Что ждёт фондовый рынок в будущем?
Вчера из США пришли 2 новости, способные противоположно отразиться на американском фондовом рынке, а вслед за ним – на глобальном фондовом и облигационном ландшафте.
Первая новость - Fitch рассматривает понижение рейтинга США. Причина – продолжающийся с 22 декабря shutdown, приостановка работы 25% американских госучреждений и около 800 тыс. чиновников из-за разногласий между президентом и федеральным правительством по бюджетированию строительства стены между Штатами и Мексикой. В случае принятия такого решения (не ранее марта), агентство станет вторым, после Standard & Poor's, сдвинувшим рейтинг страны с максимальной отметки. Летом 2011 года, когда понижение с AAA до AA+ предприняли в S&P, американские, а вслед за ними, европейские, российские акции скорректировались вниз на 10-20%.
Вторая новость - ФРС говорит о том что их политика может быть более гибкой в 2019 (https://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/fomcmin..). Т.е. в отличие от протокола от 19 декабря, который предполагал 2 повышения ставки в наступившем году, мнение членов ФРС, скорее, за то, чтобы оценивать целесообразность каждого дальнейшего повышения.
Последний протокол ФРС весьма любопытен. История 10-летнего роста американских акций – это история дешевых денег, прямое следствие мягкой политики Федрезерва. Но в ходе проводимой политики ФРС стала заложницей фондового рынка. Низкие ставки и программы количественного смягчения не только вернули ВВП к 2-3%-ному росту, но и раздули цены акций. Плюс к этому спровоцировали накопление гигантского госдолга. Вроде бы, если ВВП растет, можно вернуть ключевую ставку на рациональные 3-4%. Но рынок акций реагирует на такие действия болезненно. А в Америке динамика ценных бумаг – это показатель потребительской и предпринимательской уверенности. Растущие фондовые индексы – это во многом поддержка роста ВВП.
Столкнувшись с худшим за 80 лет декабрем, представители ФРС, вероятно, не без нажима из Белого дома, заметно меняют риторику. Переходя от последовательных действий к адаптивным.
Спасет ли это ситуацию? Локально, видимо – да, или уже спасло. Даже Дональд Трамп 27 декабря отдельно в своем twitter рекламировал упавший рынок акций как отличную инвестиционную возможность. Слишком многие заинтересованы в фондовом росте и слишком многое от него зависит.
Но дальше? Приостановки деятельности правительства становятся обыденностью, также как и повышения потолка госдолга. Сам госдолг по итогам 2018 года вплотную приблизился к 22 трлн.долл. И возможное понижение рейтинга от Fitch – понижение рейтинга для этих 22 трлн.
В какой-то, не особо отдаленный момент и в ФРС поймут, что монетарная политика – это политика поддержки экономики и финансовой системы, а не поддержки фондового рынка. Возможно ли экономическое благоденствие при падающем или стагнирующем рынке, покажет будущее. Но принципиального запрета на такой сценарий не видим.
А пока получается, масса сил и словесных интервенций направлена на поддержание устойчивости американских акций и, как следствие, глобального фондового рынка. И на месяц вперед устойчивость можно обеспечить. Дальше – столкновение с неизбежным, в том числе с очень вероятным и глубоким снижением фондовых индексов, и в США, и в мире.
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий