Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Кому из предпринимателей выжить будет сложнее всего

 Ученая Пермского Политеха рассказывает, что ждет малый бизнес в 2026 году.

Закрытие 35 тысяч заведений общепита в России только за год, снижение порогов для спецрежимов и риск уголовной ответственности за дробление бизнеса – 2025 год стал для российского предпринимательства временем жесткой проверки на прочность. Налоговая реформа меняет правила игры, а рынок избавляется от слабых игроков, заставляя оставшихся искать новые ниши и форматы. Ученая Пермского Политеха рассказывает, почему так происходит, кому из предпринимателей выжить будет сложнее всего, какие сферы вопреки всему пойдут в рост и почему в ближайшие два года понятие «средний бизнес» может исчезнуть навсегда.

По данным за прошлый год, было закрыто 35,4 тыс. заведений общепита, что на 10% больше, чем было в 2024 году. По словам эксперта, это не просто статистика, а структурная трансформация рынка, которая для конкретных игроков оборачивается неминуемым кризисом.

– На данный момент рынок поляризуется, то есть разделяется на противоположные сегменты. С одной стороны, ниша быстрого питания, пекарни и кофейни показывают рост за счет доступности и скорости. С другой – классические рестораны и особенно узкоформатные заведения вроде суши-баров и пиццерий попали в ловушку. Себестоимость их продукции возросла, из-за дефицита кадров пришлось поднимать зарплаты, а стоимость аренды продолжает расти. При этом потребители, чьи реальные доходы стагнируют, стали экономить и чаще покупать готовые блюда в супермаркетах, – делится Юлия Карпович, доцент кафедры «Экономика и финансы» ПНИПУ, кандидат экономических наук.

По словам ученой Пермского Политеха, закрытие точек – это «плата» за перенасыщение и однообразие, с одной стороны, и результат снижения маржинальности, то есть доходности бизнеса, в силу роста себестоимости, с другой. Рынок избавляется от слабых игроков и «однотипных» концепций, освобождая место для новых ниш и сетевых структур с более крепким финансовым запасом. Однако если в общепите трансформация идет за счет спроса и себестоимости, то для других сфер главным испытанием становятся налоги.

– Снижение порога для льготных режимов налогообложения — УСН и патентной системы — с 60 до 20 млн рублей означает, что значительная часть среднего бизнеса потеряет право на спецрежимы такие, как пониженные ставки и освобождение от НДС. Это удар по «золотой середине» – по бизнесу, который уже вырос из микроформата, но еще не стал крупным. В первую очередь пострадают отрасли с низкой доходностью и высокой долей затрат на зарплату: прежде всего розничная торговля, особенно в регионах, и грузоперевозки, для которых патент теперь фактически недоступен. Раньше спецрежимы позволяли им выживать, а теперь даже пониженная ставка НДС – налог на добавленную стоимость – делает такой бизнес нерентабельным, – объясняет эксперт ПНИПУ.

По словам Юлии Карпович, под удар также попадают региональные рынки. Если в Москве и Санкт-Петербурге оборот в 20-30 млн рублей – это скромная точка, то в регионах с низкой покупательной способностью такой доход считается пределом мечтаний. Именно там переход на общую систему налогообложения или уплата НДС приведет либо к резкому скачку цен, что убьет спрос, либо к закрытию. Бизнес, ориентированный на местного жителя, например языковые центры, потеряет возможность вкладываться в развитие и будет вынужден экономить на всем: снижать зарплаты и нанимать сотрудников с невысокой квалификацией.

– Пытаясь избежать наихудшего сценария в виде закрытия, многие предприниматели рассматривают возможность сохранить спецрежимы через «дробление» бизнеса, но и здесь их ждет ловушка. Государство провело хитрую операцию, предложив «амнистию за дробление», которая стартовала в середине 2024 года. Смысл в том, что если бизнес добровольно откажется от схем разделения в 2025-2026 годах, ему простят доначисления за прошлые периоды. При этом ФНС опубликовала четкие признаки дробления, на которые инспекторы смотрят – единый производственный процесс, взаимозависимость, вовлечение членов семьи, – рассказывает ученая Пермского Политеха. 

При этом, как подчеркивает эксперт, около 30% предпринимателей все еще рассматривают теневую оптимизацию. Однако с учетом тотального цифрового контроля – онлайн-касс, маркировки «Честный знак», банковского мониторинга по 115-ФЗ – «серая» зона становится слишком опасной. В итоге значительная часть бизнесов, которые не смогут платить налоги и побоятся дробления, просто закроется, а не уйдет в тень: «прятаться» сегодня технически сложнее и рискованнее.

– В нынешних реалиях, теоретически можно предположить, что при прочих равных условиях рентабельными останутся не более 30-40% нынешнего малого бизнеса. Новая налоговая конструкция – повышение НДС, отмена льготных страховых взносов и распространение этого же налога на тех, кто ранее работал на упрощенной системе – разрушает бизнес-модели, привыкшие к низким налогам. Выживут только те, у кого высокая доходность при низких затратах на материалы. Речь о сфере интеллектуального труда – ИТ, консалтинг, юридические и образовательные услуги. Их преимущество в том, что они могут либо платить налоги без ущерба для себя, либо специально работать с НДС, чтобы крупные корпоративные клиенты могли брать его к вычету, – объясняет Юлия Карпович.

Компании-перепродавцы, закупающие товары с НДС, выживут благодаря тому, что на общей системе налогообложения они платят налог только с того, что сами заработали, то есть со своей наценки, а налог за купленный товар им возвращают. Безусловно, стабильность обеспечена компаниям, занимающим монопольное положение в нише, что позволяет поднять цены, и клиенты все равно никуда не денутся. А вот для сферы услуг – парикмахерских, репетиторов, мастеров по ремонту, работающих напрямую с населением, новые правила становятся катастрофой: у них практически отсутствуют расходы, которые можно было бы учесть для снижения налогов, а прибыль и без того минимальна. Даже текущая рентабельность там часто близка к нулю, а любое повышение налогов «съест» последнюю прибыль и заставит отказаться от развития. 

– Подобное разделение на выживших и проигравших уже сейчас задает тренды развития на ближайшие годы. Наиболее вероятен смешанный сценарий с уклоном в консолидацию, то есть объединение. Причем крупные сети имеют явное преимущество. Они могут оптимизировать логистику, централизованно закупать продукты, получать лучшие условия по аренде и кредитам. Именно они будут расти, замещая одиночные закрывшиеся точки. «Экономика впечатлений» и локальность станут спасением для малых форматов, – подчеркивает ученая ПНИПУ.

Как заключает эксперт Пермского Политеха Юлия Карпович, выживут не «просто столовые», а нестандартные форматы, по типу этнических кафе вроде вьетнамского фастфуда или чайханы; «темные кухни», работающие только на доставку, и гибриды наподобие коворкинга совместного с кафе. Они занимают маленькие помещения, не требуют огромного трафика «на месте» и предлагают уникальный продукт, за который клиент готов платить. Стагнация с сокращением числа игроков ожидает «средний класс» ресторанов и магазинов, то есть тех, кто не смог стать ни уникальным бутиком, ни крупной сетью. Эта «середина» – обычные кафе, несетевые пиццерии, небольшие магазины у дома – будет сжиматься под давлением налогов и расходов, уступая место либо сетевым гигантам, либо микро-бизнесу на грани самозанятости.

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий