а с другой стороны – сделает всю систему предоставления адресной социальной помощи более прозрачной.
Однако на самом деле речь идет об устранении юридического казуса, который позволял региональным властям занижать суммы социальной помощи. В предвыборный период, в который сегодня вступает Россия, предпочтительнее акцентировать внимание избирателей на улучшении работы властей, нежели на исправлении существующих недостатков.
Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Законопроектная инициатива Московской областной Думы должна устранить формальное противоречие, которое региональные власти иногда трактуют в свою пользу. Дело в том, что все виды компенсационных выплат, согласно Налоговому кодексу, освобождаются от обложения НДФЛ. На федеральном уровне эта система давно отлажена и работает без сбоев. Однако на региональном уровне ситуация немного иная: тот факт, что НДФЛ полностью зачисляется в региональные бюджеты, подвигает местные власти заниматься словесной эквилибристикой.
Метод достижения запланированной цели самый простой: удалив из официального названия вида социальной помощи слово "компенсация", все единовременные или регулярные социальные выплаты, а также любую материальную помощь можно приравнять к дополнительным доходам и обложить их 13-процентным НДФЛ. В результате региональные власти одной рукой выдают 100 процентов положенных компенсационных выплат, а другой рукой 13 процентов из них забирают обратно с помощью подоходного налога. Конечно, подобную хитрую методику не следует рассматривать в качестве серьезного источника пополнения местного бюджета. Скорее речь идет об урезании на 13 процентов социальных расходов.
Возможно, забота о доходах нуждающихся является только одной из причин появления данного законопроекта. В последнее время россияне все чаще стали обращаться в суды, чтобы оспорить несправедливое, по их мнению, начисление подоходного налога на отдельные виды социальной помощи – например, на доплаты к пенсии за выслугу лет или на региональный материнский капитал за рождение второго ребенка. Принятие данного законопроекта однозначно снизит вал судебных тяжб.
К плюсам законопроекта следует отнести предложение исключить из Налогового кодекса указание на ежегодное утверждение государственными органами программ социальной помощи. Льготы по налогообложению распространялись на утвержденные программы помощи федерального и регионального, но не местного уровня. Таким образом, новый закон освободит от выплаты НДФЛ те суммы, которые перечисляют нуждающимся муниципальные власти.
Региональные и местные бюджеты могут недосчитаться определенной суммы денег из-за снижения поступлений НДФЛ. Однако не следует забывать, что компенсационные выплаты получают в первую очередь те, кто находится в сложной жизненной ситуации. Поэтому дополнительно выплаченные им суммы не пойдут на накопление, а быстро вернутся в оборот, стимулируя рост производства за счет повышения потребительского спроса. Таким образом, выпадающие поступления от НДФЛ будут компенсированы за счет налогообложения реальной сектора экономики.
Законодательная инициатива Московской областной Думы уже получила поддержку правительства. И у нас нет никаких сомнений в том, что с одобрением парламентом и подписанием президентом также никаких проблем не предвидится. Таким образом, можно уже сегодня заявить о том, что имевшая место законодательная коллизия успешно разрешается в рамках правового поля.
Однако, с нашей точки зрения, более правильным в этой ситуации был бы другой подход. Вместо принятия отдельного закона стоило привлечь к обсуждению существующей проблемы Конституционный или Верховный суд. Кто-либо из них должен был выпустить разъяснение к соответствующему положению Налогового кодекса и признать сложившуюся практику местных властей незаконной.
Правда, в этом случае местные власти обязаны будут вернуть гражданам ранее незаконно взысканные 13 процентов подоходного налога с суммы положенной им компенсации. Принятие нового закона их от этого обязанности освобождает, потому что закон, как известно, обратной силы не имеет – в отличие от определения Верховного суда РФ.
В этой истории также важен имиджевый момент. Действующие власти смогут интерпретировать новый закон как расширение программ поддержки нуждающихся граждан, которое позволяет, с одной стороны, на 13 процентов увеличить компенсационные выплаты, а с другой стороны – сделает всю систему предоставления адресной социальной помощи более прозрачной.
Однако на самом деле речь идет об устранении юридического казуса, который позволял региональным властям занижать суммы социальной помощи. В предвыборный период, в который сегодня вступает Россия, предпочтительнее акцентировать внимание избирателей на улучшении работы властей, нежели на исправлении существующих недостатков.
Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий