Не хлебом единым: наука и культура Прикамья в годы ВОв
Фото из открытых источников
75-летию Великой Победы посвящается
С самого начала войны активно включилась в работу по оказанию помощи фронту интеллигенция Прикамья. Её лучшие силы были сосредоточены в высших и средних учебных заведениях. Несмотря на то, что многие студенты и преподаватели ушли на фронт, и часть учебных заведений была передана эвакуированным предприятиям, учреждениям, госпиталям, институты и техникумы продолжали готовить специалистов, успешно решали задачи, связанные с нуждами народного хозяйства и обороны страны.
НАУКА. Пермские учёные плодотворно работали в комиссиях АН СССР по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны. Научные работники университета Д.М. Марко и В.Ф. Мартынов создали полузаводскую установку по производству так необходимых для госпиталей эфира и наркоза. И. И. Лапкин и Р.В. Мерцлин занимались разработкой методов изготовления взрывчатых веществ. В пединституте профессор Б. М. Беркенгейм и доцент Д. К. Цурков наладили выпуск стрептоцида.
Заводы Перми и лаборатории дали госпиталям и аптекоуправлениям немалое количество хлористого кальция, английской соли, сернистого бария, гипосульфата, кристаллической соды и т.п. Всего Пермское аптекоуправление от лабораторий и предприятий области получила около 500 тонн фармацевтических препаратов.
Кафедра систематики растений университета во главе с профессором В.А. Крюгером по договору с аптекоуправлением организовала студентов биологического факультета на сбор лекарственных растений. Ученые университета совместно с инженерами разработали технологию получения йода. За разработку нового метода изготовления вакцины против сыпного тифа профессору А. В. Пшеничнову и доценту В. И. Райхеру была присуждена Государственная премия.
Эффективные методы лечения раненых разработали профессора Э. М. Залкинд, Б. В. Парин, А. Л. Фенелонов. Учёные сельхозинститута решали проблемы выращивания в Прикамье кок-сагыза, сахарной свеклы, табака, выявляли лучшие методы хранения семян, повышения продуктивности животноводства, выращивания картофеля из верхушек клубней.
Активизировалась в годы войны деятельность творческой интеллигенции. На Западном Урале работал большой отряд литераторов, артистов, художников, работников культурно–просветительных учреждений. Всеми художественными средствами: пером, кистью, музыкой, художественным словом - они вдохновляли людей на беспощадную борьбу с фашистами.
КУЛЬТУРА. Творческие организации и художественные коллективы Урала в годы войны значительно пополнились работниками из других районов страны. На восток перебазировались и учреждения культуры, материальные ценности литературы, искусства. Прикамье приняло и разместило эвакуированных работников культуры, их семьи, создало им необходимые условия.
Все годы войны действовала пермская писательская организация, выпускавшая литературный альманах «Прикамье». Свои новые художественные произведения создали эвакуированные в Пермь В. Каверин, А. Первенцев, М. Слонимский, Ю. Тынянов. В Перми написаны книги В. Пановой «Спутники» и «Кружилиха». Творчески интересной стала театральная жизнь Прикамья. Сюда были эвакуированы Ленинградский академический театр оперы и балета им. С.М Кирова и театр юного зрителя. Продолжал работать Пермский театр оперы и балета, драматический театр. Всего в годы войны в области работало восемь театров и государственный цирк. Местные органы власти делали всё возможное для сохранения и развития высокого уровня театральной культуры, организовывали гастрольные поездки и т.д.
Почти за три года пребывания на Урале Ленинградский театр оперы и балета подготовил 27 оперных и балетных спектаклей, 14 программ концертов, дал около 3500 военно-шефских концертов. Государственными премиями были отмечены возобновленные оперы «Чародейка», «Емельян Пугачев» и балет «Гаянэ», написанный А. Хачатуряном в Перми. Симфонический оркестр театра впервые на Урале исполнил Седьмую симфонию Д. Шостаковича. При активном участии артистов Ленинградского театра Пермское концертное объединение в октябре 1943 года было реорганизовано в областную филармонию. Пермское хореографическое училище также является детищем Ленинградского оперного театра и Ленинградского хореографического училища.
Важнейшим делом театры и концертно–эстрадные бригады Прикамья считали шефскую помощь воинским частям и госпиталям. О размахе этой деятельности можно судить хотя бы на таком примере. За годы войны (с 22 июня 1941 по 22 июня 1942 гг.) они дали 3848 шефских концертов и спектаклей, в том числе: Ленинградский театр оперы и балета – 599, областной драматический театр – 145, Ленинградский ТЮЗ – 138, ГОСЦИРК – 137, Коми – Пермяцкий национальный театр – 110, Кизеловский театр – 95, передвижная опера – 86, Московский театр сатиры и интермедии – 54. Бригадами концертно–эстрадного объединения дано 1 669 концертов.
Центром пермских художников была местная художественная галерея, сохранённая и пополненная в годы войны новыми произведениями благодаря усилиям всего коллектива и особенно хранителя художественного фонда Н. Н. Серебрянникова. Сюда были перебазированы основные фонды Русского музея, часть экспонатов Эрмитажа, Третьяковской галереи и некоторые фонды Академии художеств СССР под наблюдением академика Б. В. Иогансона. Кроме этого, Пермская галерея пополнилась 400 работами из других государственных фондов и от частных лиц.
Многие пермские художники в первые же дни войны ушли на фронт, а оставшиеся уже в сентябре 1941 г. организовали агитмастерскую по выпуску плакатов. Вместе с местными художниками-преподавателями художественного училища Ф. Дорошевичем, И. Россиком, Э. Шориным, А. Бриндаровым стали работать известные советские мастера Б. Иогансон, один из организаторов «Окон РОСТА», М. Черемных, Ю. Васнецов, В. Орешников, один из Кукрыниксов – Н. Соколов. В Чёрмозском и Очёрском отделениях художников работали скульптор З. Виленский, живописцы и графики Я. Ромас, Н. Лаков, К. Зотов, И. Титов и др.
Как вспоминают работники Пермской галереи, плакаты печатались в невероятных условиях: было холодно, не хватало материалов, печатали вручную с трафаретов художники и научные сотрудники Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, члены их семей, дети. За годы войны пермское отделение Союза художников выпустило 190 плакатов общим тиражом 200 тыс. экземпляров.
В сентябре 1945 года из Перми в Ленинград отправился специальный поезд – это возвращались после четырёхлетнего отсутствия на свои места бесценные памятники русской живописи и графики. Все 10 тыс. экспонатов крупнейшего в мире музея удалось сберечь. В конце войны Пермской художественной галерее присвоено звание государственной.
В чрезвычайно сложных условиях находись в годы войны библиотеки, избы-читальни, клубы, дома культуры, музеи. В первые месяцы войны многие из них были закрыты, другие ютились в неприспособленных помещениях. Так, более 300 клубов Пермской области были отданы под военно-хозяйственные нужды. Но несмотря на это, местные органы немало сделали для того, чтобы эти очаги культуры работали, а жители области имели возможность посещать их, участвовать в работе лекториев, кружков художественной самодеятельности и т.д.
Заметно выделялась своей интенсивной деятельностью одна из старейших библиотек Урала – Пермская областная публичная библиотека им. А. М. Горького, основанная в 1831 году. В военное время она стала центром культурных сил Прикамья, методическим руководителем библиотек области. Коллектив библиотеки первоочередное внимание уделял Дому Красной Армии, мобилизационным пунктам, отрядам народного ополчения, госпиталям, привлекая для этого научных работников, деятелей искусства и литературы, как местных, так и эвакуированных. С консультациями и лекциями в библиотеке выступали профессора В. П. Городецкий, В. В. Данилевский, С. С. Данилов. Во встречах с читателями участвовали писатели В. Каверин, А. Первенцев, М. Слонимский, гроссмейстер М. Ботвинник. В литературно-художественных вечерах и тематических концертах принимали участие А. Шварц, Д. Журавлев, И. Сербова, Э. Гилельс, Р. Тамаркина, А. Хачатурян.
Сегодня трудно представить, что в годы войны, несмотря на лишения, недостаток свободного времени, невероятные условия работы, огромное число людей занималось художественной самодеятельностью. Смотры художественной самодеятельности 1943, 1944, 1945 годов показали, что число участников народного творчества исчислялось десятками тысяч. Вот уж поистине неиссякаем народный родник.
Таким образом, культурная жизнь Западного Урала в годы войны развивалась интенсивно. И наука, и культура, и искусство Прикамья внесли свой посильный вклад в дело победы над врагом.
Виктор Ембулаев
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий