Где родилась – там и пригодилась…
Письмо из двадцатого века
Как самую дорогую реликвию храню страничку газеты «Новости Кунгурского края» от 29 июня 2013 года «Калинино – родная сторона», на странице фотография Ирины Долгих «52 года вместе» - супружеская пара Тамара Васильевна и Борис Фёдорович МОНАХОВЫ.
Прошло время. Их нет. Осталась память о добрых и светлых людях, живших на этой земле. У меня, как подарок судьбы, сохранилось последнее исповедальное письмо Тамары Васильевны. В нём я не хочу ничего менять. Это – свято.
«Где родилась, там и пригодилась…» - с этих слов оно начиналось. Это исповедь замечательного человека из XX века. Взахлёб и с верой, любовью к жизни, окружающему миру и людям, своей «книжной» профессии, своему родному селу Калинино, своей семье…
Где родилась – там и пригодилась…
Я, Монахова Тамара Васильевна, родилась 10 мая 1935 года в Калинино (бывшем Юго-Осокино) в большой многодетной дружной семье рабочего. Всего детей было – 10 человек. Двое умерли в годы войны от болезни. А 8 человек выросли, приобрели специальности и остались жить и работать в Калинино. 3 брата получили специальность трактористов, сестры – учительница начальных классов, почтовый работник, медик, пекарь и я – библиотекарь. Все добросовестно относились к своей работе, и имели большое уважение среди односельчан.
Мои родители – Мордвинов Василий Яковлевич, Зоя Алексеевна с любовью и заботой относились к нам. Хотя не имели даже полного начального образования, но доброты и мудрости им хватало воспитывать нас. Часто соседи приходили к ним за советом и за помощью в домашних делах. Папа подростком освоил сапожное дело и всем чинил обувь и подшивал валенки. К ним соседи обращались только по имени и отчеству. Благодаря родителям мы, взрослые – снохи, зятья, золовки, сёстры, братья – были дружны, помогали друг другу, и не было случая, чтоб поссорились друг с другом. Братья построили дома возле родителей, строительством руководил папа. Каждое утро приходили навестить родителей, младший жил с родителями. Соседи по-доброму завидовали им (родителям), нашей семье.
ДЕТСТВО как у всех в то время было босоногим, холодным, голодным. Были большие налоги. Рано все начинали работать летом в колхозе. Пошла работать и я – пасти коров. Стадо большое, пасли 8-10 человек. Лета были жаркими, пасли в ночь, росы холодные. Иногда пройдёт гроза, ноги мокрые – лапоточки с дырками. Пасла не одно лето, до тех пор, пока не отказали ноги. Что случилось с ногами – не помню, только помню мама ноги грела в пихтушках. Ходить я ходила, а бегать не могла, следы кололо, как иголками. Пока лечили ноги, я подросла, стала постарше.
Длинными зимними вечерами при свете лампы читали по очереди книги. Читки организовывала мама.
Пошла работать на сенокосе, подскребать. Затем вязать горсти, рвать лён, крючить горох, подавать снопы на телегу, чтоб подвозить снопы к молотилке. Эта работа мне казалась самой тяжёлой. Снопы ржаные тяжёлые, пока воз маленький, подавать легко, а выше сил не хватает и у того, кто на возу, силёнок столько же – он тоже ровесник мне. Вот вдвоём еле поднимем этот сноп на воз. Приходилось мне вязать горсти за косилкой сразу, так называемой «Лобожней». Пока косилка косит три стороны поля, я должна успеть связать горсти на своей стороне, поставить снопы. Лоб, действительно, становится мокрым, руки все в царапинах. Каждое лето работала в колхозе, пока училась в школе. А осенью уборка картофеля каждый год.
В 1953 году окончила 10 классов, пошла работать - приняли меня в Дом культуры на должность художественного руководителя. Послали на курсы танцевального руководителя, училась 3 месяца. На курсах во время занятий повредила левое колено, впоследствии пришлось делать операцию. Так танцами я заниматься не смогла. На инструменте ни на каком не играла. Баянист то есть, то нет. Молодёжь соберу, надо проводить репетицию, а он сидит и наигрывает свою мелодию. Молодёжи танцевать хочется, вот я хожу между молодёжью и баянистом. Решила – делать мне здесь больше нечего.
Год проработала, рассчиталась и поступила учиться в библиотечный техникум, тем более учиться нужно было только 1 год и 6 месяцев. После окончания техникума была направлена в Калининский отдел культуры на должность инспектора, тогда был район, т.к. места в библиотеке не было.
Работа мне нравилась. Я знала работу библиотеки, знала, чем должен заниматься клуб, могла разучить песню с хором, т.к. ходила в самодеятельность и знала партию 1 и 2 голоса. Часто была в командировках. Доеду на лошадке с почтой до Ленска, проверю клуб и библиотеку, иду пешком в Змеевку, дальше в Усть-Турку, Бажуки, Горбуново, Юговское и домой – всё пешком. Точно так же проверяла Троельжанскую сторону. Ещё проверить клуб и библиотеку могла во время поездки с агитбригадой, которая выезжала дважды в год – в мае и августе. Поскольку я пела, то была постоянным членом агитбригады. Выступали в клубах, в поле, в бригадах, в малых деревнях, а иногда и просто во дворе какого-либо жителя, у кого двор побольше, при свете лампы.
Как люди радовались приезду агитбригады. Могли послушать наши песни, попеть вместе с нами, молодёжь могла потанцевать. Агитбригада была «Лучиком света», особенно в малых деревнях, которых давно, к большому сожалению, нет, а остались в памяти до сих пор.
Происходили с нами смешные истории: в Ленске решили сходить в баню, но нас не предупредили, что вода жёсткая, волосы мы загадили так, что расчесать не могли, выступили в платочках. Из Ленска мы поехали в Лужки, по дороге было много озерков или больших луж. День солнечный, вода тёплая, мягкая. Решили вымыть головы, в одном озерочке вымыли, в другом ополоснули и счастливые пошли дальше.
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА. Проработала инспектором 3 года, и была переведена в детскую библиотеку на должность заведующей, где проработала до выхода на пенсию.
6 июня 1959 г. первый рабочий день. День солнечный, на улице распутица, читателей мало. Второй работник – Рукавицына Анна Ивановна знакомит с фондом, с документами и планами работы. Анна Ивановна – библиотекарь со стажем, профессионал библиотечного дела – учила и помогала мне в библиотечной работе. Спокойный, душевный человек. Добрая память об этой славной женщине.
В эти годы в школе учащихся было около 1000 человек. Посещаемость в день была от 80 до ста человек. Дети много читали. С годами учеников в школе уменьшалось, а требования в работе увеличивались. Была поставлена задача – охватить чтением каждого ребёнка. Поэтому имели тесную связь с учителями, особенно начальных классов. Фонд комплектовали так, чтоб на уроках внеклассного чтения у каждого была книга данного писателя, с которым знакомил учитель. После проведения «Праздника Букваря» (библиотека принимала участие в подготовке) - экскурсия в библиотеку, посвящение в читатели. Старались подкопить новых книг, чтоб каждому дать новую книгу. Этот праздник всегда проходил интересно.
Записывали в библиотеку старшую группу детсада. Группой придут в библиотеку, поменяют книги, родители прочитают им эти книги, снова приходят. Выходили с беседами о творчестве писателей, обзорами новых книг на классные часы. Готовили и проводили устные журналы по творчеству писателей С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского. Была пластинка, где К. Чуковский читает свои стихи, ребята с таким интересом слушали.
Для среднего возраста проводили утренники по творчеству А. Гайдара, с привлечением Дома культуры, школы, детского дома. Или в неделю детской книги - по творчеству Н. Носова. План проведения утренника, пишет детская библиотека, оформление большого макета книги и декорации к сценкам делает Дом культуры, сценки готовят школа и детский дом, беседа о творчестве писателя, выставка, сувениры «Лучшим читателям», викторина по творчеству данного писателя – детская библиотека. В итоге получается интересное незабываемое мероприятие, после которого не остаётся ни одной книжки данного писателя в библиотеке, все разбирают.
Проводили конкурсы чтецов для младшего и среднего возраста «С чего начинается Родина». Для старшего возраста вечера проводила Медведева Алевтина Александровна, я только принимала участие: пела песню, ставила танец, оформляла выставку.
Учителя интересовались, как читают ребята, просматривали формуляры, делали себе пометки. Обращались учителя за помощью в улучшении техники чтения. Так обратилась Мордвинова Вера Николаевна. Подобрали самые красочные книжки с малым текстом, чтобы текст их не пугал, для каждого ученика, и на уроке вслух все читали свои книжки, прочитают – обмениваются с соседом. Поставили задачу, кто больше прочтёт, гул стоял неописуемый. Таким образом ребята быстро набрали технику чтения.
Два раза в год проводили анализы чтения, кто сколько прочёл книг за данный период и доводили до каждого читателя. Так спокойно работали до 1980 года.
БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА. В 1980 г. произошла реорганизация библиотек в библиотечную систему. Нашу библиотеку перевели в ранг центральной детской библиотеки, добавили ещё единицу, я стала заместителем директора библиотечной системы по работе с детьми всего района. Как говорит гайдаровский герой: «Пришла беда – откуда не ждали.» В районе 46 библиотек, на расстоянии от нас 50-100 км. Отчитываться надо перед областной детской библиотекой за все. План составлять с учётом всех библиотек.
Чтобы составить отчёты со всех библиотек, надо заполнить весь почти ватманский лист, больше портянки.
Составляли и разрабатывали книжные выставки для детей, детские утренники, устные журналы. Печатали на машинке и рассылали по библиотекам. Помогала печатать пенсионерка – Голубева Елизавета Ивановна. Она печатала мои годовые отчёты, узнав, какую работу проводим, предложила свои услуги.
На каждом семинаре ставили вопросы по работе с детьми. Проводили семинары на базе нашей библиотеки. Каждый квартал по 3-4 дня ездила в Кунгур принимать отчёты по работе с детьми сельских библиотек, дать рекомендации. Не боялась ездить, посещать библиотеки. Приеду в Кунгур, далее с методистом ЦБС Шемелиной Алевтиной Александровной едем по библиотекам, а к 4 часам я должна быть в Кунгуре, чтоб успеть на Калининский автобус. Если ехали в П-Сергинскую зону, то проезжала за день 200 км. И так на протяжении 10 лет. Ездить не боялась, но как боялась проходить по Иренскому мосту, часто меня провожали девочки. Наш автобус останавливался за Иренским мостом за поворотом. До сих пор мне снится этот мост.
Дважды приезжала с проверкой сама Рослякова Тамара Семёновна, директор областной детской библиотеки, делала замечания, предложения, но работой оставалась всегда довольна. Ездила по библиотекам и Корягина С.Д. – главный библиотекарь. Хочется сказать слова благодарности за их трудолюбие женщинам, которые работали в это время со мной: Корягиной Светлане Дмитриевне, Поляковой Нине Павловне, Белугиной Марии Константиновне.
Помещение для библиотеки было небольшим, но тёплым и уютным, ребята подолгу засиживались в ней, читали журналы, рисовали, лепили. Но времена изменились, и нет уже этого уголка, в который было столько вложено сил, как жаль.
«ОГОНЬКИ» и «СУПРЯДКИ». В Калинино для работников культуры всего района проводились семинары, «Огоньки», «Дни библиотекаря», КВН, в подготовке и проведении принимали участие работники детской библиотеки, зональной библиотеки и Дома культуры. Общими усилиями старались сделать мероприятие так, чтоб работники культуры получили пользу и могли провести мероприятие у себя в селе. Не всегда получалось, как хотелось, были накладки, но результат был. Провели так называемое мероприятие «Супрядки».
Как появились «Супрядки»? При музыкальной школе был организован хор пенсионеров с уклоном к русской народной песне данной местности, и кадриль, которую танцевали только в Калинино (бывшее Юго-Осокино). Репертуар у хора был большой, выступали они с ткацким станком, прямо на сцене ткали и пели, пели песни с переплясом. Отдел культуры решил на базе Дома культуры провести районный семинар работников культуры и показать этот хор, но не как концертные номера, а самобытное действие. До семинара осталась неделя. Директор Дома культуры на больничном – звонок мне из отдела. Пошла на репетицию хора, стала пытать, перебрали все церковные праздники – не подходят. Задала вопрос: «Что делали в Великий пост?». Пряли, ткали. Ходили прясть к соседке, помочь ей напрясть пряжи на половики или для вязанья носков и варежек. Своего рода посиделки. Как они назывались, вот тогда мои милые женщины вспомнили название «Супрядки!» Сочинили частушки:
«Мы на Супрядки идём,
Попоём и попрядём!»
Прялки украшены, идут по залу и поют частушки. Не получается идти и петь. Тогда разделились: одни поют у сцены, другие идут с прялками. Встречает их хозяйка зала Смолякова Клавдия Михайловна. Прядут, поют, обсуждают новости, танцуют – так показали всю программу.
ПЕВЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ. Страсть и любовь к пению перешла от родителей только в меня одну из всей большой семьи. Родители очень хорошо пели, односельчане восхищались их пением. Пела с детства везде и всюду. Полю в огороде – пою. Соседи прибавляют радио, думая, песня звучит там, а потом смеются над собой. Больше любила петь и выступать дуэтом – не так страшно. Первый успех пришёл, когда ещё был Калининский район, на областном смотре в Перми наш дуэт с Гузеевой Антонидой Ивановной с песней «Ой, ты ночка уральская ясная» был записан на радио, передавали три раза, но я, к сожалению, так и не слышала. Долгое время пела с Поляковой Ниной Михайловной, Гузеевой Ниной Ивановной, с ней были вместе на курорте «Ключи», приняли участие в концерте. Песню «Ничто в полюшке не колышется» спели без сопровождения, такая была тишина во время пения, а потом бурные аплодисменты, зал приветствовал нас стоя.
Дуэт с Батраковой Антониной Леонтьевной песни Топоркова «Тополёк» на смотре художественной самодеятельности в честь 50-летия образования СССР был отмечен грамотой и взят на областной смотр, но заболела дочь, ехать не пришлось. Жаль, такая песня была хорошая, так сливались красиво голоса.
Все вторые голоса уехали, а петь мне хотелось по-прежнему, стала петь одна. Пела на концертах в клубе, на фермах, в Кунгуре на слётах животноводов, полеводов, комбайнёров, трактористов, эти слёты проводил горком партии и райисполком.
Помню, как первый раз приехали на смотр художественной самодеятельности в г. Кунгур – городской Дом культуры. Пела я песню «Люблю тебя, мой край родной», вышла на сцену, зал шумел. Спела первую строчку – зал притих, и на протяжении всей песни была тишина, а потом наградили меня аплодисментами. В перерыве подходили незнакомые мне люди и говорили, что спела хорошо. Смотр проходил в два тура, второй раз пела песню «Колокольчик». Язык смозолила, пока научилась петь припев. На областной смотр взяли эту песню, хотя я предложила петь о крае.
Сшила платье из голубой тафты, чтоб походить на колокольчик – была худенькой, стройной. Когда объявили, и вышла на сцену, в жюри раздался тяжёлый вздох и возглас «опять «Колокольчик», и сказали, какой по счёту, но я уже цифру забыла. Петь я спела, но настроя на песню уже не было. Вот такой получился казус. Надо было прислушаться к моим словам.
Выступала во Дворце Свердлова, во Дворце Ленина, в клубе Строителей, на областных смотрах художественной самодеятельности.
В репертуаре моём были песни о маме, пела их на выпускном вечере, растрогала всех мам. Такие песни, как «Я пригласить хочу на танец», «Какая песня без баяна» просили спеть второй раз, нравилась зрителям песня. «А по камушкам»… «Сенокосная пора» и другие.
Песню «Грустные ивы» выучила по пластинке, когда мне было лет 12-13 в 5-6 классе, когда я пела на концерте, все женщины плакали, я не понимала, почему. Повзрослев, поняла, ведь в зале сидели вдовы, мужья погибли. Когда пела на концерте в клубе машзавода для ветеранов войны, то седовласые мужчины с орденами и медалями на груди вытирали слёзы, наверняка вспоминали своих друзей. Попросили спеть ещё песню, но после этой песни я не могла петь, душили слёзы.
На протяжении многих лет аккомпанировал и разучивал песни «Отличник культуры СССР» - баянист Коноплев Павел Михайлович. Терпеливо и тактично разучивал новые песни с нами. Не было ни одного случая, чтоб перепутал тональность, и сколько песен играет во время концерта.
ПОЧЁТНАЯ МИССИЯ. Долгое время много лет вела «Торжественную регистрацию брака». Была профоргом, председателем классно-родительского комитета сначала у сына 11 лет, потом у дочери 11 лет, проводили большую работу, разнообразную с учениками и родителями, у обоих детей классным руководителем была Медведева Алевтина Александровна, большая благодарность и низкий поклон за её труд, как учителя русского языка и литературы и как классного руководителя.
Была тамадой – свыше 20 свадеб и юбилейных вечеров провела – у своих племянников. Приглашали провести свадьбы знакомые. Я человек непьющий и сидеть с подвыпившей компанией мне было неинтересно, вот и придумывала всякие указы-приказы, шуточные поздравления.
Муж – Борис Фёдорович, «Отличник физкультуры и спорта СССР» проработал 42 года преподавателем физкультуры в школе. Фанатик своей работы: уроки, секции, тренировки, выездные соревнования, баскетбол, волейбол, лёгкая атлетика, лыжи. Всегда занимали призовые места. Семья наша была выездная. Муж на соревнованиях с сыном, я на концерты с дочерью, она в качестве зрителя, а потом стала в качестве исполнителя песни и танца.
Пела и выступала на сцене до выхода на пенсию. Два года проработала культорганизатором «Дневного пребывания пенсионеров» - разучивали песни, водили хороводы, играли, ставили сказки и проводили «Супрядки».
Закончив работу с пенсионерами, стала осваивать обязанности бабушки: учиться прясть, вязать, водиться. Подросли внуки, пошли в школу, и бабушка пошла, делала уроки с ними. Один внук уже закончил институт.
Благодарю всех заведующих отделом культуры, при которых пришлось мне работать, за советы, предложения в работе, за доброе ко мне отношение. Как писал Евгений Мартынов:
Посидели по-хорошему
Пусть виски запорошены
На земле жили-прожили
Мы не зря…
На одном из юбилеев района поднимала флаг вместе с Почётным гражданином района, председателем Ленского колхоза Иваном Петровичем Култышевым.
Труд мой был оценен. Много благодарственных писем, «Почётных грамот» от района и области. Занесена в Книгу Почёта отдела культуры, Областного Управления культуры. Занесена была на «Доску Почёта» г. Кунгура и на Областную Галерею Славы г. Перми. Награждена медалью «За доблестный труд» и значком «За Отличную работу» Министерства культуры СССР. Присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». Были и денежные премии.
… Она очень любила и исполняла песни Е. Мартынова. Строчка «На земле жили-прожили мы не зря» как раз про таких, как Тамара Васильевна Монахова.
Нина КАСАТКИНА
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий