Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


В Пермском Политехе рассказали, как повысить концентрацию внимания и обучаемость зумерам

 С усилением информационного потока и развитием гаджетов современные поколения, в особенности зумеры, испытывают трудности с концентрацией внимания. Это мешает школьникам и студентам, «рожденным с телефоном в руках», качественно учиться, в том числе успешно сдавать экзамены и зачеты. Сейчас, в активный период ЕГЭ и студенческих сессий, Ольга Юрьева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Пермского Политеха, рассказала, из-за чего нарушается концентрация внимания, почему люди смотрят кино и сидят в соцсетях одновременно, что такое клиповое мышление, есть ли от него польза и почему молодое поколение больше поддается внушению, но испытывает меньше эмоций.

 Из-за чего может нарушаться концентрация внимания?

— Любое нарушение здесь – это сигнал о неблагополучии, проблемах функционирования мозга. Причин этому может быть много: плохое самочувствие, усталость, стресс, даже выполнение однообразной, монотонной деятельности может привести к нарушению концентрации, — рассказывает Ольга Юрьева.

В психиатрии существует специальный термин «апрозексия» (невнимание), характеризующий случаи общего угнетения процессов внимания. Нарушения концентрации внимания также могут быть вызваны опухолью мозга и другими повреждениями мозга.

Рассеянное внимание — в чем причина?

Выделяют несколько видов рассеянности. Например, истинное невнимание, когда человек не может сконцентрироваться ни на чем определенном, его мысли и ощущения расплывчаты, отсутствует интерес к происходящему.  Это состояние еще называют прострацией.

Существует и мнимая рассеянность — это последствие глубокой внутренней концентрации человека на своих мыслях, размышлениях («рассеянный профессор»).

Выделяют еще ученическую рассеянность, которая лежит в основе синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В этом случае внимание ребенка непроизвольно переключается с одного объекта на другой и не фиксируется на чем-то одном.

Почему многим нужно за просмотром фильма сидеть в соцсетях, заниматься домашними делами?

—С одной стороны, можно использовать время просмотра фильма для выполнения каких-либо профессиональных задач, с целью сочетания «приятного с полезным». По большей части этот выбор глубоко осознан, особенно если фильм «среднего качества». С другой стороны, это может быть примером так называемого информационного серфинга, при котором человек получает удовольствие от ярких стимулов путем выработки быстрого дофамина (нейромедиатора – химического вещества, которое вырабатывается нашим мозгом, когда с нами происходит что-либо приятное). Такое скольжение по верхам информации становится привычкой и зависимостью современного человека, — объясняет Ольга Юрьева.

Как восстановить концентрацию внимания?

Здесь поможет физическая активность (физкультминутка) или перерыв в работе. За счет движения увеличивается содержание кислорода в крови, нарастает приток крови к головному мозгу, тем самым улучшаются связи между нашими нейронами.

Кроме этого, можно применять упражнения на развитие осознанности. Например, выделить и ограничить действие раздражителей, отвлекающих наше внимание. Проанализировать комфортность своего рабочего пространства. Существуют еще специальные занятия, когда необходимо сосредоточиться на окружающих нас объектах, звуках, запахах.

Что такое клиповое мышление?

— Клиповым мышлением, как правило, называют способ получения и восприятия информации посредством ярких, ассоциативных, эмоциональных фрагментов, быстро сменяющих друг друга и не связанных между собой. Как результат, нет времени на переработку информации, ее анализ и формирование долговременной памяти. Клиповое мышление фрагментарно и кратковременно. У человека нарушается способность устанавливать логические взаимосвязи между наблюдаемыми явлениями, объектами, — объясняет ученый Пермского Политеха.

Клиповому противопоставлено понятийное (теоретическое, символическое, критическое) мышление, которое строится на возможности глубокого и детального анализа внутренних причинно-следственных, логических взаимосвязей при принятии каких-либо решений.

Обладатели клипового мышления – это молодое поколение, родившееся после 2001 года и с детства столкнувшееся с Интернетом, социальными сетями и гаджетами.

Почему люди воспринимают мир фрагментарно?

Клиповое мышление – результат объективных изменений в современном мире. Исследователь Борис Фрумкин выделил несколько факторов, влияющих на его формирование: во-первых, увеличение потока информации и ускоренный темп жизни; во-вторых, потребность в актуальной информации и ускорение ее обновления; в-третьих, разнообразие поступающей информации; в-четвертых, многозадачность человека, то есть увеличение количества одновременно выполняемых дел.

— Согласно теории цивилизацииМаршалла Маклюэна, Интернет и соцсети формируют многоплановое восприятие мира у современного человека. Он становится многозадачным, учится быстро переключаться между простыми и часто повторяющимися действиями, не требующими большой концентрации. В итоге рассеянность и дефицит внимания выступают как своеобразная плата за эту многозадачность, — поясняет Ольга Юрьева.

Люди с клиповым мышлением хуже обучаются?

Психологические исследования в разных странах позволяют говорить о серьезных когнитивных изменениях у современных детей. Резко снизился коэффициент усвоения знаний. Однако этот факт не свидетельствует об умственной неполноценности современных школьников и студентов. Это лишь подчеркивает актуальность разработки новых педагогических технологий и методов обучения представителей интернет-поколения.

Как можно адаптировать процесс обучения?

Например, использовать интерактивные методы и чередовать виды деятельности во время занятия (сначала читаем, потом обсуждаем, затем делаем и т.д.). Информация должна преподноситься небольшими блоками при чередовании аудио-, видеоматериалов, текстов. Нужно обязательно контролировать усвоение материала после каждого блока информации, чтобы активизировать осознанность процесса обучения.

С какими трудностями сталкиваются люди клипового мышления, например, зуммеры?

— Они предпочитают видеоинформацию книгам и текстам. У них нет необходимости запоминать нужную информацию, главное знать «путь к ней». Исследователи уже говорят про цифровую амнезию, когда человек забывает то, что хранится в телефоне: номера, важные заметки и т.д. Смещение акцента на кратковременную память приводит к нарушению способности целеполагания, планирования. Они склонны оставлять работу незавершенной. Способны быстро воспринимать информацию, однако испытывают трудности при ее анализе, — рассказывает психолог ПНИПУ.

У таких людей снижаются показатели выраженности творческого мышления. Способность работать с большим количеством разнородной информации без учета сущностного содержания приводит к стереотипности, импульсивности в принятии решений. Наблюдается быстрая утомляемость при занятии умственной деятельностью, языковой минимализм, бедность эмоций.

Как связано клиповое мышление и снижение эмпатии?

Изменения коснулись и формирования личности подрастающего поколения. Общение ребенка в виртуальной реальности, компьютерные игры, бесконтрольный поток видеоинформации приводят к формированию эмоциональной глухоты, теряется способность к сопереживанию, пониманию чувств других людей и собственных.  

Повышается ли внушаемость?

— Клиповое мышление позволяет человеку перерабатывать больший объем информации, однако он не дает возможности критически отнестись к получаемым месседжам. Исследователи отмечают, что уровень рефлексии у них ниже: они не задумываются, только успевают получать огромное количество информации. Усваивая готовые образы и суждения, эти люди принимают полученные установки на веру и не размышляют об их правильности и справедливости. Поэтому манипулятивные технологии, применяемые в отношении носителей клипового мышления, оказываются более действенными, — объясняет Ольга Юрьева.

А есть ли у клипового мышления плюсы?

Такие люди более адаптированы к огромному потоку информации, с которым сталкиваются ежедневно. Они способны схватывать эту информацию на лету, мгновенно реагировать на ее изменение и настраиваться на смену выполняемых задач. Оперируя фактами, не погружаясь в их истоки, они способны найти много вариантов решения за достаточно короткое время, провести качественный анализ.

Эти особенности будут применимы, например, в профессиональных сферах, связанных с быстротой реакции и высокой динамикой: менеджменте, творчестве (дизайне), маркетинге (например, создании визуально привлекательного контента) и др.

Можно ли начать мыслить по-другому?

Чтобы избавиться от клипового мышления, усилия должны быть направлены на развитие концентрации внимания, критического и творческого мышления. Заниматься развитием своей речи, учиться правильно формулировать и излагать свои мысли (курсы актерского мастерства в этом плане очень полезны).

— В качестве развития концентрации внимания можно использовать техники и приемы тайм-менеджмента, например, метод помидора: работаем, читаем, смотрим не отвлекаясь 25 минут, затем перерыв 5 минут. Для развития критичности и креативности можно использовать метод парадоксов Михаила Казиника, когда для любого факта или явления мы ищем противоречие, и подвергаем обе позиции анализу, — советует эксперт Пермского Политеха.

Вот еще некоторые приемы для развития критического и творческого мышления: ставить все под сомнение, участвовать в дискуссиях со своими друзьями и родными, помещать себя в нестандартные ситуации. Обязательно чтение разных книг (художественных и публицистических).

Можно ли уберечь ребенка от клипового мышления?

— С помощью такого мышления наш мозг адаптируется к огромному потоку информации. Гаджеты теперь тоже неотъемлемый атрибут современности. Но правила использования телефонов и других гаджетов в каждой семье должны обсуждаться. Например, за обеденным столом без телефонов сидят как взрослые, так и дети. Или стоит ввести «час тишины» — время отдыха от гаджетов, например, во время чтения книг, — объясняет Ольга Юрьева.

Контактное лицо:

Анна Брюханова,

ведущий специалист пресс-службы ПНИПУ


 

 

 

 

 

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий