Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Для чего нужна перепись населения?

Для чего нужна перепись населения?
Распределение финансов нынче ведётся по подушевому принципу

ПЕРЕПИСЬ-2020. В октябре 2020 года пройдёт перепись населения. Это единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации, или распространения иным образом демографических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране.
Перепись населения представляет собой основной источник сведений о населении, в том числе и таких, которые иначе, как при переписи, получить невозможно (например, об этнической принадлежности людей по их самоопределению или о фактическом брачном состоянии).
Путем статистической обработки материалов переписи населения получают сведения о численности и распределении жителей по самым различным признакам в их сочетании.
Сведения, получаемые в результате проведения переписи населения, необходимы для формирования государственного бюджета, уменьшения безработицы, укрепления обороноспособности страны, для выделения финансовых средств на пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, строительство дорог и жилья, и решения многих других социальных проблем.

ГЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ. Одним из главных показателей является численность населения. Численность населения является бюджетообразующим показателем в регионах и муниципальных образованиях. От численности населения зависит, сколько денег получит регион или муниципальное образование из федерального бюджета на разные нужды.
Численность населения применяется как при расчёте показателей обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, так и при расчёте иных затрат в системе межбюджетных отношений. В настоящее время для этого используется численность постоянного населения, оцениваемая и публикуемая Росстатом.
В России существует система межбюджетных трансфертов, которая призвана обеспечить достижение задаваемого государством уровня расчётной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и в целях реализации ими отдельных расходных обязательств. Межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций. Средства выделяются на софинансирование мероприятий по развитию общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения, развитие дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и объектов инженерной инфраструктуры.

БЮДЖЕТ ВЫРАВНИВАНИЯ. Минфин России при распределении регионам дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности учитывает показатель численности населения регионов – как при расчёте индексов бюджетных расходов, так и доходов. Учитывая, что численность населения участвует в расчёте бюджетообразующих показателей – налог на доходы физических лиц, среднедушевых доходов населения, от показателя численности населения в некоторой степени зависит распределение дотаций на выравнивание бюджетов. Также при расчётах индекса бюджетных расходов субъектов РФ используется важный для нас показатель, связанный с параметром численности населения - «Доля населения, проживающего в мелких населённых пунктах».
Уровень дотационности бюджетов также зависит от численности населения. Основная роль бюджетного выравнивания заключается в выравнивании возможностей региональных и местных бюджетов по расходным обязательствам, поэтому правильное определение численности населения ведёт к повышению качества межбюджетных трансфертов, целевому использованию бюджетных средств. И если в каком-то поселении численность населения занижена, средств из регионального бюджета они недополучат.

ЦЕНА НЕДОУЧЁТА. Очень важно определить фактическую численность жителей района и поселений. С одной стороны - это инструмент получения трансфертов из «вышестоящих» бюджетов, с другой – элемент обоснования инвестирования строительства социальной инфраструктуры.
Также численность населения учитывается при определении объёмов средств, выделяемых на реализацию Федеральных целевых программ и их распределения по регионам-получателям и далее по муниципальным образованиям.
Численность населения применяется и для оценки эффективности деятельности органов власти разного уровня.
Население фактически является получателем социальных услуг, предоставляемых системой здравоохранения, образования, учреждениями культуры. Недостоверная численность населения, недоучёт миграции искажает систему межбюджетных трансфертов, перенаправляя их в пользу тех регионов и муниципалитетов, фактическое население которых завышено.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ. Управление экономического развития администрации Кунгурского муниципального района при подготовке к переписи населения 2020 года подняло списки по итогам переписи 2010 года и сопоставило их с последними сведениями по всем сельским поселениям. По данным Росстата на 01.01.2019 года в Кунгурском районе проживали 41652 человека, а по данным администраций сельских поселений – 45488 человек. И это ещё не окончательная цифра, так как она не учитывает тех, кто проживает в территории без прописки. А именно – дачников, насельников монастырей, постояльцев туристическо-спортивных объектов, студентов, приезжающих к родителям на каникулы.
В Голдыревском сельском поселении на ежегодном сельском сходе граждан прозвучало, что численность населения превышает данные статистики 2010 года на 500 человек. Следовательно, муниципальное образование недополучает существенную долю субсидий, которые могли бы быть потрачены на решение многих инфраструктурных вопросов данного поселения. И так по всем сельским поселениям.
Мы с управлением внутренней политики администрации Кунгурского района посмотрели список малочисленных населённых пунктов района. И выявили, что есть населённые пункты, где вообще не прописаны жители. В разрезе Сергинского сельского поселения, например, есть деревни Кулачево и Баженово, где 0 постоянных жителей. Есть деревня Садок, где 2 жителя, деревня Шатово – 1 житель, Закурья – 1 житель. При этом глава Сергинского поселения говорит, что в Шатово на сегодняшний день около 100 дачных участков…
Что это означает? Это означает, что район обязан в данные населённые пункты проложить дорогу, провести освещение, газ, если этого потребуют жители. То есть нужно нести определённые затраты, исполнять полномочия своего уровня. А средств на них не выделяется ни из федерации региону, ни из региона - муниципалитету. Волей-неволей приходится, грубо говоря, «размазывать» те средства, что выделяются из расчёта на 41 тысячу населения, на 45 тысяч и более.
Возникает проблема и с участием в различных социальных и инвестиционных программах. Допустим в какой-то населённый пункт надо провести газ, требуется первым делом написать экономическое обоснование данного проекта. А если в данном населённом пункте зарегистрировано 2 жителя, значит там максимум 2 дома. Соответственно, либо инвестор, либо регион говорит: данный проект экономически невыгоден. Хотя на самом деле там ещё и100 дачников проживают, некоторые из них всю зиму живут.

ФИКТИВНО ИЛИ ЭФФЕКТИВНО? Каков же выход из данной ситуации? Форма налогообложения должна быть другая или формула финансирования территорий?.. А может всё на откуп бизнесу отдать? Но не будет ли он показывать свою картину мира, завышая или занижая нужные показатели?..
Прозрачности в ситуации и точной аналитики для получения эффективности можно добиться лишь наибольшей достоверностью сведений, собранных во время Всероссийской переписи населения. Именно от этих сведений будет зависеть и бюджет вашего муниципального образования, и бюджет выравнивания, и возможность участия в программах газификации и дорожного строительства, создания комфортной среды и водоснабжения территорий.
Всем, кто желает, чтобы ваш населённый пункт стал более благоустроенным и богатым, чтобы у него появились перспективы развития, необходимо принять участие в переписи населения-2020. Независимо от того, дачный это дом или место постоянного проживания.

Людмила ДУЛЕПИНСКИХ, заместитель главы Кунгурского муниципального района по экономике и финансам

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий