Место притяжения
В деревне Курилово Ординского округа нет ни воды, ни газа, но есть действующий храм, которому в этом году исполняется 105 лет
Одному Богу известно
Заложен храм был, вероятно, в 1913 году – в честь 300-летия правления Дома Романовых, а освящен – в 1919-м в честь святого юродивого Иоанна, Устюжского чудотворца. Почему именно в честь него, никто из современников не знает, документов никаких не сохранилось. Это одному Богу известно. Но только блаженный Иоанн, живший в 15 веке, и прославившийся своей суровой постнической жизнью и великим терпением, вот уже более века остаётся покровителем этого храма.
Строился храм без архитектора, без особого проекта и без всяких благотворителей. Просто мужики из трёх соседних деревень: Курилово, Голузино и Сергино решили сами построить церковь. Правда, о месте её постройки с сергинцами не договорились – они хотели построить храм на горе, куриловцы – внизу, на берегу реки Ординки. Поэтому строили только жители Голузино и Курилово.
В 1905 году в Курилово числилось 94 двора, в которых проживали 561 человек. Понятно, что среди них нашлись и мастера строительного дела: те, кто спилил в лесу подходящие сосны и ели; те, кто топором вышлифовывал из камня плитняк для фундамента; те, кто сумел сложить просторный и надёжный сруб и покрыть его крышей. Нашёлся и батюшка – отец Павел Безукладников. И, несмотря на произошедшую уже революцию, храм зажил своей молитвенной жизнью.
Повсюду, в городах и сёлах, где приходили красные, монастыри и храмы закрывались. В 1919 году в Ординском районе насчитывалось 26 церквей, 7 часовен и 7 мечетей. Постепенно их становилось всё меньше и меньше. Православные умудрялись сберегать из них намоленные иконы, и тайком везли и несли их в Куриловскую церковь. Но в 1937 году и эту церковь настиг красный террор – отца Павла арестовали, храм закрыли. Слава Богу, что не разорили и не порушили.
Единственная на всю округу
В начале 40-х верующие настойчиво принялись добиваться открытия церкви в Курилово: они подавали многочисленные ходатайства в райисполком, облисполком, на имя правящего архиерея, но вопрос не решался.
В годы Великой Отечественной войны жительница деревни Курилово Ирина Пшеничникова трижды съездила в Москву на приём к высокопоставленным чинам с просьбой об открытии церкви. Деньги на эти поездки собирали жители окрестных деревень и Орды.
И вот, 12 июля 1947 года, церковь в Курилово вновь была открыта. До 1990 года это была единственная действующая церковь на весь район.
Коренной житель Курилово Виктор Родионов, который сейчас входит в приходскую десятку, вспоминает:
- В нашу церковь люди шли и ехали со всех деревень. Порой накануне какого-нибудь церковного праздника в домах наших квартировали до 30 человек – ступить было негде.
- Моя бабушка пешком ходила сюда за 30 километров из Опачёвки через Верх-Кунгур, - тоже хорошо помнит это время Алевтина Овчинникова. – Здесь всех нас крестили, многих здесь венчали…
Наверное поэтому, когда речка в Курилово стала пересыхать, и люди начали уезжать в Орду, Кунгур и другие населённые пункты, они не забывали и не забывают о своей духовной родине, по возможности стараются приехать сюда и обязательно зайти в церковь.
Приходская десятка
Несколько человек, которые составляют основу Куриловской общины, сегодня здесь всё держится на них. Хотя только Виктор Родионов живёт в Курилово, остальные приезжают из Орды. Кроме принятия решений по ведению хозяйственной деятельности, им самим же приходится всё это исполнять. Запастись дровами, протопить печи за три дня до службы, испечь просфоры, сделать уборку в храме перед службой и после нее, что-то подремонтировать и даже, если потребуется, построить или перестроить.
- Вот эту летнюю трапезную мы с женщинами построили в прошлом году, - рассказывает Тамара Дмитриевна Кощеева, помощник настоятеля храма.
Благо, что почти все они пенсионеры – есть свободное время на эти безвозмездные труды. Однако, их возраст для них и самая большая забота – не станет их, кто будет поддерживать храм?..
В деревне осталось только 9 домов, в которых 7 жителей. Ни епархия, ни какие-то федеральные проекты вкладывать средства в сохранение церкви в таком малочисленном населённом пункте не будут.
- Все храмы живут за счёт своего прихода и добрых людей – благотворителей, - говорит отец Сергий Чураков, благочинный храмов Ординского округа. - Я являюсь настоятелем храмов в Красном Ясыле и в Опачевке, и, в дополнение к несомому послушанию - настоятелем Куриловского храма. К сожалению, служить здесь удаётся лишь два раза в месяц, по субботам. Радует, что прихожан бывает немало, а в престольный праздник – 11 июня, так вообще полный храм. Как правило, на праздничную службу приезжают сюда несколько батюшек из других храмов епархии. Люди любят этот храм, несмотря на его возраст и деревенскую простоту.
Уникальный и притягательный
Члены приходской десятки то и дело подчеркивают множество достоинств своего храма:
- Он «чистый», так как здесь ни клубов и никаких оскверняющих заведений не размещали;
- Храм намоленный – ведь здесь десятки лет молились, когда запрещено было молиться, значит какая крепкая у них была вера;
- Хотя многих икон в храме уже нет (что-то увезли в большие храмы, открывшиеся в 90-е годы, что-то украли – трижды забирались грабители), но даже из тех, которые остались, некоторые время от времени мироточат;
- Наш храм является памятником архитектуры, говорят, что сруб сложен без единого гвоздя, несмотря на то, что ему больше ста лет, он по-прежнему крепкий;
- Многие, побывав здесь впервые, стараются приехать ещё…
Молитвами Иоанна Милостивого
В 60-70-е годы прошлого века было такое выражение «неперспективная деревня» - из-за отсутствия воды, газа, дорог и других видов благоустройства сельчане переезжали в города. Сначала закрывали в деревнях детсады и школы, из-за того, что детей становилось меньше, потом клубы и сельмаги, а потом и пенсионеры оставляли свои дома и перебирались к детям…
Но через 30-40 лет всё переменилось, государственные программы вновь повернулись лицом к селу. А с появлением интернета и хороших дорог проживание в сельской местности стало приоритетней, чем в городской.
Так может, и в Курилово снова вернётся жизнь? Тем более, что оно всего в четырёх километрах от Орды. Молитвами Иоанна Милостивого молодёжь потянется к земле, к экологически безопасной жизни и к этому храму, оценит ту атмосферу любви, которая царит в нём, бережно и самоотверженно сохраняется многими и многими поколениями.
Все улицы сходятся к храму
77-летний уроженец Курилово Александр Андреевич Сычёв живёт один на улице Нагорица, что расположена на пригорке справа от храма. Несколько лет назад овдовел, сын с семьей живёт в Кунгуре, дочь – в Перми. Дети зовут его к себе, но ехать он категорически отказывается.
- Что мне там делать? Мой дед Михаил Иванович принимал участие в строительстве этого храма, а потом, в 50-е годы, служил в нём священником. Отец Андрей Михайлович, выйдя на пенсию в колхозе, был старостой храма. Похоронен на нашем кладбище, мать и жена тут же похоронены…
Мне в нашей деревне всё нравится, а больше всего то, что все улицы здесь сходятся к храму.
ОТ АВТОРА. Раньше считалось, что главное отличие села от деревни - это наличие церкви. Если есть церковь, то населённый пункт называется селом, во всяком случае так писали в метриках.
Есть версия, что Куриловский храм именно потому и сохранился – красным разорителям со стороны и в голову не пришло искать церковь в небольшой деревушке, а местные её, вероятно, не выдали.
Но это только версия. Конечно, прежде всего этот храм хранили и хранят крепкая вера, усердие, самопожертвование, терпение и огромное трудолюбие тех, кто его строил, сберегал, поддерживал для проведения богослужений на протяжении целого века. Хорошо бы, присоединились к ним и власти, помогая взаимодействовать с бизнесом, различными проверяющими структурами, общественными фондами, грантовыми организациями. Немаловажно также оставить память о таких объектах в выставках, музеях, библиотеках. Ведь сохранение исторической памяти – это важный вклад в сохранение культурного наследия и уважения к прошлому.
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий