Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Кунгурский округ. Заспалово: деревня ЖИВА!

 

Три века с верой, надеждою и любовью

Каждый проезжающий из Кунгура в направлении Пермь-Серги на 27-м километре обязательно обратит внимание на уютно разместившуюся вдоль русла речушки Мечки небольшую деревеньку, и выделяющуюся среди серой сельской панорамы скромную бело-зеленоватую церквушку. И я, много раз бывавшая в этих местах, ожидала увидеть в этой деревне пустынные улицы, развалившиеся и покосившиеся избы, поржавевшие и кем-то забытые останки техники, затянувшиеся бурьяном околицы, т.е. все атрибуты уходящей в прошлое сельской усадьбы.


УТРЕННИЙ ЗВОН. Собственно, так всё и было, удивляться нечему. Но! Оказывается, не видно на улице сельчан потому, что в местном храме идёт утренняя служба, здесь по субботам собирается полно народу. И вдруг, как положено после службы, разлетаясь во все стороны, зазвучал колокольный звон… Он сначала был такой несмелый, тоненький, а затем все громче, смелее, словно заполняя все пространство вокруг, делая воздух уходящего лета насыщенней и ароматней. Даже тучи, с утра нависшие повсюду, стали медленно раздвигаться и позволили солнечным лучикам сделать все старенькие домики какими-то весёлыми, помолодевшими, а прихожан, не спеша шагающих в разные стороны, одухотворенными и счастливыми.

Поддавшись этому всеобщему бодрому настроению, мне как будто открылось другое видение. И ржавых железяк я не увидела, наверное, уже всё сдали на металлолом. Да и дома вокруг все прибраны. Вот здесь на углу живет вдова Зоя Павловна Мозжерина. На рыжих дверях её аккуратного домика на три окошка, одетых в наличники, висит пакетик с продуктами, сама идёт потихоньку из храма. Восемьдесят лет уж ей, всю жизнь проработала в колхозе да на ферме, и боль войны преодолевала, и планы партии перевыполняла. Сын её единственный тоже здесь живёт с семьёй на соседней улице, держат скот. «Он у меня – тракторист был!» - не без гордости она мне сообщила. И тут же, прибавив силы в голосе: «Света, хлеб-то привезли?!» - обращается она к продавцу местного магазинчика, стоящего неподалеку.  


ПРОДАВЕЦ СВЕТА, сидя на крылечке вагончика, приспособленного под небольшой магазин, сообщила, что оставила ей буханочку. Не очень молодая продавщица покрутила передо мной смартфоном: «Четыре джи!». От скуки она с удовольствием продолжила со мной разговор. Тридцать лет уже тут живет, в Заспалово замуж вышла. Овдовела давно, но уезжать не собирается, хорошо здесь ей, нескучно.

- Сейчас столько молодых семей здесь живут, и многодетные и по одному-два ребёнка. Переехали сюда, дома по материнскому капиталу купили и обжились. Такие дружные! Мужья ездят на заработки в заезды, жёны – детей воспитывают, хозяйство держат. В семьях – не по одной машине, в любое время хоть куда можно съездить. Объединяясь, праздники устраивают и для детей и для себя. Мужчины разгребут поле от снега на окраине, нарядят ёлку – вот тебе и новый год! Сами, без посторонней помощи праздники устраивают! Вот, ещё надеемся, что скоро газ проведут, и тогда здесь жизнь совсем наладится! - заявляет Света, полная оптимизма. А что, может и правда, это ещё один шанс для Заспалово.


ЛЮБОЙ ШАНС НА ВЫЖИВАНИЕ жители Заспалово за всю историю использовали не раз. И когда в 1920-е годы полдеревни «выкосили» тиф и чахотка, и когда прошла волна самоубийств и убийств – «брат на брата пошёл», и в 1930-е годы, когда вопреки всему создавали колхоз, отбирали последнее и вместе переживали голод, и когда выселяли несогласных, и в 1940-е, когда молодые и трудоспособные ушли на фронт и не вернулись… Каждая семья Мальцевых, Мозжериных, Ганьжиных, Вагановых, Осокиных, Черных, Лепихиных, Быстрых, Огнёвых прошла через эти испытания.

В истории деревни было немало загадочных страниц. Официальной датой основания деревни считается 1836 год. Но есть также версия, что ещё в 1712 году на этом месте был построен Мечкинский винокуренный завод, состоящий из целого комплекса сооружений: мельницы, цехов, кузницы, погребов, амбаров, бани и изб для работных людей, по-видимому, основавших деревню. Однако, в Списках населённых мест Пермской губернии за 1869 год деревня Заспалово ещё не значится, но есть две деревни с одинаковым названием - Усть-Мечка с мельницами, одна в 17 верстах от Кунгура, другая - в 20 верстах.


ЛЕГЕНДЫ О НАЗВАНИИ. С этой версией перекликаются и легенды, родившие новое название деревни - Заспалово, которое имеет несколько истоков. В старину местные жители мастерили погреба из бутового камня, засыпали крупенчатым снегом - настом, эти сооружения так и называли - «заспы». Кстати, в некоторых домах они до сих пор сохранились. А слово «лово» означает – яма, деревня-то раньше располагалась в яме - вдоль реки, и лишь позже пошла в гору…

Рассказывают ещё одну легенду о беглом уставшем солдате, шедшем вдоль реки и уснувшем на берегу, так и не проснувшемся, он как бы заспался.

К 1904 году на карте Рождественской волости вместо Усть-Мечки-1 уже отмечена деревня Заспалова на 23 двора, 111 жителей. Вместо Усть-Мечки-2 – деревня Поганёва на 22 двора, 122 жителя, объединявшая крестьян деревень Паклин, Мозжерин, Голяки, Кокорин (Черных) и Заспалова в Усть-Мечкинское общество. Со временем названия деревень немного трансформировались.


С ПРИХОДОМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ в 1917 году в деревне Заспалово проживало 152 человека (31 двор), населённый пункт относился к Кинделинскому сельскому совету. В 1935 году здесь был организован колхоз «Трудовик» и входил в состав В-Мечкинского сельсовета. Это были годы несправедливости и жестокости, трагедий и потерь. До сих пор наследники из рода Мальцевых, а до 1917 года здесь проживали только Мальцевы, распутывают семейные и родовые распри, которые скрывались, и уже в третьем поколении остаются загадкой.

Вплоть до 1968 года в Заспалово не было даже школы, дети ходили недалеко, в соседнюю деревню Погани, и лишь потом вместе со зданием её перенесли в Заспалово, которая просуществовала здесь до перестроечных времён.


МОЛИТВЕННИКИ. Если деревня Погани в 20 веке была центром образования, то Заспалово – духовным. Ровно 120 лет распахнуты двери уникального деревянного храма Сошествия Святого Духа на Апостолов, перестроенного из старообрядческой часовни в единоверческий храм и сохранённого крепким духом православных прихожан до сегодняшнего дня. Первые священники здесь были очень благородные: братья о. Исидор и о. Петр Максимовы. С мая 1934 года, когда храм принял православную веру, настоятелем Заспаловской церкви назначен 51-летний о. Сергий Пепеляев, уроженец Усолья. Его очень почитали местные жители и любили дети. Он смог сплотить вокруг себя прихожан и уберечь храм от разорения. А попытки эти были не раз, то клуб там хотели организовать, то открыть правление колхоза. Люди тут же находили другие дома для размещения новой власти.

Старожилы рассказывают, что прихожане стеной стояли за веру и храм. Народ оцеплял церковь и не пускал никого.

- Представитель власти Кузнецов приехал как-то из Кунгура. Прихожане закричали ему, что не выпустят его, пока он не уничтожит документ о закрытии. Все штаны и одежду у него превратили в лохмотья. И лишь, когда он порвал акт, выпустили. Отправляйся! – кричали ему вслед. Здорово охраняли церковь! - заканчивает свой рассказ Галина Александровна Сазонова, уроженка села Заспалово.

В годы войны священник о. Сергий овдовел и, отправив на фронт своего единственного сына вместе с другими мужчинами деревни, не только молился с прихожанками за победу, но и, скопив 100 тысяч рублей, передал их фронту на самолёт. И всё же не вернулись домой А.В. Брызгалов, братья Смирнягины Михаил и Александр, И.А. Иглин.


ОБЪЕДИНЕНИЕ и РАСПАД. В 1950 году во вновь созданный колхоз «Им. Свердлова» вошли колхозы «Трудовик» и «Ермиловский» (д. Ермилы), а в 1951 году объединились с колхозом «Память Ильича» (д. В. Мечка и Гусево).

В 1958 году прошла новая волна объединения, во время которой колхоз «Им. Ленина» Плехановского сельсовета объединился с колхозом «Память Ильича» Зарубинского сельсовета, а в 1970 году вновь распался на два совхоза «Зарубинский» и «Плехановский».

По окончанию эксперимента государства с колхозами в 1991 году было создано предприятие нового формата КСП «Нива», которое не принесло успехов на селе, в том числе и в Заспалово. Зарплату месяцами не выдавали, главное спасение – это личное хозяйство. Скорее, выживали вопреки всему. С тех пор Заспалово не может встать с колен. Но если в годы перестройки крестьянская основательность и трудолюбие как-то держали деревню, то теперь могут спасти, не поверите, современные технологии, благодаря которым здесь выживёт любой, умеющий хоть что-то мастерить руками. И пример уже есть! Куклы ручной работы и нижнее бельё, изготовленные жительницей Заспалово, ждут своих заказчиков через социальные сети. И верится мне, что многие из полутора сотен проживающих здесь засполовцев, обязательно найдут себе дело по душе, разовьют предпринимательскую жилку и смогут заявить всем, что деревня Заспалово жива!

 

Любовь ДОЛГОРУКОВА

                                    

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий