Минфин предлагает ориентироваться на рейтинги АКРА
С 14 июля 2017 года рейтинги, присваиваемые иностранными рейтинговыми агентствами, нельзя будет использовать для задач государственного регулирования в России.
На Московскую биржу положения вступающего в силу закона не распространяются, однако Минфин РФ настоятельно рекомендует Московской бирже при включении облигаций российских эмитентов в котировальные списки опираться не на рейтинги международных агентств, а на рейтинги Аналитического кредитно-рейтингового агентства (АКРА) и «Эксперт РА». Потому что, по мнению Минфина, у закона есть не только буква, но и дух, который в данном случае призывает Московскую биржу проявить солидарность с государством и правительством.
Основная проблема состоит в том, что сегодня рейтинги АКРА присвоены лишь отдельным отечественным компаниям. «Эксперт РА» присвоил их большему числу эмитентов, однако в начале апреля агентство изменило методологию рейтингования – количество делений шкалы было увеличено с 13 до 21 (столько же их у АКРА). Поэтому после одобрения новой методологии «Эксперт РА» Центробанком все выданные ранее рейтинги нужно будет пересмотреть.
В АКРА не ожидают резкого увеличения спроса на получение национальных рейтингов. И агентство располагает необходимыми ресурсами для расширения деятельности в том случае, если количество клиентских запросов возрастет. К тому же Минфин внес уточнение: с 14 июля национальные рейтинги будут присваиваться новым эмитентам, а всем торгуемым сегодня на рынке инструментам будет дано дополнительное время для прохождения необходимых рейтинговых процедур.
Отметим, что заявку на получение аккредитации в ЦБ РФ подало также агентство «Рус-Рейтинг», в ближайшие дни это собирается сделать Национальное рейтинговое агентство. Таким образом, на смену «большой тройке» уже сегодня готовы прийти четыре национальных агентства. По идее, это должно стабилизировать рынок после подозрений в предвзятом отношении к российским эмитентам со стороны международных рейтинговых агентств. Напомним, в 2014-2015 гг. агентства Fitch, Moody’s и Standard & Poors резко снизили финансово-кредитный рейтинг России, несмотря на то, что наша страна не просрочила ни одной выплаты по внешнему долгу.
Сильнее всего от предстоящих изменений могут пострадать негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании. Список доступных эмитентов для прибыльного инвестирования существенно сузится, а имеющиеся в наличии средства необходимо будет перевести в банки, получившие национальные рейтинги. Чтобы сгладить возможные негативные последствия, для НПФ и страховых компаний также предусмотрели переходный период. Они могут использовать критерий включения в высший котировальный список Московской биржи вплоть до 1 января 2018 года, а если бумага уже находится в инвестиционном портфеле пенсионного фонда или страховой компании, ее можно удерживать до 30 июня 2018 года.
При этом международные рейтинговые компании из России не ушли и уходить явно не собираются. Наоборот, «большая тройка» еще в январе подала в ЦБ РФ документы на регистрацию в России своих филиалов. И в середине апреля регулятор аккредитовал в России филиалы Fitch, Moody's и Standard & Poors. При этом было заявлено, что после внесения в реестр ЦБ РФ продолжит применять зарубежные рейтинги для банковского регулирования, поскольку это соответствует требованиям Базельского комитета.
Более важным является тот факт, что теперь международным рейтинговым агентствам в лице их российских филиалов придется делиться с ЦБ РФ информацией о том, по каким параметрам они начисляют те или иные баллы рейтинга компаниям, банкам и иным субъектам кредитно-финансовой системы РФ. Именно непрозрачность данной схемы позволяет подозревать Fitch, Moody’s и S&P в принятии политически мотивированных решений.
Еще один момент деятельности международных рейтинговых агентств нельзя обойти молчанием. Согласно закону США, международное агентство под угрозой гигантского штрафа обязано отозвать рейтинги компании, если эта компания попала в черный список Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США. Однако по новому закону РФ российская структура не сможет отзывать рейтинги по национальной шкале в связи с решениями властей иностранных государств. Изменения законодательства избавляют национальную рейтинговую систему от возможности влияния извне, а международные агентства в свою очередь соглашаются работать по новым правилам, чтобы не потерять российский рынок, который по-прежнему является для них важным.
Ну а что касается Московской биржи, то она, по словам ее представителей, обсуждает возможные изменения требований листинга, касающиеся использования рейтингов российских и международных агентств, и рассчитывает как можно скорее решить возникшие вопросы и прийти к тем решениям, которые не будут иметь негативных последствий для долгового рынка и будут приемлемы для российских эмитентов.
Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
На Московскую биржу положения вступающего в силу закона не распространяются, однако Минфин РФ настоятельно рекомендует Московской бирже при включении облигаций российских эмитентов в котировальные списки опираться не на рейтинги международных агентств, а на рейтинги Аналитического кредитно-рейтингового агентства (АКРА) и «Эксперт РА». Потому что, по мнению Минфина, у закона есть не только буква, но и дух, который в данном случае призывает Московскую биржу проявить солидарность с государством и правительством.
Основная проблема состоит в том, что сегодня рейтинги АКРА присвоены лишь отдельным отечественным компаниям. «Эксперт РА» присвоил их большему числу эмитентов, однако в начале апреля агентство изменило методологию рейтингования – количество делений шкалы было увеличено с 13 до 21 (столько же их у АКРА). Поэтому после одобрения новой методологии «Эксперт РА» Центробанком все выданные ранее рейтинги нужно будет пересмотреть.
В АКРА не ожидают резкого увеличения спроса на получение национальных рейтингов. И агентство располагает необходимыми ресурсами для расширения деятельности в том случае, если количество клиентских запросов возрастет. К тому же Минфин внес уточнение: с 14 июля национальные рейтинги будут присваиваться новым эмитентам, а всем торгуемым сегодня на рынке инструментам будет дано дополнительное время для прохождения необходимых рейтинговых процедур.
Отметим, что заявку на получение аккредитации в ЦБ РФ подало также агентство «Рус-Рейтинг», в ближайшие дни это собирается сделать Национальное рейтинговое агентство. Таким образом, на смену «большой тройке» уже сегодня готовы прийти четыре национальных агентства. По идее, это должно стабилизировать рынок после подозрений в предвзятом отношении к российским эмитентам со стороны международных рейтинговых агентств. Напомним, в 2014-2015 гг. агентства Fitch, Moody’s и Standard & Poors резко снизили финансово-кредитный рейтинг России, несмотря на то, что наша страна не просрочила ни одной выплаты по внешнему долгу.
Сильнее всего от предстоящих изменений могут пострадать негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и страховые компании. Список доступных эмитентов для прибыльного инвестирования существенно сузится, а имеющиеся в наличии средства необходимо будет перевести в банки, получившие национальные рейтинги. Чтобы сгладить возможные негативные последствия, для НПФ и страховых компаний также предусмотрели переходный период. Они могут использовать критерий включения в высший котировальный список Московской биржи вплоть до 1 января 2018 года, а если бумага уже находится в инвестиционном портфеле пенсионного фонда или страховой компании, ее можно удерживать до 30 июня 2018 года.
При этом международные рейтинговые компании из России не ушли и уходить явно не собираются. Наоборот, «большая тройка» еще в январе подала в ЦБ РФ документы на регистрацию в России своих филиалов. И в середине апреля регулятор аккредитовал в России филиалы Fitch, Moody's и Standard & Poors. При этом было заявлено, что после внесения в реестр ЦБ РФ продолжит применять зарубежные рейтинги для банковского регулирования, поскольку это соответствует требованиям Базельского комитета.
Более важным является тот факт, что теперь международным рейтинговым агентствам в лице их российских филиалов придется делиться с ЦБ РФ информацией о том, по каким параметрам они начисляют те или иные баллы рейтинга компаниям, банкам и иным субъектам кредитно-финансовой системы РФ. Именно непрозрачность данной схемы позволяет подозревать Fitch, Moody’s и S&P в принятии политически мотивированных решений.
Еще один момент деятельности международных рейтинговых агентств нельзя обойти молчанием. Согласно закону США, международное агентство под угрозой гигантского штрафа обязано отозвать рейтинги компании, если эта компания попала в черный список Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США. Однако по новому закону РФ российская структура не сможет отзывать рейтинги по национальной шкале в связи с решениями властей иностранных государств. Изменения законодательства избавляют национальную рейтинговую систему от возможности влияния извне, а международные агентства в свою очередь соглашаются работать по новым правилам, чтобы не потерять российский рынок, который по-прежнему является для них важным.
Ну а что касается Московской биржи, то она, по словам ее представителей, обсуждает возможные изменения требований листинга, касающиеся использования рейтингов российских и международных агентств, и рассчитывает как можно скорее решить возникшие вопросы и прийти к тем решениям, которые не будут иметь негативных последствий для долгового рынка и будут приемлемы для российских эмитентов.
Олег Якушев, эксперт АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий