Изменения в Единой информационной системе госзакупок
С начала 2017 года Единая информационная система госзакупок (ЕИС) работает с серьезными перебоями. Проблемы вызваны двумя причинами.
Во-первых, теперь по-новому формируются планы закупок; при этом из-за проверки документации (планов, извещений и контрактов) органами контроля закупки приостанавливаются на 10 дней. Во-вторых, с начала года ЕИС была интегрирована с подсистемой «Управление закупок» Электронного бюджета.
Эти действия фактически блокировали работу системы, в результате в январе в ЕИС было размещено извещений на 91 млрд. рублей, тогда как год назад – на 257 млрд. рублей. На этом фоне как о свершившемся факте можно говорить о передаче технического обеспечения ЕИС компании «РТ – проектные технологии», дочерней структуре Ростеха (ранее конкурсы на эксплуатацию ЕИС выигрывала IT-компания «Ланит»).
Сегодня работу ЕИС определяют два ведомства: Минэкономразвития формулирует техническое задание и выбирает оператора техподдержки, а Минфин в лице Федерального казначейства отвечает за функционирование – проводит конкурсы на разработку и ведение.
Когда в конце 2015 года президент поручил выбрать один орган, ответственный за систему, между министерствами развернулась аппаратная борьба. И пока в этой борьбе преимущество на стороне Министерства финансов. Основной аргумент – контроль за бюджетными деньгами (именно они тратятся во время государственных закупок). Кстати, Минфин поддержал предложение передать контроль над ЕИС «дочке» Ростеха.
Ростех начал проявлять интерес к ЕИС примерно полгода назад. Государственная корпорация хотела получить систему в концессию, а взамен обещала сэкономить 1 трлн. рублей. Уже в тот момент Минфин и Федеральное казначейство готовы были передать заказ на техобслуживание Ростеху, только срок назывался другой – 1 января 2018 года. Фактически передача произойдет почти на год раньше, и обусловлен этот шаг именно неудовлетворительной работой ЕИС по итогам января.
В компании «РТ-Проектные технологии» неоднократно подчеркивали, что сегодня система ЕИС функционирует на базе платформы Oracle, что несет риск «утечки информации, дистанционного отключения систем или санкционного давления». Поэтому новую систему ЕИС будут создавать «на основе российских софтов с открытым исходным кодом и силами отечественных разработчиков». Таким образом, «РТ-Проектные технологии» становятся оператором, привлекающим в качестве субподрядчиков другие IT-компании.
Стоит помнить, что законодательство о госзакупках продолжает совершенствоваться. В конце января в Госдуму были внесены поправки, которые, в частности, унифицируют способы закупок и более гибко регулируют процесс отбора поставщиков. Логично предположить, что разработка новой платформы будет вестись с учетом всех готовящихся изменений в законодательство.
На этом фоне мэр Москвы Сергей Собянин выступил с предложением разрешить регионам с годовым заказом более 100 млрд. рублей не публиковать свои закупки в ЕИС, а пользоваться региональными системами. Такой подход едва ли найдет поддержку, поскольку означает фактический отказ от единой общегосударственной системы госзакупок. Так было до 1 января 2011 года, когда данные о закупках размещались на нескольких интернет-ресурсах, что затрудняло поиск необходимой информации. В итоге непрозрачная система закупок приводила к завышению цен и перебоям в поставках.
Смысл запланированных изменений состоит именно в том, чтобы сосредоточить в рамках обновленной ЕИС всю информацию, связанную с госзакупками – причем, в удобном виде. Когда это условие будет выполнено, можно будет ставить вопрос о перераспределении части технической нагрузки на региональные системы.
Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент».
Во-первых, теперь по-новому формируются планы закупок; при этом из-за проверки документации (планов, извещений и контрактов) органами контроля закупки приостанавливаются на 10 дней. Во-вторых, с начала года ЕИС была интегрирована с подсистемой «Управление закупок» Электронного бюджета.
Эти действия фактически блокировали работу системы, в результате в январе в ЕИС было размещено извещений на 91 млрд. рублей, тогда как год назад – на 257 млрд. рублей. На этом фоне как о свершившемся факте можно говорить о передаче технического обеспечения ЕИС компании «РТ – проектные технологии», дочерней структуре Ростеха (ранее конкурсы на эксплуатацию ЕИС выигрывала IT-компания «Ланит»).
Сегодня работу ЕИС определяют два ведомства: Минэкономразвития формулирует техническое задание и выбирает оператора техподдержки, а Минфин в лице Федерального казначейства отвечает за функционирование – проводит конкурсы на разработку и ведение.
Когда в конце 2015 года президент поручил выбрать один орган, ответственный за систему, между министерствами развернулась аппаратная борьба. И пока в этой борьбе преимущество на стороне Министерства финансов. Основной аргумент – контроль за бюджетными деньгами (именно они тратятся во время государственных закупок). Кстати, Минфин поддержал предложение передать контроль над ЕИС «дочке» Ростеха.
Ростех начал проявлять интерес к ЕИС примерно полгода назад. Государственная корпорация хотела получить систему в концессию, а взамен обещала сэкономить 1 трлн. рублей. Уже в тот момент Минфин и Федеральное казначейство готовы были передать заказ на техобслуживание Ростеху, только срок назывался другой – 1 января 2018 года. Фактически передача произойдет почти на год раньше, и обусловлен этот шаг именно неудовлетворительной работой ЕИС по итогам января.
В компании «РТ-Проектные технологии» неоднократно подчеркивали, что сегодня система ЕИС функционирует на базе платформы Oracle, что несет риск «утечки информации, дистанционного отключения систем или санкционного давления». Поэтому новую систему ЕИС будут создавать «на основе российских софтов с открытым исходным кодом и силами отечественных разработчиков». Таким образом, «РТ-Проектные технологии» становятся оператором, привлекающим в качестве субподрядчиков другие IT-компании.
Стоит помнить, что законодательство о госзакупках продолжает совершенствоваться. В конце января в Госдуму были внесены поправки, которые, в частности, унифицируют способы закупок и более гибко регулируют процесс отбора поставщиков. Логично предположить, что разработка новой платформы будет вестись с учетом всех готовящихся изменений в законодательство.
На этом фоне мэр Москвы Сергей Собянин выступил с предложением разрешить регионам с годовым заказом более 100 млрд. рублей не публиковать свои закупки в ЕИС, а пользоваться региональными системами. Такой подход едва ли найдет поддержку, поскольку означает фактический отказ от единой общегосударственной системы госзакупок. Так было до 1 января 2011 года, когда данные о закупках размещались на нескольких интернет-ресурсах, что затрудняло поиск необходимой информации. В итоге непрозрачная система закупок приводила к завышению цен и перебоям в поставках.
Смысл запланированных изменений состоит именно в том, чтобы сосредоточить в рамках обновленной ЕИС всю информацию, связанную с госзакупками – причем, в удобном виде. Когда это условие будет выполнено, можно будет ставить вопрос о перераспределении части технической нагрузки на региональные системы.
Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент».
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий