О новой схеме выборов новых глав местного самоуправления
Несколько аргументов в поддержку новой схемы выборов глав местного самоуправления. Интервью с с заместителем главы Кунгурского муниципального района по внутренней политике и вопросам безопасности Евгением ЕРЕМЕЕВЫМ
Российской избирательной системе всего 23 года, в отличие от многовековой американской. И потому неудивительно, что год от года в ней происходят какие-то поправки и перемены. Например, совсем недавно из пяти вариантов поправок в региональный закон о выборах глав местного самоуправления депутаты заксобрания Пермского края поддержали самый консервативный, сохраняющий действующую модель избрания глав по конкурсу.
О том, насколько показательным по уровню зрелости нашей избирательной системы был заканчивающийся 2016 год, мы беседуем с заместителем главы Кунгурского муниципального района по внутренней политике и вопросам безопасности Евгением ЕРЕМЕЕВЫМ.
- Евгений Васильевич, каким был выборный 2016-й для Кунгурского муниципального района?
- Выборные периоды сложны, особенно для государственной власти и местного самоуправления. Потому что, кроме ежедневной текущей работы, выборный период усиливает политическую и общественную активность граждан. Кроме того, зачастую, это период обещаний ряда кандидатов, нередко популистских. И нам приходится, интенсивно общаясь с населением, разъяснять ту или иную ситуацию, нередко доказывая, что так, как рассказывает кандидат, не бывает.
Если взять 2016 год, то начался он у нас с выборов главы Кунгурского муниципального района. Они впервые проходили по новой схеме, определенной изменениями в 131 ФЗ. И прошли, надо сказать, без замечаний, без жалоб, без конфликтов. Я считаю, большую роль в этом сыграла разъяснительная работа с избирателями. Необходимо было довести до людей, что не будет привычного всенародного голосования, что изменилась сама схема выборов. Мы вели активную информационную работу. И не только с избирателями, но и с депутатами всех уровней, с главами сельских поселений.
Безусловно, новая выборная система ещё в периоде становления. Можно критиковать её, но есть в ней и свои преимущества. На мой взгляд, главный плюс в существенной экономии средств на организацию и проведение выборной кампании. Работа избирательных комиссий, разработка и печать бюллетеней, освещение в СМИ, организация самого дня голосования – это серьёзные расходы. К примеру на выборы глав сельских поселений всенародным голосованием планируется не менее 100 тысяч рублей из поселенческого и без того невеликого, бюджета. Затраты на проведение выборов районного уровня, на порядок выше.
Второй плюс – человек, решивший баллотироваться на должность, проходит жёсткий отбор по своим деловым качествам, по той программе, которую он готовит и отстаивает. Комиссия проверяет состояние здоровья кандидата (включая справку от врача-психиатра – авт.) и умение работать с нормативными документами. Претендент в заявительный период готовит внушительный перечень документов, которые тщательно проверяются специальными службами. Это обстоятельство требует не просто внимательности при составлении своего пакета документов, но и понимания, как это нужно делать.
Приведу один пример. На сегодняшний день выборы глав сельских поселений Кунгурского района по новой схеме прошли только в Ленском поселении. Кандидаты смогли оформить документы лишь со второго раза. А в Неволинском поселении претенденты делают это в третий заход, и только в конце ноября здесь пройдет последний этап по выборам главы.
- Получается, что выборы показали низкий уровень подготовки кандидатов?
- Очевидно. Чтобы стать кандидатом, ещё не главой, замечу, нужно проделать большую работу, правильно заполнив сведения о доходах, долгосрочную программу развития территории, анкеты, справки и прочее. Точное заполнение документов является неотъемлемой частью управленческой, если хотите, чиновничьей деятельности. Ведь требования к муниципальным служащим с каждым годом повышаются.
Новая система существенно отличается от прежней схемы тем, что занимает достаточно длительный период времени, три месяца: от объявления выборов до дня вступления в должность. Технологически эта процедура более сложная, чем всенародные выборы. Здесь несколько этапов: объявления, выдвижения, публикации, этап проверки сведений в различных органах. Этап конкурсного отбора. И последний этап выборов представительным органом.
- Так главу избирает не комиссия, а депутаты?
- Да. В моём понимании это очень важно. В первую очередь, повышается роль представительного органа, и значимость депутатского корпуса возрастает. Следовательно, возрастает и ответственность депутатов перед населением, которое их избрало. По 131 ФЗ именно представительный орган является главенствующим в органах местного самоуправления.
- Есть ещё плюсы у новой схемы выборов глав?
- Есть. Кандидат изначально огражден от «соблазна» давать пустые популистские обещания. Он должен идти на выборы с конкретной рабочей программой и соответствовать установленным законом критериям . При всенародном голосовании кандидат решил: я хочу стать главой, выдвинулся, наобещал и как результат за меня проголосовали… А дальше всё зависит от деловых , моральных, этических качеств человека, от уровня его образованности и воспитания. Всегда ли эти качества отвечали чаяниям простого человека? Не всегда!
Здесь же надо писать долгосрочную программу развития территории, создание условий для жизни каждого гражданина, а не просто: « Я ХОЧУ ДОСТАТЬ ЖИТЕЛЯМ ЗВЕЗДОЧКУ С НЕБА!». Такие заявления на комиссию, состоящую из профессиональных управленцев и опытных депутатов, знающих ситуации в поселении, никак не влияют. Претендентам задаются конкретные вопросы по представленной программе. От простого - «А как ты будешь это делать?» до «Какие инструменты и механизмы будут использованы кандидатом для достижения цели?». Поэтому больше шансов у профессионалов, кто когда-то с этим сталкивался, кто знает что такое управление, бюджет, экономика, коммунальное хозяйство т.д.. То есть, прийти со стороны и махнуть шашкой не получится.
И это опять же правильно. Представьте, что вы руководитель предприятия. Вы же не возьмете себе на ответственную работу не специалиста? В моём понимании, выборы глав то же самое: население округа, района, поселения берёт на работу человека, оценивая его качества по всем параметрам от образования до профпригодности. У нас когда-то был лозунг, что каждая кухарка сможет управлять государством. Так вот я с этим принципиально не согласен.
- В поддержку прямых выборов критики говорят о некой нелегитимности конкурсов, об отсутствии демократии.
- Я с этим готов поспорить. Потому что депутатов представительных органов выбирает население. Депутаты - не чиновники, и не муниципальные служащие, они не подконтрольны избираемому главе. А вот глава перед ними в ответе, как и перед всеми жителями. Это не прямой, но опосредованный выбор населения.
- Евгений Васильевич, а что скажете о других выборах уходящего года?
- Праймериз «Единой России», выборы депутатов Государственной Думы и Законодательного Собрания прошли в Кунгурском районе организованно, при неплохой явке избирателей. Результаты голосования и процент участия в них чуть выше среднекраевых. Количество нарушений и жалоб меньше, чем в других территориях. Думаю, что политическая и общественная зрелость нашего избирателя с каждыми выборами становится выше.
- Какие планы на 2017-й?
- У нас в районе самые первые предстоящие выборы – выборы глав Неволинского и Моховского поселений. Процедуры уже идут. Надеюсь, что новый 2017 год эти территории встретят с новыми главами, которые понимают, как намерены при поддержке депутатов, населения и благодаря своему профессионализму, развивать поселения и создавать комфортные условия каждому жителю, тем самым придавая новый импульс к дальнейшему динамичному развитию.
Беседовала Марина ШАМУРИНА
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий