Как оно - учиться без школы?
---
Семейное образование: год спустя …
Прошла первая четверть второго года. Второго учебного года. Учебного года без школы … Да, теперь – вот столько всего разнообразного в нашей жизни, что и обучение наших детей вне школьных стен потихоньку становится нормой. Хотя на кунгурской образовательной ниве это пока ещё в новинку, и даже больше - в диковинку. Но год спустя уже можно подвести некоторые предварительные итоги: что получилось, что такое – хорошо, и что такое – плохо.
НЕШКОЛЬНАЯ ДИКОВИНА. В прошлом году мы уже писали («Новости Кунгурского края» №31 от 1 августа 2018 года, «Свободномыслие грядёт») про инициативную группу наших земляков, начавших освоение принципиально новой системы обучения для всей Российской действительности.
Дети из четырёх семей не пошли в первый класс. И ни в какой не пошли. Таким вот образом началось и у нас освоение новой формы домашнего - СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Того самого, что в мире внедряется (и успешно) уже с 60-х годов двадцатого столетия (на Западе это называется «хоум-скуллинг»), а в России – зародилось в начале 90-х.
Хотя кунгурякам и не впервой выполнять миссию первооткрывателей, но в данном случае пути нового дела уже проторены. Разработаны и успешно применяются методические основы, формы, методы и приёмы обучающей деятельности.
ГОД СПУСТЯ, И С ЧЕТВЕРТЬЮ … Директор программы поддержки семейного образования «Классические беседы» в Кунгуре Анна КАЙГОРОДОВА:
- Сформировалась группа – 7 детей из 4-х семей. Хорошо прозанимались весь год. С нетерпением ждали начала нынешнего учебного года, так как всем очень нравится. Родители: вдохновлены результатами: им понравилось, что дети запоминают большое количество информации, и не насильно, а легко, т.к. очень много используются игровые формы обучения, жесты, песни, рисунки, визуальные образы. Даже серьёзные исторические факты, даты, предложения воспринимаются охотнее.
Детям, конечно, нравится свобода от школы, подольше поспать, распоряжаться более самостоятельно своим временем, в том числе и для других полезных дел, умного досуга, например.
Но, у родителей, занимающихся непосредственно с детьми, нагрузка особая – приходится постоянно контролировать процесс обучения. Анна Кайгородова продолжает свою оценку эксперимента.
ПУТИ РАЗНЫЕ, ЦЕЛЬ – ОДНА. А почему же возникла сама эта идея – учиться самостоятельно, вне школы? Не просто ведь погоня за оригинальностью побудила инициаторов и разработчиков на создание подобной внешкольной альтернативной формы.
Всё дело в том, что основы теперешней системы школьного образования заложены в 90-е годы, когда нам всем хотелось идти путём западной цивилизации, когда казалось, что этот путь единственно верен и прогрессивен. Но по мере того, как наша страна возвращает себе былое могущество, как наша жизнь становится всё более комфортной, обеспеченной и уверенной, и мы убеждаемся в справедливости и обоснованности своего цивилизационного пути, в своей собственной Российской ментальности. Тем более, что наши так называемые «друзья» и «партнёры» не перестают подбрасывать дров на костёр сомнений: «А точно ли нам надо ВОТ ЭТО? А в самом ли деле это хорошо, когда опровергаются многовековые человеческие ценности и моральные заповеди, когда мир так стремительно и страшно преобразуется? Разве свободу можно заменить вседозволенностью, причём лишь для каких-то определённых групп населения?..»
Ведь второй и немаловажной частью системы образования всегда было не только получение комплекса знаний, но и формирование Личности, члена общества. Общества – российского со всей своей историей, памятью предков, традициями, устоями и теми самыми скрепами, что держат страну и народ в монолитном единстве.
НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Главной целью Семейного образования является не только и не столько преподать подрастающему человеку какой-то необходимый минимум знаний, а перво-наперво – научить его УЧИТЬСЯ. Учиться – всему, всегда, в любой форме. А это значит – уметь наблюдать, думать, анализировать, делать выводы, принимать решения, искать своё место, уметь проигрывать, не отчаиваться, не бояться падать и подниматься, добиваться намеченного. И всё это для того, чтобы в конечном итоге человек умел жить, радоваться и любить, ощущать себя частью большого Мира. Быть активным в познании, развитии, творчестве и добром делании.
ТРУДНОСТИ. Сформировавшаяся уже группа инициаторов СО продолжает свою деятельность. Но, ряды её пока не множатся. Некоторые родители, увлечённые новой формой, её преимуществами, однако же проявляют осторожность и воздерживаются пока от полного перехода на революционную и очень смелую организацию домашней школы. Так, есть, например, семья, что учит детей вне школы, но не по «Классическим беседам» или другим концептам СО, а по традиционной школьной программе, по тем же учебникам, по тому же учебному плану. Кого-то несколько настораживают проблемы самого «учительства» родителями без специального образования, большие всё-таки родительские трудозатраты.
ПЕРВЫЙ УСПЕХ - УВЕРЕННОСТЬ В БУДУЩЕМ. Тем не менее, обкатана теперь уже и в нашем городе прогрессивная и современная «метОда» обучения. И возникла убеждённость: она жизнестойка, востребована, перспективна. Анна Кайгородова считает:
- Это пока лишь первый год. Ошибки и трудности прошлого периода уже проанализированы. Теперь будет несколько иной подход. Построим отныне по-другому. Твёдо намерены продолжать дальше. Изначально так и думали: посмотрим годик - как
пойдёт. Теперь убеждены: будем продолжать.
Два года назад по всей стране на семейной форме обучения было порядка 8,5 тысяч человек, а в этом году уже около 100 тысяч(!). То есть, дерево российского образования прибыло новой порослью.
Вадим МОРОЗОВ
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий