Что может стать альтернативой школьному образованию?
Что выбрать: школьную уравниловку или домашнее обучение с любовью?
Мы уже рассказывали об исключительном опыте домашнего образования. На подобный эксперимент в отношении своего старшего сына Леонида решился Максим КУЛАКОВ, благочинный храмов второго Кунгурского округа. На тот момент они были в начале пути и тогда не представляли ни в семье благочинного, да и в школе тоже, чем закончится этот эксперимент. Но вот учебный год закончен, остались считанные деньки до начала нового школьного сезона. С каким опытом вступают во второй класс домашний ученик Леонид Кулаков и его учителя – мама и папа?
- Первый учебный год Леонид прошёл на уровне 4-5. Конечно, есть и проблемы. Учителя так и говорят, что если бы Лёня учился в школе, он учился бы лучше. Но надо понимать, что в школу мы его не отдали не потому, что решили, что лучше его научим. А не отдали потому, что школа в современном её виде мне его испортит. Возможно, это мой недостаток, что мой ребёнок к его 7 годам подвержен влиянию извне. Боюсь, что на этом его жизненном этапе у него может не хватить какой-то внутренней решимости не следовать за всеми.
- А что плохого в школе? Не боитесь лишить ребёнка социума?
- Нет. Я, допустим, подхожу к школе – батальон курящих. Это при том, что курение в общественных местах запрещено по закону. Мат стоит трёхэтажный. Они даже никого не боятся. Поэтому как родителю мне важно сохранить нравственное здоровье своего ребёнка.
- В сотрудничестве со школой вы сумели выработать методы проверки знаний Леонида?
- Да, в течение года проходили срезы знаний, контрольные работы, диктанты, устные беседы… Очень хорошие успехи у Лёни по математике, по окружающему миру. Есть проблемы по русскому языку в основном с переписыванием текста.
Пусть учителя не сочтут меня за дилетанта и критикана, но программа по системе Виноградовой мне не нравится. То, с чем мы столкнулись, это грубейшие ошибки в правилах русского языка. Примитивные ошибки. Потом подборка текстов для чтения – какие-то ужасные тексты. Например, как мальчик с вышки прыгал. Вот мы говорим о профилактике детских суицидов. А там мальчик с вышки прыгал – он так смелость в себе воспитывал. Вот это подталкивание детей к чему?..
Много примеров от обратного: проанализировать какие-то некрасивые, злые поступки. Хотя и вывод следует поступок осудить, тем не менее в сознании-то у ребёнка оседает, что кто-то может не слушаться, обижать слабых, грубить…
Потом программа Виноградовой сильно перегружена. Ребёнок получает не столько знания, сколько некий объём информации, который не совсем удобно ему переварить. У меня впечатление, что эта программа настроена на детей, у которых совершенно нет детства. То есть они ко школе уже должны многое уметь, у них почти нет свободного времени.
Поэтому мы решили, что будем придерживаться традиционной программы. В том числе мы посоветовались с учителями-стажистами.
- Каким был ваш первый учебный год?
- Этот год был годом проб и ошибок. Мы привыкали вместе с Лёней. Тем более, что мы никогда не преподавали. Ошибок с нашей стороны было достаточно. Мы их учитывали и к концу года мы уже выработали некий график занятий и выполнения домашних заданий.
Лёня занимался, можно сказать, в режиме комфорта: занятия длились с 10 до 16 часов с перерывами на обед, короткую прогулку, помощь по дому. Сейчас он стал намного спокойнее, нервная система в порядке. А поначалу он тяжело привыкал, иной раз даже плакал от усталости.
А сейчас он знает чётко: учёба – это его работа, которую можно выполнять с удовольствием.
- Контрольные, проверочные задания Лёня писал вместе со всеми, в классе?
- Контрольные срезы проходили по-разному. Хочу заметить, что результаты их очень зависели от того, в какой обстановке проходила контрольная работа. Если это было наедине с учителем, то и результаты были выше. А бывало, что Лёня писал контрольную в классе, а учитель в это время вёл урок. В итоге сын, приходя с контрольной, рассказывал мне тот материал, который объясняла учительница. Ну, ему же интересно!
- Вы уже определили, к чему у Лёни больше способностей?
- У него склонность к математике, к точным наукам. Он с удовольствием ставит какие-то опыты, экспериментирует. Леонид хочет стать изобретателем. Фантазия у него будь здоров!
Кроме сохранения нравственного здоровья ребёнка одним из аспектов при выборе домашнего образования стала возможность раскрыть в нём то, к чему у него есть стремление. В обычной школе. К сожалению, нет индивидуального подхода, уравниловка. Я против этого в системе образования.
Я согласен с тем, чтобы знания начальной школы давать для всех одинаково. Но затем – я за специализированные классы. Полноценно развить все способности может только культивация этих способностей. Только тогда мы сможем качественно решить интеллектуальную проблему в обществе.
В нашем обществе образование обязательно, и в то же время, как писал Марк Твен: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование». Вспомните пример Томаса Эдисона. Словом, вопрос этот неоднозначный. По моему мнению, общему образованию нужна альтернатива.
Вы знаете, Леонид ещё ни разу не высказал желания заниматься в школе, говорит, там слишком шумно. И, признаться, иной раз угроза отправить его в школу очень действенна в случае непослушания.
- Хорошо сейчас, когда программа доступна для понимания. Но ведь наступит момент, когда знания усложнятся или мальчик проявит действительно недюжинные способности в какой-либо области. Как быть тогда?
- Мы готовы к этому. Во-первых, на домашнее образование выделяются деньги, которые мы можем потратить на репетиторов. Во-вторых, сейчас в интернете масса доступных уроков по любой теме.
- Это всё учебные предметы. А как же труд, рисование, пение, физкультура?
- Это даже у нас не проверяли. Мы стараемся развивать детей всесторонне. Лёня исключительно лепит, довольно неплохо рисует. Моя супруга – музыкальный работник, она научила Лёню игре на пианино. При этом у него красивый чистый голос. Что касается физического воспитания, Лёня очень развит. По причине его изначально слабого здоровья, мы с самого детства уделяли этому большое внимание. Леонид систематически занимается спортом, ходит на тренировки по лёгкой атлетике.
- Отец Максим, при таком индивидуальном подходе к обучению не боитесь «задавить» своей личностью? За пристрастным отношением не разглядеть какого-то таланта?
- Да, есть такая опасность, но я очень стараюсь не давить. Я понимаю, что мы всё-таки разные. А любящее сердце всегда распознает истинную склонность…
Беседовала Светлана ПЕРМИНОВА
P.S.: мы приглашаем наших читателей к диалогу о том, нужна ли альтернативная система образования.
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий