Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Кунгуру - 355. История создания города

Кунгуру - 355. История создания города

Коренным кунгурякам больше тысячи лет

Человек на территории Кунгурского края появился более тысячи лет тому назад, о чём свидетельствуют многочисленные археологические памятники. Изучение археологических памятников началось ещё в XIX веке. В 1887 г. в каталоге Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки Уральского общества любителей естествознания под № 235 были представлены чертежи и фотографии курганов, кладбищ и городищ долины р. Сылвы и её притоков, и их описание, сделанные крестьянином Кунгурского уезда Новосёловым Михаилом Анисимовичем. В XIX веке места поселения древнего человека называли «чудскими городищами», а их обитателей «чудь белоглазая».
Существует много различных легенд, связанных с этим. По одним легендам, этот народ был небольшого роста и жил под землёй. В 20-х годах XX века известный кунгурский краевед Генрих Мауэр писал о чудских городищах: «Проезжая из д. Пеньки в д. Сухой Лог Кунгурского уезда я обратил внимание на отходящий от горы выступ, отделённый седловатой ложбиной. На мой вопрос возница сообщил, что эта гора называется Елдач или Лобач. Там когда-то жил он, т.е. «Чучка» какой-то. Когда наши брали его, он все палил стрелами – шибко много народу перебил, пока взяли. По рассказам стариков следы чудского городища есть на р. Барде и р. Сылве у д. Заниной».
Краеведы писали о неволинских курганах. «Село Неволино - около самого Кунгура (5 верст). Старики говорят, что раньше на этом месте был сплошной лес. Около деревни имеются два кургана. Один курган за р. Иренью называется «угором чучки». Вышина его – более 2 сажень. В этом угоре, должно быть, есть ещё много интересного для науки. В 1903 г. один помощник писаря ходил, копался в нём и нашёл человеческую голову, в ушах которой были две серебряные серёжки, весом около восьмой фунта. А в 1911 году после большой воды, размывшей курган, нашли скелет человека, совершенно целый. В угоре находили серебряную посуду, чашки, ложки, глиняные крынки и чашки с выведенными на них рисунками».
Народное предание гласит об этих курганах: «Лет шестьсот назад жили здесь темные полудикие идолопоклонники, веровавшие в солнце, луну, звёзды, гром, молнию, леших, русалок. Руководили идолопоклонниками кудесники. Когда появились сознательные люди, тогда идолопоклонники перестали верить кудесникам. Кудесники предупредили их о грозящей опасности и решили лучше похоронить себя заживо, чем сдаваться. Выкопали яму, сделали стойки, сверху закрыли яму (неизвестно чем), насыпали поверх земли, сложили в яму все свои пожитки, поместили также лошадей со сбруей, залезли сами, вышибли стойки и все погибли».
Все эти предания и легенды связаны с конкретными археологическими памятниками. До прихода сюда русских и татар на территории Кунгурского района селились предки народов, говорящих на языках, относящихся к пермской ветви финно-угорских языков – коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов. Во второй половине XVI в. земли Перми Великой начинают интенсивно заселяться. Территория будущего Кунгурского уезда (Сылвенско-Иренского поречья) занимала выгодное географическое положение, имела сравнительно хорошие пути продвижения, плодородные почвы и различные неземледельческие угодья. Колонизационный фон был весьма значительным, что благоприятствовало продвижению сюда русского населения. Коренное население (коми-пермяки, ханты, манси) было немногочисленным. Оно занималось, прежде всего, неземледельческими промыслами (охотой, рыбной ловлей, бортничеством) и вело полукочевой образ жизни. Хлебопашество несло подсобный характер и было развито слабо. Торговля с русскими играла важную роль в экономике Сылвенско-Иренского поречья. Прикамье стало плацдармом для продвижения русского населения в Сибирь, сыграло важную роль в освоении Сибири.
Организованное заселение Кунгурского края началось в середине ХVII века. Первыми жителями г. Кунгура были переселенцы из разных мест, на что указывают слова писцовых книг: «Лета 1648 г. по государеву и Великого князя Алексея Михайловича всея Руси и по грамотам за переписью дьяков Алмаза Иванова да Микифора Демидова, воевода Прокофий Кузьмич Елизаров велел соликамскому посадскому человеку Ивану Суровцеву да съезжей избы подьячему Антипу Вахутину государевых прихожих крестьян Вятчан, Кайгородцев, из Соли Вычеготской, из Устюга Великого и из иных городов и из-за вотчин и монастырей вывесть на государя на Кунгур и на Степаново городище на житьё… чтоб им за государем жить и никуда не избежать. В котором числе которого крестьянина вывезут и где поселять на государевых землях и с которого числа и по которые льготы дать и по велено описать имянно, порозну и по статьям…».
Одним из важнейших источников, указывающих на то, что коми-пермяки заселяли Сылвенский край из Чердынского и других уездов, являются фамилии и названия населённых пунктов и рек. Многие из них были переименованы после заселения края русскими. Кунгур стоит у слияния трёх рек – Сылвы, Шаквы и Ирени. Первые две имеют перевод с коми-пермяцкого языка: Сылва – «талая вода», Ирень – «грибная вода». В Кунгурском уезде проживают люди с фамилиями: Пермяков, Пермятин, Насонов, Лунегов. Жунов в переводе с коми-пермяцкого – снегирь, Кадчин – сорока, Умпелев – божество Вой-пель, Бурматов-сорока, Сизимов – цифра «7», Куимов – «3», Кузвычев – долгий Василий, Мошев – пчела, Мизев – соболь, Сюзевский – филин.

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий