"В политике, как в браке: если народ и власть смотрят в одном направлении, то у них всё получится"
Вице-спикер краевого парламента Алексей ЗОЛОТАРЕВ ответил на вопросы журналистов Кунгура и Кунгурского района, прокомментировал основные моменты, происходящие в пермской политике и жизни
Закрытых тем в разговоре не было.
ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ. - Выступление губернатора Прикамья Максима Решетникова на октябрьском пленарном заседании Законодательного Собрания прошло без всякой помпезности. Депутаты имели возможность в рабочем режиме задать главе региона уточняющие вопросы. Это как «свежий воздух» для Пермского края на фоне старых традиций.
Максим Геннадьевич своим выступлением, практически, «объял необъятное», сделав его одновременно и посланием, и отчётом, и презентацией проекта бюджета на 2018 год.
И сразу стало понятно: пришёл не только молодой политик, но и опытный экономист-практик, стратег и тактик одновременно.
БЕЗ РЕВОЛЮЦИЙ. - Если говорить об особенностях проекта бюджета на предстоящий год, то надо отметить тот факт, что он, при всех имеющихся сложностях, социально ориентирован. На социальную сферу будет направлено 75% расходной части.
Увеличивается финансирование здравоохранения (+13,5%), образования (+10,1%), на 5% будут проиндексированы социальные выплаты. С 5% до 12% выросла инвестиционная составляющая.
Грядёт серьёзное увеличение расходов на дорожную инфраструктуру – за три года планируется освоить в этой отрасли порядка 32 млрд. рублей.
ДОТАЦИОННЫЙ ИЛИ САМОДОСТАТОЧНЫЙ? - К сожалению, не всё так радужно, как хотелось бы. Бюджет Пермского края в 2018 году останется дефицитным. Но дефицит меньше чем в прошлом году ровно в два раза - 6 млрд рублей. К 2020 году у краевой администрации есть намерение добиться бездефицитного бюджета.
Но в этом году край может потерять 2,6 млрд рублей дотаций. Эта система бюджетных отношений с федеральным центром, на мой взгляд несправедлива по отношению к крупным развитым регионам. Слабые регионы получат дотации в любом случае, а территории, развивающие собственную экономику, эти средства теряют.
Моя мечта - увидеть наш регион самодостаточным и в экономическом, и в политическом плане. Для стабильности! Тогда и герб, и флаг, и гимн Пермского края (который, кстати, утвердили на этом же пленарном заседании) будут оправданны и более значимы для патриотического воспитания будущих поколений жителей нашего региона.
ВДРУГ ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ. - Общая сумма краевого бюджета 2018 года не изменилась - она осталась на уровне 115 млрд рублей. Изменилась система распределения этих денег. Раньше мы жили по 22 целевым программам, на 2018 год часть программ была объединена по направлениям, и осталось всего 13 программ.
Основные источники доходов: налог на прибыль юридических лиц (около 40%), налоги от физлиц (около 30%), налог на имущество физических и юридических лиц (15%), 7,5 % - акцизы, и прочие поступления. Расходы нашего бюджета на 2018 год составляют 121 млрд руб., 75% которых социальной направленности.
Существует чёткое понимание того, что будем двигаться в положительной динамике. Губернатор поставил задачу, и я считаю это правильно, увеличить бюджет инвестирования (сегодня он около 7,5%). Это говорит о том, что мы будем создавать и строить новые инфраструктурные объекты. То есть будем вкладывать, а не просто проедать бюджет. Чтобы создавать что-то в крае и развивать его.
В ПОНЯТНЫХ СЦЕНАРНЫХ УСЛОВИЯХ. - Доходная часть бюджета формируется в основном за счёт налогов. Стабильность бюджету должен придать переход на налогообложение исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
Точкой опоры для бюджета станет налог на имущество, который с 2018 года будет исчисляться не по остаточной инвентаризационной стоимости объекта, а в зависимости от года его постройки, месторасположения, объёмов, площади.
Это коснётся юрлиц, а с 2020 года и физлиц. Будут определены также льготные категории. То есть, произойдет перераспределение основной нагрузки с небольших и неновых зданий на те дворцы, которые сегодня платят более низкие налоги по разным причинам. И не надо этого бояться! Скорее это будет приведение налогообложения в порядок.
ТЕОРЕТИКИ И ПРАКТИКИ. - Процедура принятия бюджета остаётся прежней. После того как правительство разработало его с учетом всех программ, проект бюджета должен пройти через общественные слушания. Каждый желающий может принять участие в обсуждении нашего главного документа. Далее проект и предложения выносятся на комитеты Законодательного Собрания, где тщательно прорабатываются депутатами. Те вопросы, которые требуют общего обсуждения, выносятся на пленарное заседание.
Нынешний созыв Заксобрания отличается от предыдущих тем, что в его составе работают как экономисты-теоретики, так и практики – руководители предприятий. В результате, как правило, до самого пленарного заседания доходит совсем немного вопросов - все спорные моменты обсуждаются именно на комитетах.
Ну и плюс - явно ощутимо, что руководитель региона теперь по образованию и предыдущему опыту работы экономист. Понимание предмета теоретически и практически даёт возможность изыскивать дополнительные ресурсы, и правильно систематизировать процесс.
ИНИЦИАТИВА ПООЩРЯЕМА. - В Пермском крае начали внедрять проект «Управляем вместе». И он явно даёт свои результаты. Приём заявок на строительство и ремонт дорог, например, на 2018 год уже закончен. Это говорит о том, что инициативных людей у нас в крае много. Важно увидеть и услышать их. Потому что инициатор - это та «батареечка», что ходит, решает, настаивает, требует в интересах какой-то группы людей или даже целого муниципального образования. И если власть будет двигаться с этой «батареечкой» в одном направлении, то задуманное обязательно получится.
В то же время общество должно почувствовать, что не кто-то сверху, а мы сами руководим нашими домами и нашими дворами, сами решаем, где детскую площадку поставить, а где уличное освещение провести. Для реализации подобных инициатив активистам выделяются дополнительные средства. В прошлом году на инициативное бюджетирование было выделено 2,5 млн рублей, в этом году сумму увеличили в десять раз.
Проекты «Инициативный бюджет» и «Самообложение граждан, проживающих в сельских территориях» всё более набирают обороты. Пусть таких проектов будет как можно больше, и люди участвуют в формировании комфортной среды. Кроме того, сайт «Управляем вместе» - не только программа общественного участия в том или ином процессе, но ещё и стимулирует глав муниципалитетов. Впервые в бюджете 2018 года заложено порядка 400 млн рублей в поддержку тех муниципалитетов, которые хорошо поработали. Я сам живу по поговорке: как потопаешь, так и полопаешь, и считаю очень правильным, когда существуют механизмы поощрения.
«ПОПАДАЛОВО». - До 2012 года муниципалитетам надо было подать в Фонд капремонта списки тех домов, которые с износом свыше 75 процентов. Их бессмысленно ремонтировать, а нужно демонтировать и расселять. Здесь муниципалитеты и стали заложниками: как только они заносили в этот список тот или иной дом, он сразу входил в разряд аварийных, которые по закону обязаны расселять. А в бюджете денег на расселение нет.
В результате, в списки на расселение внесли всего одну тридцатую часть от имеющегося аварийного жилья. И когда на расселение аварийного жилья муниципалитетам были выделены федеральные средства, дома, не внесенные в списки, плюс те дома, что успели разрушиться за эти пять лет, оказались брошенными.
Сейчас начинают понимать, что нужно заново делать оценку жилых фондов, чтобы избавиться наконец от аварийного жилья. Идёт работа над ошибками. Программу решено дописывать, прорабатывать, и, уверен, что с 2019 года она вновь будет запущена.
ПРО ГЛАВУ ГОРОДА. - Кунгур находится в преддверии выборов главы города. И понятно, что на многих политиков и руководителей сейчас смотрят через призму потенциального кандидата. Я, безусловно, не рассматривал и не рассматриваю себя в этой должности, но свою точку зрения на данный вопрос могу высказать.
Любые прогрессивные дела, на мой взгляд, исторически пробиваются через трудности. И это нормально. Ненормально то, что на сегодня нет ни одной кандидатуры на мэрское кресло. Считаю, что очень важно в данной ситуации растить молодёжь, постепенно заводя её в политику через парламентскую работу. Не забывать про ветеранов, спрашивая у них совета по тем или иным вопросам. Признавать и учитывать ошибки предыдущей власти.
Помимо основных менеджмент-процессов для главы муниципального образования любого уровня очень важно уметь выстраивать отношения. И в первую очередь с теми, кто в городе является, как мы говорим, лидером общественного мнения. Не должно быть так: народ движется в одном направлении, а власть в другом.
Марина ШАМУРИНА
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий