«Зонирование территории населенных мест и организация санитарно-защитных зон»
«Зонирование территории населенных мест и организация санитарно-защитных зон»
В соответствии с Пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2021 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) - это специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия химического, биологического и физического загрязнений атмосферного воздуха до значений, установленных гигиеническими нормативами.
Функциональное назначение СЗЗ заключается в создании барьера, защищающего население от воздействий промышленного объекта, работающего в штатном режиме. Под воздействиями следует понимать не только выбросы загрязняющих веществ, но и электромагнитное и радиационное излучение, а также акустический шум.
Гигиенические правила, определяющие размер СЗЗ в зависимости от санитарной классификации предприятий, требования к их организации и благоустройству, основания к их пересмотру регламентируют СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно–защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция). Данный нормативный документ делит предприятия различных отраслей на 5 классов опасности. Для каждого класса установлен ориентировочный размер СЗЗ. Для предприятий I класса опасности он составляет 1000 м, для II - 500 м, для III - 300 м, для IV - 100 м, для V - 50 м.
В границах СЗЗ запрещается размещать:
• жилую застройку;
• территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков;
• ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха;
• спортивные сооружения, детские площадки;
• образовательные и детские учреждения;
• лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В последнее десятилетие в российских городах идёт интенсивное освоение территорий под жилую и общественную застройку. Довольно часто встречается ситуация, когда жилой дом попадает в пределы ориентировочной СЗЗ предприятия. Для объектов, которые являются источниками различных видов воздействия на среду обитания, в обязательном порядке должен быть разработан проект обоснования размера СЗЗ.
Как устанавливаются размеры СЗЗ для действующих предприятий? Проект организации СЗЗ, разработанный специализированной организацией, и план-график контроля показателей загрязнения окружающей среды, утверждённые предприятием, а для предприятий I-II класса опасности ещё и результаты оценки риска) проходят согласование в Управлении Роспотребнадзора.
Следующий этап - осуществление мероприятий, обеспечивающих достижение нормативных требований на границах установленных СЗЗ. Его сменяют проведение натурных исследований загрязнений воздуха и определение уровней физического воздействия. Исследования воздушных загрязнений должны проводиться в течение 30-50 дней (в зависимости от класса опасности объекта) летнего, осеннего, зимнего и весеннего периодов, потому что условия рассеивания вредных примесей различаются в зависимости от времени года.
Замеры в контрольных точках на границе СЗЗ могут проводить только аккредитованные лаборатории. Согласно данным лабораторий специализированные организации должны подготовить технический отчёт по утверждению границ СЗЗ. На основании этих материалов Главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации или его заместитель выпускает решение и санитарно-эпидемиологическое заключение об установлении границ СЗЗ для предприятий III-IV класса опасности. Границу СЗЗ предприятий I-II класса определяет постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, которое утверждает Минюст РФ.
Важно отметить, что граница СЗЗ является линий градостроительного регулирования, поэтому утвержденные границы СЗЗ промышленных предприятий должны наноситься на графические материалы генплана города и схемы территориального планирования.
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий