Всего 4 месяца спустя после казанской трагедии...
Когда и почему скулшутинг стал реальностью современной России
В апреле 1999 года я учился во втором классе. Обычная сельская школа. Учителя советской закалки. Нет интернета, нет смартфонов, нет компьютеров («Электроника» в кабинете информатики не в счёт). После школы – игры с друзьями, в основном на улице, иногда до темна – беззаботное и светлое время.
Вторник 20 апреля 1999 года для меня скорее всего был обычным весенним днём. Занятия, игры с друзьями на улице, вечер в кругу семьи. В первом часу ночи я скорее всего спал, в это же время на другом конце планеты произошли ужасающие события, о которых сегодня вновь приходится вспоминать. И самое страшное, что вспоминать приходится всё чаще и чаще.
О событиях в школе «Колумбайн» (США) я узнал случайно, спустя много лет, благодаря подготовке к зачёту по психологии. В 2011-2016 годах я учился в Пермском педагогическом университете. Заинтересовавшись темой буллинга (травля в детском коллективе), я наткнулся на статью про массовое убийство в американской школе. «Почему?» - главный вопрос, который звучал тогда в моей голове. Я решил рассмотреть всё это более подробно.
Оказалось, что в интернет-пространстве великое обилие информации на тему расстрела, а Эрик Харрис и Дилан Клиболд (подростки, устроившие бойню в школе «Колумбайн») стали для некоторых подростков – кумирами.
Уже тогда в социальных сетях можно было встретить так называемые Колумбайн-сообщества, в которых подростки обсуждали тему мести одноклассникам и учителям. Были даже видеоролики, посвященные американским скулшутерам, в них подростки в характерной одежде (берцы, чёрные брюки-карго, подтяжки и чёрные плащи) расхаживали по школьным коридорам, возле школы и т.п. Также в роликах присутствовали архивные кадры американских школьников. И всё это под трек Pumped Up Kicks (Дутые кроссовки) 2010 года.
О музыке можно поговорить отдельно. Эта композиция группы Foster the People непроста. Приятная мелодия контрастирует с текстом. Приведу в пример перевод строчек из припева и всё станет понятно: «Эй, детишки в навороченных кроссовках, вам лучше бежать! Лучше бегите, спасайтесь от моего ружья! Эй, детишки в навороченных кроссовках, лучше бегите, лучше бегите, быстрее, чем моя пуля!».
Между прочим, этот трек часто можно услышать и у нас в кунгурских кафешках. Массовая культура, что тут поделать. Да и у отечественных исполнителей подобная тема не осталась незамеченной. «Последний звонок» репера Оксимирона рассказывает о том же, цитирую: «Сложней всего было найти тротил и запал и пронести на бал, фитиль был подозрительно мал, актовый зал, АК достал, с предохранителя снял, как удивится директриса, лишь увидев меня…»
Пожалуй, хватит о музыке. Как там дело обстоит с кинематографом? "Слон", "Нулевой день", "Класс" – это лишь названия. Сюжеты расписывать не буду, но все они так или иначе интерпретируют реальную историю Эрика и Дилана. Причём фильм «Слон» даже «Золотую пальмовую ветвь» получил на Каннском фестивале.
Когда общественность Америки пыталась понять почему Харрис и Клиболд пошли на убийство, высказывалось множество версий. Обвиняли тогда и компьютерные игры, и музыку, которую они слушали, и ситуацию с продажей оружия в штатах. Понять мотивы стрелков до конца невозможно, но многое рассказали те записи и видео, что они оставили после себя.
Причиной, толкнувшей американских подростков на убийство, была месть школьному сообществу, в котором было расслоение на тех, кто лучше и на тех, кто на дне неписаной иерархии. Бойня стала для них способом возвыситься над всеми, переступить грань, за которой они почувствовали себя богами. Эрик и Дилан оставили после себя дневниковые записи, в которых предсказали появление подражателей. «У нас будут последователи» - записал Харрис незадолго до того, как пойти на осуществление задуманного.
События в Пермском университете ужасны. Ужаснее всего, что они стали звеном в цепочке, которая началась в 1999, а по факту гораздо раньше. Можно ли было их предупредить? Сложно ответить, особенно сейчас, когда уже погибли люди. Уверен, что в ближайшее время «на костях» вновь начнётся ловля хайпа известными журналистами, как 4 месяца назад это было в Казани. Словят рейтинги помойные ток-шоу – так тоже было. Потом пойдут громкие речи о том, что надо ограничить продажу оружия. Вновь будут обвинять видеоигры и прочие околостоящие факторы. О реальных проблемах тоже заговорят, но не так громко, ибо они требуют длительной и тяжелой работы.
Скулшутинг стал реальностью современной России. Решить её в одночасье невозможно. Подходить к этому стоит комплексно и планомерно, причём на всех уровнях, начиная сверху. Готов ли верх, который остался прежним после выборов, к таким действиям отвечать не мне. Но кажется, что основной выход опять увидят в том, чтобы сделать сады, школы и универы учреждениями более «закрытого» типа, а учителям в обязанность введут следить за своими подопечными в социальных сетях ещё сильней.
Но что же делать сейчас? Всё что мы можем – быть внимательнее к своим детям и внукам, их интересам и их окружению, к однокурсникам и одноклассникам, к ученикам и воспитанникам. Увы таковы реалии.
Соболезнования семьям погибших и пострадавших.
Леонид МАНОХИН
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий