От поколения к поколению
Вторые Серафимовские чтения прошли в Кунгуре
БАТЮШКА СЕРАФИМ НИКОГДА НЕ БЫЛ В КУНГУРЕ. Почему же в Кунгурском Иоанно-Предтченском женском монастыре уже во второй раз проводятся именно «СЕРАФИМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»? Дело в том, что преподобный старец является небесным покровителем Кунгурской обители.
В 1825 году, когда несколько вдов, собравшиеся при кунгурской кладбищенской церкви задумались о создании монашеской общины, они отправились к известному уже на всю Россию старцу за благословением. , Серафим Саровский, имея дар прозорливости от Бога, обратился к старшей сестре Марии со словами: «Гряди, сестра, в свой град Кунгур. Там тебя давно ждут жаждущие обители».
Второе благословение от Серафима Саровского пришло в Кунгур в 1903 году. Скитоначальник Белогорского мужского монастыря Серафим Кузнецов привёз из Дивеева, с праздника прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, его икону, и подарил её Кунгурскому женскому монастырю на момент закладки храма Рождества Иоанна Предтечи. Монументальный храм был построен очень быстро по тем временам и качественно. Так, что до сих пор он является одной из главных достопримечательностей Кунгура.
В годы разгрома церквей икона Серафима Саровского исчезла из Кунгурского монастыря, хотя она не была облачена ни в золотую, ни в серебряную ризу, и с материальной точки зрения не представляла никакой ценности. А в девяностых годах прошлого века её вернул в Свято-Никольский храм г. Кунгура один пермский коллекционер, обнаруживший на обороте иконы надпись о её принадлежности Кунгурскому женскому монастырю. Такое чудесное возвращение иконы стало третьим благословением преподобного Серафима – на этот раз на возрождение обители.
Кунгурский Иоанно-Предтеченский женский монастырь всегда славился своей просветительской деятельностью, и эта традиция продолжается в наши дни. С 2010 года в монастыре работает Воскресная школа. В 2019 году игумения РУФИНА собрала единомышленников и высказала мысль, что было бы неплохо для Кунгура и Кунгурского района провести образовательные Чтения для студентов и школьников. Назвать их предложила в честь того человека, который благословил создание этого монастыря в 1825 году – преподобного Серафима Саровского.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ, организованный Кунгурским Иоанно-Предтеченским женским монастырем, на этот раз прошёл в здании МАОУ СОШ «Гимназия №16» г. Кунгура. В мероприятии приняли участие священнослужители Пермской епархии, представители власти Кунгурского муниципального округа, краеведы, педагоги и учащиеся учебных заведений г. Кунгура, представители Пермской духовной семинарии, учащиеся Воскресных школ семи Благочиний Пермской епархии. Всего в Форуме приняли участие более 200 человек.
О РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ. С приветствием и архипастырским словом обратился к собравшимся Глава Пермской митрополии Высокопреосвященнейший МЕФОДИЙ, митрополит Пермский и Кунгурский:
- Дорогие участники Серафимовских образовательных чтений, отцы, братья и сестры! Я хочу сердечно поздравить всех вас с тем, что этот Форум продолжает свою жизнь, собирает заинтересованных лиц для того, чтобы нам в который раз поговорить о том, что нас волнует в нашей жизни. Вы приурочили его к юбилею города, и это правильно – мы должны знать историю своей малой родины, и те добрые памятные вехи, которые совершены в этой истории. Но мы также должны посмотреть на день сегодняшний, что в нём происходит, и как относиться к тому, что вокруг нас.
Я очень рад, что могу сегодня быть на этом Форуме и сказать своё слово. Прежде всего хочу сердечно поблагодарить всех вас и благословить начало Форума.
Я испытываю сегодня уверенность и радость, потому что вижу полную аудиторию молодых людей, которые пришли на этот Форум.
Мы собрались сегодня для обсуждения целого ряда актуальных вопросов: взаимоотношения Церкви и государства, диалог Православной Церкви и общества. Мы имеем возможность поговорить о месте Русской Православной Церкви в жизни общества, о социальном служении Церкви. О том, какая работа в этом направлении ведётся в Пермской митрополии.
За более чем тысячелетнюю историю государства Российского отношения Церкви и светской власти, Церкви и общественных институтов развивались по-разному. Часто модель этих отношений зависела от исторического контекста, от представителей государственной власти.
Конституция России определяет, что Российская Федерация – светское государство. Однако, с точки зрения Церкви, светский характер государства не должен означать исключения Церкви из всех сфер жизни общества, от участия в решении общественно значимых задач. Принцип отделения Церкви от государства в современных условиях предполагает лишь разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Вообще-то, когда вышел декрет об отделении Церкви от государства, там подразумевалось прежде всего неучастие церковных деятелей в управлении государством – то есть, невозможность занимать чиновничьи должности. Потом всё это приобрело более свирепый характер, и конечно зависело очень много и от исторической обстановки, в которой жило молодое советское государство, и от тех лиц, которые занимались этими вопросами. Поэтому светскость государства мы понимаем так, как понимаем, а вот взаимоотношения Церкви и Общества надо понимать так, что люди Церкви – это люди этого Общества, занимающиеся строительством, возведением новых городов, устроением нашего блага, быта и т.д.. Но эти же люди приходят в храм Божий.
Важнейшей чертой светского государства является взаимодействие государства и религиозных организаций. Отметим, что сегодня в России складывается уникальная модель отношений между Православной Церковью и обществом, Церковью и государством. Взаимодействие Русской Православной Церкви, общества и государства не только возможно, но необходимо практически во всех сферах нашей жизни. Сегодняшние процессы, происходящие в нашем государстве, ещё больше подтверждают этот тезис и ещё более раскрывают его для каждого из нас. Современные реалии жизни стали катализатором истинного проявления патриотизма, гражданской ответственности, гражданского долга.
Спектр сфер, в которых интересы государства, общества и Церкви совпадают, достаточно широк. Прежде всего, это социальная сфера. Благотворительность, социальное служение, образование, воспитание, пастырское окормление военнослужащих и попечение о заключенных – это лишь часть направлений социального служения Церкви.
Поскольку я нахожусь в учебном заведении и среди слушателей присутствуют студенты и учащиеся, то я хочу сказать несколько слов об образовании. Даже без отношения Церкви к образовательному процессу, я могу засвидетельствовать, что та образовательная модель, которая не только предоставляет образовательные услуги, но занимается воспитанием подрастающего поколения, прививает почтение и уважение к старшему поколению, намного больше содействует развитию человеческой личности, развитию его кругозора. К большому сожалению, сегодняшняя модель образования относится к сфере предоставления услуг. И что мы слышим в результате: что делать с молодёжью – невозможно от гаджета оттянуть. Ну а что-нибудь другое-то мы им предложили? А где сегодня кружки, внешкольные занятия, спортивные секции, походы, какие были у нас?.. И причём всё это было бесплатно. И положительно влияло на объём сознания школьника, развивало это сознание.
Возвращаясь к теме доклада, хочу отметить значимую роль епархиальных структур, духовенства и мирян Пермской Митрополии Русской Православной Церкви в развитии социального служения, в гармонизации церковно-общественных отношений.
С 2011 года в Пермской епархии действует отдел социального служения и церковной благотворительности. Его цель — оказание помощи малоимущим и многодетным семьям, людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, попечение о пожилых людях, взаимодействие с домами престарелых, забота о пациентах пермского хосписа. Ежегодно сотрудники и волонтёры отдела оказывают помощь более чем 1000 человек. К этой деятельности очень важно привлекать молодых людей в целях духовно-нравственного воспитания.
Серьёзную работу ведут сотрудники отдела по взаимоотношению с вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством. Духовная поддержка военнослужащих, сотрудников силовых ведомств – очень важная задача, которую решает Церковь. К Церкви обратились, и эти обращения идут ежедневно. То есть, люди почувствовали, что это необходимо им в такой сложной ситуации.
Сегодня к основным задачам отдела добавилось и духовное окормление раненых воинов. Так, в период с 12 по 26 декабря 2022 г. состоялась поездка на Донбасс духовенства Пермской епархии. Священнослужители совершали молебны, таинства и требы, проводили просветительские беседы в военных госпиталях.
В 2010 году был учреждён отдел по тюремному служению Пермской епархии. Основной задачей отдела является оказание духовной помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы. Сегодня в исправительных учреждениях Пермского края действуют 33 тюремных храма. Руководители этих учреждений говорят, что после того, как там появился священник, стали совершаться службы, отношения между заключенными и теми, кто их охраняет, стали меняться, благодаря тому, что есть Церковь, есть Слово Божие, есть молитва. Есть желание помочь этим людям, а не просто приехать, отслужить литургию и уехать.
Доброй традицией Пермской епархии стало проведение целого ряда благотворительных акций. Назовём лишь некоторые. В этом году уже в двенадцатый раз проходит благотворительный рождественский марафон «Подари надежду», ежегодно проходят акции «Дари радость на Рождество», «Вербный базар», «Белый цветок». Участниками акций становятся представители духовенства, миряне – взрослые люди, дети и подростки, сотрудники различных государственных органов и структур.
Сегодня множество людей нуждаются как в материальной, так и в духовной поддержке. При этом государство в лице его органов и учреждений не всегда способно обеспечить индивидуальный подход к каждому в решении его проблем. Церковь обладает такими ресурсами. Социальные и благотворительные проекты Церкви направлены на помощь конкретным людям.
Благодаря деятельности образовательных учреждений, реализации благотворительных и социальных проектов в Пермской епархии сегодня идёт работа по нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодёжи, окормлению военнослужащих, помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Хотел бы ещё раз обратить внимание на вопрос «Что делать с молодёжью?» Она совершенно неуправляема. Раньше было невозможно загнать их домой с улицы, теперь же наоборот не вытолкаешь на улицу, потому что ребёнок сидит в телеграмме, в телефоне и тому подобное. Церковь вместе с Министерством просвещения в свое время разработали такой стандарт, который называется «Основы православной культуры». Встречаясь с министром образования Пермского края, говорю – давайте что-то делать, а не говорить, что это потерянное поколение. Да никакое оно не потерянное. Посмотрите, какие они сидят – нормальные люди, красивые, здоровые, весёлые. Цвет нашей нации. Давайте просто им поможем чуть-чуть. И гаджет пускай будет, но будет и знание, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Что был Александр Невский, которому предложили принять католичество, а он отказался. Это же история, хотя её нет в светском учебнике. Так давайте на эту тему говорить на уроках ОПК.
Хочу сердечно поблагодарить вас за внимание и призвать к тому, чтобы мы совершали больше дел, которые будут свидетельствовать о нашей любви к своему Отечеству, своему народу, к Церкви Божией.
СТАНОВЛЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА ЗЕМЛЕ КУНГУРСКОЙ. II Серафимовские чтения посвящены 360-летнему юбилею Кунгура. Форум дал старт проведению юбилейных мероприятий. Неслучайно поэтому работу пленарного заседания продолжило выступление директора Музея истории купечества, филиала Кунгурского музея-заповедника Ольги РЕНЁВОЙ на тему «Первый град епархии Кунгур. Взгляд в прошлое».
- С какой бы стороны мы не подъезжали к Кунгуру, что в 19 веке, что сегодня, мы сразу видим, что Кунгур – город православный. И в годы советской власти, когда создавали список объектов культурного наследия, то большая часть из них в Кунгуре оказались – храмы. И мы должны гордиться тем, что наши предки вкладывали свои средства не только в строительство купеческих особняков, учебные заведения, больницы, но и в возведение храмов.
Кунгуру повезло – город находился на Сибирском тракте, в нём жили богатые люди, занимавшиеся торговлей, которые имели возможность вести каменное строительство. Каменные здания во-первых долговечны, а во-вторых безопасны. Поэтому такого пожара, как был в Перми в 1840 году, в Кунгуре ни разу не было.
«Кунгур – первый град епархии». Действительно, в 17-18 веках, на территории нынешней Пермской епархии лидировал город Кунгур. В том числе в духовном отношении. Кунгур был центром Пермской провинции. Именно в Кунгуре находилось Пермское духовное правление, а вышестоящие иерархии – в городе Хлынове (ныне г. Киров – авт.). Это довольно далеко, поэтому очень многие вопросы решали местные власти. И, благодаря тому, что они умели общаться с народом, в январе 1774 года городу удалось устоять, когда город пять раз штурмовали войска Емельяна Пугачева. Кунгуряки очень гордились этим. И, спустя 100 лет, был поставлен обелиск на площади в память об этом событии, были написаны иконы для храмов.
В старину говорили: «Куда ни повернись в Кунгуре, туда и крестись». Храмов было много, храмы все разные – приходские, соборные, кладбищенские. По храмам были названы улицы города.
Кунгур, как первый град Пермской епархии был также известен и в 1920-е годы – во время обновленческого раскола. Именно кунгуряки возглавили борьбу с обновленчеством. Но об этом нужно делать отдельный доклад. Надеюсь, что у «Серафимовских чтений» - долгая судьба, и ещё будет возможность поговорить на эту тему.
«БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - НРАВСТВЕННЫЙ ПОДВИГ КУНГУРСКОГО КУПЕЧЕСТВА». С таким докладом выступил на форуме автор публикаций об А. С. Губкине, Амир МАХМУДОВ.
- Кунгур всегда выделялся среди многих городов Пермской губернии как купеческая республика и центр благотворительности. В начале XIX века в Кунгуре проживало 225 купцов I и II гильдии. И неслучайно в биографии каждого кунгурского купца вы найдете строки про милосердие и = участие в благом деле.
На имени одного кунгуряка, Потомственного Почетного гражданина, действительного статского советника Алексея Семеновича Губкина, остановиться стоит. И тому есть несколько причин. А начинать его нравственный подвиг надо с самой молодости. Именно тогда, 25-летний Алеша Губкин дал себе слово «копейку с каждого рубля» отправлять на богоугодное дело. Основав в 1840 году чайную компанию, выросшую к концу XIX века в крупнейшее торговое товарищество мирового уровня, Алексей Семенович и его преемники не отступили от этого правила. Для того, чтобы реально оценить значимость компании в экономике страны, стоит сказать о масштабах этой крупнейшей чайной империи, объёмах и финансовых оборотах. Только за четверть века существования Товарищества (с 1890 года) оборот фирмы превысил 1 миллиард царских рублей. Годовой оборот компании в начале ХХ века достигал 65 млн рублей, что в нынешних ценах сопоставимо с годовым бюджетом Пермского края.
В городе Кунгуре не было ни одного храма, куда бы губкинской фирмой не был бы внесён благотворительный вклад в обустройство или в приобретение церковной утвари. А строительство Елизаветинского дома призрения девочек сирот (рукодельной школы) и Технического Губкина училища стало вершиной благотворительности, ощутимым вкладом Почетного гражданина в развитие родного города. Более 2 миллионов рублей пожертвовано Губкиным на их строительство и содержание.
Благотворительная деятельность Алексея Семеновича Губкина и его преемников не ограничивалась рамками родного города. Существенные вложения сделаны компанией в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе. А построенный недалеко от имения Форос храм Вознесения Христова, по праву является украшением всего Крымского полуострова.
Подробно описали Пермские Епархиальные ведомости о том, как прощался город Кунгур со своим именитым земляком. Всё городское сообщество, не взирая на звания и чины, в течение дня, ночи и последующего дня отдавали дань уважения, памяти, склонив обнаженные головы перед гробом с Алексеем Семеновичем. А над могилой своего деда, продолжатель чайного дела, Александр Григорьевич Кузнецов воздвиг храм – ставший настоящим украшением всего города.
ПЛОДОТВОРНЫЙ ДЕНЬ. Завершилось пленарное заседание выступлением проректора по научно-исследовательской работе Пермской духовной семинарии, кандидата социологических наук, доцента Николая Александровича ГОГОЛИНА, который представил доклад на тему «Пермская духовная семинария в интеллектуальном пространстве Пермского края: история и современность». А также небольшим выступлением смешанного хора Пермской духовной семинарии. Некоторые песнопения исполнялись под руководством учащихся регентов.
Во второй части Форума состоялась работа тематических секций. Одна из секций была посвящена теме ДУХОВНОГО НАСТАВНИЧЕСТВА, на которой были представлены доклады о выдающихся -священно и -церковно служителях города Кунгура и русских святых.
На второй секции состоялся мастер-класс, организованный отделом религиозного образования и катехизации Пермской епархии. В интеллектуальной игре «MAGISTRA VITAE» приняли участие команды из 6 образовательных учреждений Кунгура.
Третья секция «НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ» была посвящена малоизвестным фактам и краеведческим исследованиям, связанным с историей Кунгурской земли.
Выездной ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ Пермской духовной семинарии впервые прошёл в новом формате. Три отделения: пастырское, регентское и иконописное не просто провели профориентационную работу среди школьников семи Благочиний Пермской епархии, а наглядно показали, что представляет из себя духовное образование, и чем отличается оно от светского.
Кроме того, в рамках II просветительско-образовательного форума «Серафимовские чтения. Память поколений» была организована презентация выставки Архива Кунгурского муниципального округа, а также выставки книг Центральной библиотечной системы г. Кунгура и библиотеки Кунгурского Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
ИЗ ОТЗЫВОВ:
«II Серафимовские чтения - уникальный просветительский форум. Такое мнение у меня сложилось после пленарного заседания, в котором имел честь выступить с докладом «Благотворительность и милосердие. Нравственный подвиг Кунгурского купечества».
Ни для кого не секрет, что изучение истории родного края одна из острейших задач современного общества. Молодое поколение, стремящееся познать прошлое нередко сталкивается с огромным количеством фальсифицированных материалов, размещенных в глобальной сети Интернет. В открытом доступе «работы» недобросовестных «историков и краеведов», а работать грамотно с первоисточниками, уметь анализировать, отделяя «зерна от плевел», учащиеся школ и профессиональных учебных заведений не умеют. Поглощая лживую историю своей страны, в неокрепших умах создается превратное мнение о государстве, её деятелях и событиях, сыгравших важную роль в судьбе народа. Такие образовательные форумы эффективный способ борьбы с фальсификацией истории и возможность донести до молодёжи события и факты, подтверждённые источниками, не вызывающие сомнений. А самое главное каждый спикер может ответить на многочисленные вопросы студентов и школьников.
Взяв на себя непростую функцию организатора форума, Иоанно-Предтеченский женский монастырь снискал глубокое уважение среди людей, искренне любящих свою Родину и трепетно хранящих каждую её страницу. А участие в форуме Главы Пермской митрополии, Митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия, его напутственное слово перед участниками и слушателями стало важной вехой в истории этих слушаний.
Амир МАХМУДОВ
II Просветительско-образовательный форум «Серафимовские чтения. Память поколений» стал для меня ещë одним доказательством важности проведения подобных мероприятий, обмена опытом, общения. Доклад Владыки Мефодия о значимой роли епархиальных структур, духовенства, мирян в развитии социального служения, в гармонизации церковно-общественных отношений произвëл на меня наибольшее впечатление.
Учащиеся регентского и пастырского отделений нашей Пермской духовной семинарии стали участниками данного Форума и показательно презентовали свои факультеты, делясь особенностями и тонкостями обучения в выступлении на специальной секции. А также учащиеся семинарии подготовили небольшую викторину на тему богослужения, церковной терминологии и основ православия. В игре участвовали три команды, члены которых весьма быстро, остроумно и искренне отвечали на все вопросы. Живое, интересное общение с командами вдохновило, и хотелось бы эту теплоту общения сохранить надолго.
Наш семинарский смешанный хор из 13 воспитанников порадовал гостей и участников небольшим выступлением из нескольких песнопений, некоторые исполнялись под руководством учащихся регентов.
Благодарю организаторов Форума за возможность поучаствовать, и желаю продолжать и развивать это важное дело. Надеюсь, что эта нить живого христианского общения будет только крепнуть.
Ольга Васильевна МОРОЗОВА, преподаватель регентского отделения
Пермской духовной семинарии
P. S.: Все доклады, прозвучавшие на «Серафимовских чтениях – 2023», вы можете найти на сайте Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря по ссылке: Иоанно- Предтеченский женский монастырь - Главная (obitel-kungur.ru)
Марина ШАМУРИНА
Фото: Леонид МАНОХИН, Максим ЗВОНАРЕВ
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий