Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Не "мальчики для битья"

Не "мальчики для битья"

В Кунгурском районе уже второй глава сельского поселения сложил с себя полномочия, не доработав до окончания избирательного срока.

В сентябре 2016 года заявление на увольнение по собственному желанию написал глава Моховского сельского поселения Вадим Николаевич Мальцев. В феврале 2017 года, отчитавшись на сходе, ушёл глава Ергачинского сельского поселения Айрат Зарафутдинович Манапов. Оба были избраны на должность глав дважды – в 2008 и в 2013 году, прямым всенародным голосованием. Оба уже зрелые мужчины – в возрасте за 50 лет.

НЕ МАЛЬЧИКИ, НО МУЖИ.
Решение оставить должность было бы, наверное, понятно, если бы это были молодые люди, увидевшие всю тяжесть и бесконечность «главского» труда, и несоразмерную этому заработную плату. Но когда уходят бывалые, избиравшиеся дважды, да ещё с большим перевесом против других кандидатов, это уже вызов.

Прежде чем избраться в главы своих сельских поселений Айрат Зарафутдинович и Вадим Николаевич (бывшие зам. начальника поселкового отделения полиции и нефтяник-вахтовик, соответственно) были депутатами поселенческих Советов депутатов. Видели и понимали, в чём заключается работа главы. Критиковали действующих глав за недоработки, и, следуя принципу «Критикуешь – предлагай, а предлагаешь – делай!», решили взять на себя ответственность за свою территорию.

- В первую очередь я поставил себе задачу привести в порядок поселенческие дороги – говорит Айрат Манапов. – А то у нас доходило уже до того, что в микрорайоне Комбинат даже ГАЗ-66 буксовал. В 2009 году дорогу там сделали. Чуть позже в посёлке Ергач и в деревне Казаево появились дороги. Благо, что поселение у нас компактное и предприятий много. Поэтому где- то при помощи районных программ, где-то при помощи спонсоров с вопросами благоустройства более-менее разобрались. Затем попали в программу по ремонту учреждений культуры (глава Кунгурского района Вадим Лысанов помог) и отремонтировали клуб в деревне Казаево, который уже хотели закрывать из-за его аварийного состояния. Если бы клуб этот закрыли, мне бы казаевцы никогда не простили, ведь я сам всю жизнь в Казаево живу…

- Когда я стал главой Моховского поселения, - вспоминает Вадим Мальцев. - Я сказал жителям деревни Дейково: знайте, вам теперь всё в последнюю очередь, иначе жители других деревень обвинят меня в использовании служебного положения в личных корыстных целях.
Так же, как и Ергачинский глава, Вадим Мальцев принялся исполнять свои «главские» полномочия, прежде всего ориентируясь на результат. Зачастую решал вопросы«на голом энтузиазме», опираясь на личные связи.

38 ПОЛНОМОЧИЙ.
Ими по закону о местном самоуправлении наделён, согласно Уставу, глава сельского поселения. Финансово же подкреплены процентов 30 из них. А исполнение остальных – искусство глав поселений. Но если к таким вопросам, как массовые мероприятия, подвоз чистой воды или подсыпка дорог ещё можно привлечь спонсоров, то есть и такие проблемы, которые решаются только с помощью региональных или районных программ по принципу софинансирования. Денег же на софинансирование в поселенческих бюджетах катастрофически не хватает.
- Годовой бюджет Ергачинского поселения едва дотягивает до 8 млн рублей. Что можно выделить из него на софинансирование и вообще на развитие поселения?.. – риторически вопрошает Айрат Манапов.

- Бюджеты в сельских поселениях уже не первый год верстают надзорные органы, - уверен Вадим Мальцев. - Вот мы построили пирс по предписанию прокуратуры, затратив на это почти полмиллиона рублей. А вода из озера ушла и пирс стоит невостребованный, потому как не пригоден. Деньги выбросили, получается. Хорошо хоть штраф не заплатили ещё.

- Нас ГИБДД регулярно штрафует за то, что не можем проложить пешеходную дорожку к школе. Я сам очень волнуюсь, когда вижу, что дети идут в школу по той же дороге, где едут автомобили. И рад бы изменить ситуацию – но нет денег на это, - сокрушается Айрат Манапов. – Так штрафуют, и глазом не моргнув. Как будто после уплаты штрафа денег у нас в бюджете не убавится, а прибавится.
Я однажды спросил сотрудников полиции: почему вы не всегда выезжаете на место происшествия? Мне ответили: денег на бензин нет. Так вот и у нас нет денег в бюджете на исполнение всех полномочий и обязанностей.

ДВАЖДЫ В ОДНУ РЕКУ.
Если уже во время первого своего избирательного срока вы поняли, насколько тяжела и неблагодарна работа главы сельского поселения, так зачем же пошли на выборы во второй раз? – спрашиваю я у Айрата Зарафутдиновича.
- Была надежда, что что-то изменится. В 2012 году пришёл новый губернатор, в 2013-м были внесены поправки в Закон о местном самоуправлении. Вместо 38 вопросов местного значения в полномочиях сельских поселений осталось 13. Хотя, вопросы ЖКХ с нас так и не сняли. Ергачинское поселение, наверное, единственное в Кунгурском районе, где очень много муниципального жилого фонда. Его содержание, ремонт, подготовка к зиме – это постоянная головная боль. И я неоднократно говорил об этом депутатам заксобрания, что надо как-то решать вопрос по принципу исключения из правил. Ведь люди-то не виноваты, что живут в сельской местности в многоквартирных домах. К тому же выяснилось, что ни у одного из этих домов нет фундамента, и они уже начали трещать по швам…

Оправдать доверие избирателей, услышать и помочь живущим рядом с тобой людям – главный и единственный порой стимул многих глав сельских поселений. К ним, как к реальным представителям власти на местах жители идут с самыми разными вопросами, в любое время дня и ночи. Однако вышестоящие органы эту роль местного самоуправления не ценят. Более того, ещё и сами предъявляют претензии.

- Приезжает судебный пристав или представитель прокуратуры и, потрясая передо мной книжкой, говорит: ты нарушил закон – не исполнил такое-то полномочие , - откровенничает Айрат Манапов. – Причем, не разобравшись, не выслушав, разговаривает со мной, как с преступником, грозит уголовным наказанием и тому подобное.
Я сам работал в милиции, потом стал главой поселения. Но никто из жителей не мог упрекнуть меня в излишней жёсткости. Даже наоборот, многие удивлялись, что я полностью изменил стиль общения. Потому что раньше я имел дело в основном с преступниками, а сейчас с обычными людьми, которые ни в чем не виноваты. Так почему же с главами сельских поселений разговаривают как со злостными правонарушителями?.. Ведь на исполнение наших полномочий деньги выделяются не в полном объёме.
Вот уж поистине - страшнее законов в нашей стране только практика их применения.

СЕРДЦЕ ГЛАВЫ.
Прежде чем Вадим Мальцев написал заявление об уходе, он неоднократно завершал разговор о тех или иных проблемах поселения фразой: «Меня или инфаркт хватит, или посадят за неисполнение каких-либо полномочий». Из уст мужчины, прошедшего крепкую школу жизни, это звучало более чем серьёзно. Все понимали, что говорит он не на пустом месте. Однако…

- В январе 2016 года у нас в Ергачинском поселении случился пожар в 28-квартирном доме, - рассказывает Айрат Манапов. – Часть семей своими силами расселили в муниципальные квартиры, осталось три семьи, вопрос по которым решался долго. А в сентябре – новый пожар, причем по причине поджога. Если бы полицейские вовремя пресекли одного хулигана, изолировали бы его, то проблемы удалось бы избежать. Но… снова 28 семей остались без крова. 17 из 28 – муниципальные квартиры. Денег на расселение в бюджете нет. На помощь пришёл глава Кунгурского района – выделил из районного бюджета 7 млн рублей. На которые было решено приобретать квартиры и расселять погорельцев. Но и тут проблемы – без 44 ФЗ бюджетные деньги не потратишь. Разные конкурсные процедуры растянули решение вопроса на несколько месяцев. А люди, меж тем, мучаются, проживают далеко не в самых благоприятных условиях. У меня сердце кровью обливается от этого…

НЕ ПОГОДУ ПИНАТЬ.
Кто-то скажет Ергачинскому и Моховскому главам: ну и доработали бы уж до следующих выборов, особо не вникая в проблемы. Но они так не могут.
- Я пришёл главенствовать не для того, чтобы «погоду пинать», а оправдать доверие населения, - заявляет Айрат Манапов.
И Вадима Мальцева никто не помнит тихо отсиживающимся в сторонке. Наоборот, на заседаниях совета глав сельских поселений он обычно первым поднимал какой-то проблемный вопрос, вступал в дискуссию, не взирая на ранги и чины. Поэтому его уход с должности – это не опустившиеся от бессилия руки, а скорее вызов. Вызов региональным властям, вызов государству, если хотите. Хватит уже, наверное, видеть в органах местного самоуправления «мальчиков для битья». 21 век на дворе…

В некоторых европейских странах в 15-18 веках существовал довольно необычный способ воспитания. Принцы играли с мальчиками, которые воспитывались вместе с ними. Мальчики были из другого сословия (которое стояло заметно ниже сословия принца). Принцев бить за провинности было нельзя, а вот мальчиков – можно. Мальчиков били не только за свои провинности, но и за провинности принца.


Марина ШАМУРИНА

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий