Велика моя родина малая
Состоялась вторая паломническая поездка по храмам Кунгурского района
Затемно ещё собрались мы у Тихвинского храма. Морозно, непривычно как-то даже для нынешней зимы. Когда ехали потом уже в автобусе (не здорово, кстати, тёплом) невольно думалось: «А как вот это в прежние времена да на лошадке, в каком-нибудь тулупе – да за десятки километров, в мороз, в буран, в непогодь?». Большое дело - ценить, что имеешь. Вот теперь - едем с комфортом, с песнопениями, чего ещё?
…
В дорогу пригласили неравнодушные прихожане: затеяли интересную инициативу – знакомство с храмами нашей Кунгурской земли. Неистребима (к счастью!) в нас эта тяга – увидеть, почувствовать те корни, что соединяют нас ментальными узами с нашим историческим основанием, нашими предками. Без корней - дерево не стоит, так какое-нибудь перекати-поле разве может существовать.
ПО СТАРОМУ СИБИРСКОМУ. Цель поездки в этот раз – сёла Серга и Кинделино.
Серга – старинное поселение, упоминается в документах с 1621 года. В середине XIX века уже известно как крупное торговое село, где по воскресеньям собиралось такое количество продавцов, какое не всегда можно было встретить и во многих уездных городах. Здесь проходил старинный торный путь, связавший Центральную Россию с её восточными краями.
В конце XVIII века философ-революционер А.Н. Радищев («разбудивший декабристов»), возвращаясь из сибирской ссылки, так описывал эти места: «От Зарубиной дорога идёт высоким берегом и выходит к Сылве, где вид прекрасный, потом до Сергинской слободы чрез лес, близ Сылвы… Простояв долго в Сергах, поехали лугами до горы весьма крутой, потом чрез лесок до Закоптеловой и за ней до перевоза чрез Сылву.».
Сохранился и дом волостного правления, где останавливался знаменитый писатель. А близ этого дома на взгорке – Крестовоздвиженский храм смотрится живописно на фоне неба.
ХРАМ. На первый взгляд – типичное «дворянское гнездо». Красивый светлый дом в классическом стиле, замечательный не множеством архитектурных деталей, а какой-то основательностью и благородством – на века строилось. На церковное здание вовсе даже не похоже. Так могло бы показаться, если бы не встречалась такая картина прежде во множестве: исковерканные, часто обезображенные храмы, лишённые привычного облика, без куполов, без колоколен.
Новая власть после революции 1917 года не столько умела строить необходимое народу – школы, больницы, библиотеки, сколько отбирать (экспроприировать) имеющееся и «перепрофилировать». К примеру, красивейший какой-нибудь (и всегда – уникальный) собор превращался в зернохранилище, склад, машинно-тракторную станцию. Если вообще оставался стоять на земле.
Крестовоздвиженскому храму повезло: тут было размещено заведение культуры – клуб. А «вредные» для трудового народа иконы (предметы «культа») вывезены, если не уничтожены, настенные изображения замазаны десятком слоёв масляной краски. И это (нет худа без добра!) законсервировало старые фрески на период торжества исторического материализма.
Неизвестно доподлинно, чьего пера воплощением явилась эта церковь. Но её черты, ротондообразный купол и некоторые другие особенности дают сергинцам основание полагать, что её архитектором был сам И.И. Свиязев, наш знаменитый земляк, архитектор и инженер. Тот, что в череде многих своих великолепных деяний принимал участие в организации фонтанов Петергофа, проектировал многие интереснейшие здания Перми, был старшим контролирующим архитектором храма Христа Спасителя. Село Серга являлось вотчиной потомков княгини Шаховской (Строгановой), из чьих крепостных вышел Иван Иванович Свиязев. Позже он обучался в Санкт-Петербургской Академии художеств.
ИЗ «ЛЕТОПИСИ», составленной причтом Сергинской церкви известно, что в 1849 году на праздник Георгия Победоносца так огромно было стечение народа, что обрушился деревянный пол храма, вместо которого был сооружён чугунный. В дальнейшем тот же источник сообщает, что «другим более значительным переменам и несчастиям храм не подвергался».
Бурных событий начала XX века никто не мог даже ещё и предположить, когда последователи мятежного Радищева вздумают совершить очередную попытку построения «рая на Земле».
Трудно было даже и догадаться тогда о подлинных сокровищах этой земли. Та же «Летопись Сергинской церкви» грустно констатирует: «…особенно замечательных предметов в храме нет – ни древних икон, ни ценных сосудов, ни замечательных священных облачений».
Но в этой стабильной, даже скучной обыденности среди «ничего особо ценного», в преддверии будущих пожаров взрастали настоящие алмазы духа.
ЗЕМЛЮ ОСВЯТИВШИЕ МОЛИТВОЙ. Священники Константин Юрганов и Анания Аристов во многом были похожи: земляки, сверстники, в одно время примерно начали служить в одном месте. Исполняли свой священнический долг духовного просвещения и образования в храмах и школах округи.
До поры… Через год после произошедшего в 1917 году переворота патриарх Тихон громко взывал к народу: «Реками прилитая вами кровь братьев наших, убитых по вашему призыву, вопиет к небу… Никто не чувствует себя в безопасности, все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертию, часто даже без вашего упрощенного суда. Казнят заведомо невиновных людей, взятых в качестве «заложников»… Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чём невинных, а просто по огульному обвинению в расплывчатой контрреволюции».
После казни первого священника Сергинской церкви Швецова И.И. тем же тернистым путём последовали другие.
Так и священники Константин Юрганов и Анания Аристов были обвинены в неких неконкретных «контрреволюционных» действиях или злоумышлениях. После 4-х месяцев заключения в пермской тюрьме они, стоически не признавшие обвинений, были расстреляны в саду семинарии. Там же в эти месяцы были преданы на тяжкие мучения и смерть сотни священников и мирян, «антибольшевисткого элемента», как было принято их именовать. По утверждению очевидцев, видевших тела казнённых при временном переходе власти к «белым», многие из них были обезображены и свидетельствовали о перенесённых мучениях.
Позже, в печально знаменитом 37-м году также были расстреляны священнослужители Крестовоздвиженской Сергинской церкви Шаталов К.А., Низов И.И., Верхоланцев Ф.А., Новожилов В. М.. и другие, доселе не прославленные в лике святых.
ПАМЯТЬ ПРОШЛОГО – БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ. Именно теме священномучеников нового времени была посвящена 5-я детско-юношеская научно-практическая конференция Воскресных школ, что состоялась в Серге в этот же день, 9 февраля. Сюда приехали ребята и взрослые из разных Воскресных приходских и общеобразовательных школ епархии. Участники выступили с докладами о новомучениках.
Конференция состоялась в канун празднования Собора мучеников и исповедников Земли Пермской, насчитывающего 105 имён, из которых 98 принадлежат к новейшей истории XX века.
Наше дело – восстанавливать память нашей страны, в том числе и печальную, хранить её и передавать дальше – нашим наследникам и продолжателям.
Вадим МОРОЗОВ
Фото Анастасии АВЕРИНОЙ
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий