Победа земная, победа небесная
В стенах возрождающегося Иоанно-Предтеченского монастыря прошёл праздничный концерт
Уже трудно даже сказать – который по счёту. Стало доброй традицией это мероприятие не только и не столько с целью сбора средств на необходимые ремонтные и реставрационные работы в нашей старинной обители, но и укрепление духовной жизни православных Кунгура, возрождение извечных обычаев совместного празднования, общей радости, ликования ВСЕМ МИРОМ, жизни СООБЩА.
Мероприятие было посвящено двум величайшим событиям. Во-первых, Победе нашей страны в Великой Отечественной войне над немецко-фашистскими полчищами, и это есть ПОБЕДА ЗЕМНАЯ. Во-вторых - Победе Господа Иисуса Христа над смертью, победе Самой Жизни. И это есть ПОБЕДА НЕБЕСНАЯ.
Вновь символично эти святые дни сопряжены друг с другом.
Так же, в том торжествующем СОРОК ПЯТОМ году, эти события следовали один за другим. Светлое Христово Воскресение праздновалось 6 мая, в день памяти великомученика Георгия – небесного покровителя Москвы и всей России. И сразу по истечению этих суток был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии (первый вариант). Окончательное подписание состоялось в ночь с 8-го на 9-е мая 1945 года. От советской стороны капитуляция Германии была принята маршалом Жуковым Георгием (!) Константиновичем.
Не случайно связаны эти два великих праздника. Без небесной помощи, помощи СВЫШЕ не было бы и Победы в Великой Отечественной войне. Несмотря на все усилия советской власти с первых же дней её существования извести в людях под корень веру в Бога, эта цель не была достигнута.
В 1931 году Союзом воинствующих безбожников (активно поддерживаемых государством идеологически, политически и финансово) была задекларирована БЕЗБОЖНАЯ пятилетка. Однако, даже в 1937 году, к её окончанию и, несмотря на интенсивные репрессии священников и мирян, бОльшая часть народа (57%) в ходе переписи ГЛАСНО признала себя людьми верующими.
Власть прекрасно осознавала значимость укрепляющей мощи веры в защите Отечества, поэтому антирелигиозная пропаганда в СССР прекратилась СРАЗУ после начала войны. Сталин обратился к народу со словами отнюдь не коммунистического, а христианского смысла – «Братья и сёстры!». Был распущен Союз воинствующих безбожников, прекращен выпуск антирелигиозных материалов. Народ устремился в уцелевшие церкви. А их осталось ВСЕГО 150 на всю огромную страну из 77 ТЫСЯЧ (до революции).
В годы войны были учреждены орден Суворова, Александра Невского, Кутузова, (все – в июле 1942 г.), позже - Ушакова, Нахимова, то есть защитников Отечества, полководцев известных своей верой в Бога. Именно их имена вспоминал Сталин на параде 1941 года, как национальных героев.
На средства, собранные Церковью (а это в значительной степени – прихожане) собраны средства на помощь фронту, созданы и вооружены танковая колонна «Дмитрий Донской», авиа-эскадрилья «Александр Невский».
В декабре 1941 года в период самых ожесточенных боёв за Москву по распоряжению Сталина был совершён облёт вокруг Москвы с чудотворной старинной иконой Пресвятой Богородицы.
Именно памяти воинов, павших за Родину, сверхъестественному мужеству нашего народа были посвящены стихи и песни праздничного концерта: «Журавли» (анс. п/р Танковой Т.Н.), «Баллада о солдате» (анс. «Росы» из Берёзовки), «Прадедушка» (анс. п/р м. Иларии), «Любимый город» (о. Димитрий Трухин), «Победная» (Ирина Кочеткова), «Фронтовые подруги» (Третьякова Раиса, Пастухова Александра, Дмитриева Валентина), «Берёзовые сны» (Меркушева Елена).
Как во все тяжкие годы войны и после – при восстановлении родной страны существенная тяжесть легла на плечи женщин. Третья неделя после Светлой Пасхи посвящена святым Женам-Мироносицам. Им был посвящен прозвучавший праздничный тропарь.
Ансамбль «Русичи» исполнил пасхальные песнопения Осинского, Кунгурского районов края, а также из Новосибирской области. Эти фольклорные обряды определены, как «волочебные». Не сразу можно понять, что это означает. На самом деле, сюда относится целая синонимическая группа слов русского, украинского, белорусского и других славянских языков: валачобныя песні, велікодныя, валачэнныя, валачэдныя, лалынкі, волоче́бні, волочі́льні, велича́льні пісні́.
А смысл у них один – ВЕЛИЧАНИЕ. Воспевание воскресшего Христа. Так близкородственны оказываются наши языки, что некоторые пытаются представить противоестественным в наше время. Тем более удивительно и страшно, что на землях, обильно политых кровью войны, вновь начинают восставать семена вражды и ненависти, даже среди братских народов.
И здесь нам опять невозможно обойтись без молитвенной помощи наших небесних покровителів.
Вадим МОРОЗОВ, фото автора
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий