Место силы. 388 лет со дня основания Рождество-Богородицкой пустыни (нынешнего села Каширино)
В связи с приближающимся 400-летием Рождественской пустыни (Каширино) собирается материал о церкви и её служителях. Для внуков и правнуков поможем собрать материалы и издать брошюру (буклет) о намоленном нашими предками святом месте.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМУ ХРАМУ в селе Каширино Кунгурского района, в 2024 году исполнилось:
388 лет - с основания (1636 г.) Рождество-Богородицкой пустыни (нынешнее Каширино);
276 лет - с освящения (1748 г.) Пророка Ильинского левого придела соборного храма Преображения Господня;
264 года – с окончания строительства и освящения главного центрального престола храма (1760 г.):
222 года - с установления и освящения иконостаса в правом приделе трапезной части соборного Преображенского храма, вновь устроенный придел был освящён во имя Рождества Богородицы (1802 г.);
22 года – с возвращения Каширинского храма верующим (2002 г.) и начала восстановительных работ после 88-летнего периода разорения и запустения (церковь была окончательно закрыта 9 января 1936 года).
По благословению владыки Иринарха (Грезина) епископа Пермского и Соликамского здание храма было приписано к Свято-Никольскому приходу г. Кунгура. Настоятелем был протоиерей Олег Ширинкин, на плечи которого и легли тяжёлые первоначальные труды по расчистке Спасо-Преображенского храма с прилегающей к нему территорией от многолетнего мусора и бурьяна.
Большой вклад в восстановление святыни с 2011 года внес иеромонах Кирилл (Пономарёв) со своими чадами. Под его руководством отштукатурены стены внутри храма, побелен фасад, зацементирован пол, уложена плитка, установлена отопительная система. В храм вернулись иконы, церковная утварь. Но храм отдали Богоявленскому монастырю из Нижней Курьи за Пермью. В Каширино был образован скит с единственным батюшкой отцом Григорием.
НЕМНОГО ИСТОРИИ ИЗ ГОТОВЯЩЕГОСЯ БУКЛЕТА О ХРАМЕ В КАШИРИНО
В 1636 ГОДУ ПЫСКОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ получил Царскую грамоту на полное владение пустошью Нагаевой в бассейне реки Сылвы, эти Кунгурские земли Пыскорский монастырь получил по челобитной архимандрита Гермогена.
Нагаева пустошь простиралась на значительное пространство от реки Мечки через Шакву, правый приток Сылвы, до верховьев Лысьвы, левого притока Чусовой. Пыскорский монастырь устроил на вновь пожалованной земле Рождество-Богородицкую пустынь.
В 1641 году в Рождество-Богородицкой пустыни была слободка с деревянной оградой и келья для приезда архимандрита с братией, в которой жили посельные старцы, и имелся монастырский двор.
В 1654 ГОДУ ПЫСКОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в своей Сылвенской вотчине имел подворье на горе, которая была названа Спасской горой (в честь главного Спасо-Преображенского храма в Пыскорском монастыре находящегося).
Имелся так же деревянный Рождества Пресвятой Богородицы храм, в котором служил священник чёрный поп Феодосий.
В 1662 году к пустыни относились деревни: Кочебахтино, Якшевитово, Бродовая.
В ЭТОМ ЖЕ ГОДУ ЮЖНЫЙ УРАЛ ЗАХЛЕСТНУЛИ МЯТЕЖИ башкир против царской колонизации. Царская армия не могла справиться с повстанцами, теряя крепости и солдат. Апофеозом сопротивления стало русско-башкирское восстание Емельяна Пугачева.
Первое восстание башкир в 1662-1664 годах показало уязвимость царской стратегии. Армия мятежников после захвата Урала ушла на Запад в сторону Невьянска. Вся тяжесть колонизации восставших легла на малочисленные крепостные гарнизоны. Стрельцы с устаревшей дворянской конницей лишь оборонялись в острогах, крепостях и городках.
На пустынь напали Шаквинские, Уфимские и Башкирские татары, которые осаждали слободку и беспощадно разорили и сожгли все ближайшие деревни. В числе погибших от набега оказался строитель пустыни монах Геласий.
ВО ВРЕМЯ ПЕРВОГО БАШКИРСКОГО ВОССТАНИЯ-БУНТА, монахи пустыни с приходскими людьми слободки, приготовляясь к обороне и защите деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы от разорения бунтовщиков, вырыли с южной стороны ров для засады длиной около 50 саж, что и привело защитников к благоприятному исходу. В благодарное воспоминание освобождения от нашествия бунтовщиков, перед часовней на церковной площади в десятое воскресенье по Пасхе ежегодно совершался молебен.
К 1745 ГОДУ БОГОРОДИЧНЫЙ ХРАМ ОБВЕТШАЛ и был разобран. Взамен начали строительство нового каменного храма. Кирпичи (редкий и дорогой строительный материал по тем временам) спускали по рекам Камы и Сылве, из этого кирпича и сооружали Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
В память о бывшем деревянном храме на месте алтаря в церковной ограде нового каменного храма был поставлен каменный столб.
РАЗРЕШЕНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО КАМЕННОЙ ЦЕРКВИ в Рождественском (Сылвенском) селе было дано в 1733 году епископом Алексием, который управлял Вятской и Великопермской епархией в 1719-1733гг. Руководил строительством архимандрит Павел, настоятель Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря.
Большой кирпичный храм сооружался на средства Пыскорского монастыря и прихожан, как местных слободчан, так и с земель, прилегающих к Пыскорскому монастырю, и был построен к 1760 году.
В 1748 ГОДУ БЫЛ ОСВЯЩЁН ИКОНОСТАС в левом приделе, посвящённом св. пророку Илии. В честь этого события был установлен памятный крест с надписью: «Освятится жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Святого славного пророка Илии при державе Благочестивейшей Самодержавнейшей Великой Государыни нашей императрицы Елизаветы Петровны всея России, при наследниках Ея внуке Петра первого, благоверном Государе Великом князе Петре Фёдоровиче и при супруге его Благоверной Государыне Великой княгине Екатерине Алексеевне, по Благословлению Святейшего Синода Великого Господина и Преосвященного Епископа Варлаама Вятского и Великопермского в лето от Адама 7256, от Христа 1748 индикта 2 месяца февраля 3, на память Святаго Праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы». В 1896 году этот крест висел в алтаре Ильинского придела.
Центральный главный придел был освящён в первый раз в 1760 году в честь Рождества Богородицы, а во второй раз его переименовали и переосвятили в честь Преображения Господня в 1801 году, это было связано с пожеланием Преосвященного Иоанна, который «подъезжая к здешнему селу, любовался прекрасным нагорным его расположением и говорил: «Здесь приличнее быть церкви Преображения Господня» Так и прижилось новое именование Преображенской церкви. В СВЯЗИ С ПРИБЛИЖАЮЩИМСЯ 400-ЛЕТИЕМ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ПУСТЫНИ (КАШИРИНО) СОБИРАЕТСЯ МАТЕРИАЛ О ЦЕРКВИ И ЕЁ СЛУЖИТЕЛЯХ
Поделитесь воспоминаниями, рассказами ваших родственников, документами, фотографиями.
Батюшка, иеромонах Григорий (Булатов), который, по благословлению митрополита Мефодия, и архимандрита Стефана уже пять лет несёт послушание в Спасовом скиту (Преображенская церковь), просит кунгуряков помочь собрать материал и издать брошюру (буклет) по истории одной из старейших церквей Кунгурского округа.
ОТКЛИКНИТЕСЬ!
Уроженцы и любители Каширинских мест! Кунгуряки, пермяки, жители Уральского региона и других городов России! Для внуков и правнуков поможем вместе собрать материалы и издать брошюру о намоленном нашими предками месте – храме в Каширино.
Поможем восстановлению храма – кто, чем может: стройматериалами и инструментами; топливом и бензином для распиловки дров; постельными принадлежностями; мебелью и одеждой для трудников и паломников, приезжающих в скит с ночёвкой.
Скит нуждается в трудолюбивых руках, в специалистах – строителях и ремонтниках.
КОНТАКТЫ
Тел. батюшки Григория, иеромонаха скитоначальника, 8952 648 50 77. Электронная почта gregorybgora@rambler.ru Пишите в личку в ВК - о. Григорий (Булатов Юрий Николаевич) grigoryyury
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на сообщество в ВК - Спасов скит (Преображенская церковь с. Каширино) skit1745
Указывайте в сообщении имена о Здравии и об Упокоении.
Вера МЕДВЕДЕВА,
уроженка Каширино
(пишите в личку в ВК veramedve)
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий