Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


О законности обязательной вакцинации от COVID 19 и ограничениях

 Обращения граждан по вопросу законности введения ограничений и отстранения от исполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию, поступают Уполномоченному по правам человека в Пермском крае.


Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Именно государство создает условия для прохождения плановой и экстренной вакцинации. Государственная политика в области иммунопрофилактики базируется на определенных и признаваемых на международном уровне принципах, а именно: уважении прав человека; системности; централизации; межведомственном взаимодействии при обеспечении надежности предупреждения, раннего выявления, оперативного реагирования, целенаправленного проведения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных эпидемических ситуаций. В настоящее время это является одной из важнейших государственных задач в социальной сфере. На территории России иммунопрофилактика инфекционных болезней осуществляется путем вакцинации в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации опасных для здоровья человека инфекций.


Безусловно, иммунизация в России является добровольной, и гражданин или его законный представитель имеют право всегда отказаться от профилактических прививок. Так, в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. Более того, согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. N 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» гражданин вправе отказаться от проведения профилактических прививок.


Однако следует отметить: в установленных законодательством случаях отсутствие профилактических прививок порождает вполне конкретные правовые последствия.

Так, согласно ч. 2 ст. 5 вышеуказанного федерального закона отсутствие профилактических прививок влечет:

- запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
- временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

- отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.


Перечень таких работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Постановление Правительства РФ № 825 от 15.07.1999 г.).


Детально процедура отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей работы регламентирована Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ). Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
- в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права);
по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (включая ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).


Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ и другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами и квалифицированных как простой.


К сожалению, уже второй год на территории Пермского края складывается крайне тяжелая эпидемиологическая обстановка в связи с массовым и агрессивным распространением новой коронавирусной инфекции (Sars-CoV-2).

Принимаемые государством меры, направленные на вакцинацию населения с целью формирования иммунитета и снижения числа осложнений, угрожающих жизни и здоровью людей, базируются исключительно на нормах действующего законодательства РФ и субъектов РФ.


При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».


Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.07.2021 г. № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2021-2022 годов» руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовано обеспечить: «3.1.2. Соблюдение порядка проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, приведенного в приложении № 2 к Приказу № 125 н, в том числе в части соблюдения интервала не менее 1 месяца между прививками против гриппа и прививками против иных инфекций, включая прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом Sars-CoV-2.».


В связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Пермском крае Главным государственным санитарным врачом по Пермскому краю В.Г. Костаревым издано Постановление от 13.07.2021 г. №206 (ред. от 15.10.2021 г.) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее – Постановление). В п. 1 Постановления указаны категории (группы) граждан, подлежащие обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19):


работники, осуществляющие деятельность на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере: торговли; салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов; бытовых услуг, в том числе прачечных, химчисток и иных подобных услуг; общественного питания; клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги почтовой связи; многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; транспорта общего пользования, такси; образования, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания; жилищно-коммунального хозяйства и энергетики; культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти; досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); рекламных мероприятий; детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах; театров, кинотеатров, концертных залов; массовых физкультурных, спортивных мероприятий; отдыха и оздоровления детей и подростков; транспортной инфраструктуры; пенсионного, социального и медицинского страхования; предоставления услуг средств временного размещения граждан; предоставления туристских услуг; технического обслуживания автотранспортных средств; фармацевтических, ветеринарных услуг; предоставления услуг охраны; оказания услуг доставки, курьерских услуг; управления многоквартирными домами; работающим на промышленных предприятиях (производствах), на предприятиях агропромышленного комплекса;
государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы Российской Федерации, Пермского края, муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы Пермского края, работники органов власти Пермского края и подведомственных им организаций;

сотрудники подразделений МВД России, Росгвардии, учреждений уголовно-исполнительной системы, осуществляющих деятельность на территории Пермского края; сотрудники государственного контрольного органа в пункте пропуска через государственную границу;
лица, работающие вахтовым методом, волонтеры;
лица, проживающие в организациях социального обслуживания;
лица в возрасте 60 лет и старше;
обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет.
Постановлением предусмотрено, что положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами «Гам-КОВИД-Вак» (он же «Спутник V»), «ЭпиВакКорона» и «КовиВак», подтвержденные медицинским заключением.

В настоящее время профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. До вынесения постановления главного санитарного врача или его заместителя о проведении соответствующих профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан отказ от вакцинации против коронавирусной инфекции (в том числе работников образовательных организаций) не может служить основанием отстранения сотрудника от работы. После вынесения соответствующего постановления граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они могут быть отстранены от выполняемых работ на период неблагополучной эпидситуации, (пп.6 п.1 ст. 51 Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ; Приложение N2 к Приказу Минздрава России от 21.03.2014 г. N 125н; Приложение к Письму Минздрава России N 30-4/И/2-13481; Разъяснения Минтруда России, Роспотребнадзора; Письмо Минтруда России от 04.03.2021г. N 14-2/10/В-2314).

Таким образом, любые профилактические прививки проводятся добровольно, но при этом результатом отказа может явиться отстранение в установленных законодательством случаях работника от выполнения трудовых обязанностей. Правовые последствия отсутствия тех или иных профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55, ч. 3, Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, на что неоднократно указывал Конституционный суд РФ.

При этом нельзя исключать различные злоупотребления со стороны работодателей. Важно: отсутствие прививки не может являться основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, либо увольнения. Более того, сама процедура отстранения работника зачастую сопряжена с множественными нарушениями норм трудового законодательства. В любом случае, работник, полагающий, что его незаконно отстранили от выполнения трудовых функций, привлекли к административной ответственности, либо уволили, вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав в Государственную инспекцию труда и/или в суд.

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий