Время мемуаров: НЕБЕСНАЯ ЯРМАРКА. Начало. Часть 1
В 2022 году исполняется 20 лет «Небесной ярмарке». Как это начиналось, существует много разных версий, но большинство из них не отвечают на главный вопрос – как родился проект?
О первых шагах, становлении и развитии проекта рассказано и написано много, но практически ни слова о том в каких муках рождался этот «долгожданный ребёнок». Люди, пишущие о «Небеске», наверное не считали важным раскрывать подробности начального этапа реализации проекта. От идеи до воплощения. Мне кажется этот период «зачатия» имеет свою историческую ценность. Я хочу рассказать об этом этапе, о периоде, когда решалось быть фестивалю «Небесная ярмарка» или нет. История не терпит сослагательного наклонения, но если бы тогда мы не решились, то, наверное, ничего и не было бы…
ПЕРИОД «ЗАЧАТИЯ»
То, о чём буду писать я, отчасти субъективно, ведь это мой взгляд и мои воспоминания о том периоде, периоде начала реализации амбициозного проекта, ставшего в 2007 году – имиджевым мероприятием Пермского края и получившим всероссийское признание. Я буду опираться на свои воспоминания, записанные в марте-сентябре 2002 и в начале 2003 года.
«… мы приступили к планированию работ на новый 2002 год. Казалось, всё у нас получается. Мы построили новую уникальную сцену, купили лучший в городе свет и звук. В стенах «Мечты» нашли «приют» знаковые коллективы города (трио «НОСТАЛЬЖИ», модная студия «Crazy», студия «Эльваро» (вокалисты), танцевальный коллектив «Фортуна» и др.). Только силами собственной самодеятельности мы были способны провести любой концерт эстрадного характера. Огромным плюсом было и то, что мне удалось собрать под одну крышу талантливых, креативных, думающих и одарённых творческих людей. Нам любое дело было по плечу. Во всём этом «благополучии» нам не хватало капитального ремонта здания и чего-то нового, что могло встрепенуть не только коллектив, но и весь город».
«Концерты, вечера, новые проекты «Мечты» - всё это было здорово. А наполняемость зала нередко зашкаливала, но чего-то не хватало. Чего-то масштабного. Была у меня мысль, которую я «переваривал» несколько лет, но что-то сдерживало. То ли боязнь ввязаться в новый проект, то ли страх, что не найду сторонников, способных встать рядом и идти до конца. Последующие события убедили меня в зряшности моих волнений».
В конце 2001 года мы сидели компанией в Центре туризма и скаутинга и обсуждали перспективы развития туризма в городе. Ребята рассказывали о фестивале в Великих Луках и вспоминали весёлые истории, связанные с участием нашего экипажа в мероприятиях на псковской земле. Надо сказать, что в те годы «Мечта» помогала участвовать экипажу теплового аэростата «Ярмарка» в соревнованиях и не только морально, но и финансово. По завершении вечеринки мы договорились с Андреем Вертипраховым встретиться после праздников.
ПОЧЕМУ БЫ НЕТ?..
И снова записи воспоминаний: «В январе, практически сразу после новогодних и рождественских каникул, я позвал к себе Андрея Вертипрахова и сформулировал идею проведения в Кунгуре воздухоплавательного праздника с участием тепловых аэростатов (в простонародье – воздушных шаров). По примеру столицы воздухоплавания России – Великих Лук.
-Почему бы нам не стать второй столицей воздухоплавания в стране, - риторически взывал я пилоту первого в Кунгуре теплового аэростата «Ярмарка». Оказалось, что Андрей, пару лет участвующий в соревнованиях такого рода (в Великих Луках), давно уже подумывает о таком фестивале».
«Разнобой у нас был в самой идеологии мероприятия. Андрей настаивал на спортивной составляющей фестиваля (по примеру Великих Лук). Именно спорт должен стать основным компонентом проекта. Моя позиция была несколько иной. Я уверял Вертипрахова в создании масштабного имиджевого проекта, в котором соревнования воздухоплавателей будут одним из составных частей. Важной, но не превалирующей. Для меня главными «героями» фестиваля должны были стать люди. Жители и гости нашего города. Иначе для чего всё это затевать?»
«Мы отложили спор что важнее, и начали обсуждать команду, способную реализовать сей план. Конечно же первыми кандидатами стали наши друзья: Лариса Арапова, Марина Шамурина, Елена Юшкова, Сергей Шамурин, Сергей Шишмаков и конечно же коллектив «Мечты» и Центра туризма и скаутинга».
ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ
В 2002 году, мы с супругой Светланой и Мариной Шамуриной впервые поднялись на тепловом аэростате «Ярмарка» в кунгурское небо. Андрей давно предлагал мне слетать, но я всё откладывал на потом. И вот поддавшись его уговорам полетел. Полёт оставил неизгладимое впечатление, особенно у меня. Я всегда испытывал особое чувство к небу и даже планировал после школы поступать в лётное училище…
«Проведение такого мероприятия невозможно без городских властей – значит надо говорить с главой. Андрей уверял меня, что Николай Евстигнеевич согласится».
«Мероприятие разового характера меня не вдохновляло. Андрей, как мне показалось, не до конца понимал, чего я боюсь. Он придерживался принципа: Давайте ввяжемся, а потом всё решим».
НАДО ЧТОБ ПОЛЮБИЛИ
Мы взяли тайм-аут, чтобы встретиться вновь через пару дней. Надо было «переспать» с этой идеей, а самое главное ответить на три самых злободневных вопроса:
- Сколько стоит этот проект (составить примерную смету затрат) + возможные источники финансирования;
- Состав оргкомитета и рабочих групп по направлениям;
- Полное название фестиваля с обоснованием.
Я достаточно быстро набросал проект сметы, но без учёта затрат на соревнования (транспорт, газ, судьи). Рабочую группу составить тоже не составило труда – людей я знал, их потенциал тоже. А вот с названием оказалось сложнее. Это как раз тот случай, когда поговорка : «Как корабль назовёшь…» сработает на все 100. Ещё один немаловажный момент – раскрутка проекта. Мне хотелось, чтобы интерес к мероприятию был не столько со стороны приезжих туристов и зевак, сколько со стороны самих жителей города. Это должен стать общегородской проект, который полюбят сами кунгуряки и будут (им) гордиться».
КТО КОМАНДУЕТ ПАРАДОМ? «Приехал Андрей. Эти дни для него тоже были плодотворными…. Вопросы финансового характера мы обсудили достаточно оперативно… Состав рабочей группы набросали, пришло время определить руководящий орган фестиваля. Андрей сходу предложил мне стать директором – я отказался, категорически. Причин было много, главное я боялся, что имиджевую, зрелищную, часть, информационные ресурсы некому будет вести. Тем более, что эту часть я придумывал сам и воплощать её мне».
Я предложил кандидатуру Андрея, но он, сославшись на сложность спортивной программы фестиваля, тоже отказался.
«Не решив вопрос о руководителе мы «раскидали» оставшихся людей по направлениям: Андрей Вертипрахов – спортивная, я - культурная (имиджевая), Марина Шамурина – пресс-служба, Лариса Арапова – транспорт, административные вопросы, Сергей Шамурин – волонтёры, судьи, Елена Юшкова – документы и финансы, Галина Теклюк – размещение, питание».
НАЗВАНИЕ ФЕСТИВАЛЯ вызвало у нас с Андреем, ожесточенный спор. Вначале Вертипрахов убеждал меня, что название совсем не обязательное требование. Ведь Великолукский фестиваль не имеет своего названия. Я спорил и всё же сумел убедить его в обратном, но предложенные варианты не устраивали ни одного из нас. На мою позицию повлияло ещё одно обстоятельство. Во время наших горячих споров в кабинет директора вошёл Вячеслав Викторович Бураков, который тогда работал редактором нашей газеты «Планета МЕЧТА». Услышав предмет спора, он предложил назвать фестиваль просто - «Кунгурская ярмарка». Слава ушёл, а мы продолжили спор.
«После долгих обсуждений сошлись на том, что одно из слов будет связано с небом. Андрей настаивал на варианте «Воздушная», я – «Небесная». Решили посмотреть, какое из этих слов будет более органично со вторым словом. «Воздушное небо Кунгура», «Воздушное братство», «Воздушные корабли неба», «Воздушные фрегаты» и ещё несколько вариантов, предложенных Андреем, мне не нравились. Меня как-будто замкнуло – «Небесная ярмарка» и всё! Ничего другого в голову не лезет.»
Вертипрахов сопротивлялся, аргументируя свою позицию. Мол, ярмарка это в первую очередь торговля, а это никакого отношения к спорту и романтике неба не имеет. Мои аргументы были из области визуально-эмоциональных .
«…ярмарка ассоциируется с чем-то разноцветным, масштабным, весёлым… Аэростаты большие, разноцветные, мероприятия в рамках фестиваля развлекательные, зрелищные – всё оправдывается».
Андрей был непререкаем, и тогда я зашёл с другой стороны. Глава Кунгура Н.Е. Каданцев - один из инициаторов возрождения кунгурских торговых ярмарок. При встрече с ним слово «ярмарка» может сыграть решающую роль. После долгих колебаний Вертипрахов нехотя согласился, как на временный вариант. Рабочее название проекта обсуждалось ещё пару месяцев, так как многим (включая членов рабочей группы) такое словосочетание не нравилось. Поэтому проект во время обсуждений нередко носил двойное название: «Воздушная ярмарка», «Небесная ярмарка».
СДЕЛАТЬ НЕОТВРАТИМЫМ
Учитывая мои непростые отношения с городской Управой, дабы «не загубить хорошее дело на корню» я предложил Андрею идти с нашими наработками к главе города одному. В случае необходимости я был готов появиться в любой момент. Андрей ушёл, а мне не терпелось сделать что-то такое, чтобы реализация проекта стало неотвратимым. Для всех нас.
«Я позвонил Мушкалову, и напросился на Грибушинские чтения. Тема чтений была – ярмарки. Сергей Михайлович согласился, но поставил условие – в течение недели предоставить текст своего выступления».
Текст я набросал быстро, он касался заявленной темы – процесс возрождения в городе торговых ярмарок. Назвал я свой доклад «Ярмарка – перспективы развития главного события года» не случайно. В своём выступлении я подверг критике и сомнению, что существующие ярмарки способны стать главным событием территории.
«Вступив в новый XXI век, надо определить – какова перспектива города Кунгура? Ни для кого не секрет, что центром развитой промышленности нам не быть. Хлебородным краем, в ближайшие годы, видимо тоже. Кунгурская Ледяная пещера в одиночестве не способна «прокормить» город. Вместе с тем горожане требуют наведения порядка в соответствии со статусом исторического города» (из материалов III региональной научно-практической конференции «Грибушинские чтения», 28-29 марта 2002 года).
Вертипрахов после встречи с Каданцевым сказал, что глава «принципиально «за», название, как я и предполагал, Николаю Евстигнеевичу понравилось. Услышав это, я дописал свой доклад, включив в самый конец фразу: «А самое главное ИДЕЯ! От проекта будет зависеть успех предприятия. Это должно быть ново, свежо, необычно, оригинально. Например, фестиваль воздушных шаров «Небесная ярмарка». (из материалов III региональной научно-практической конференции «Грибушинские чтения», 28-29 марта 2002 года).
Это было первое публичное упоминание проекта. Этим самым я «обрезал все пути отступления». В первую очередь для себя.
Продолжение следует
Амир МАХМУДОВ
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий