Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Призвание - ОБУВЩИЦА

 

Светлана ЛУПЕНСКИХ - человек нелёгкой судьбы, успешно освоив профессию сапожника, радует кунгуряков, даря обуви «вторую жизнь»

Кому из вас, уважаемый читатель, не приходилось в срочном порядке бежать в ближайший «Срочный ремонт обуви», чтобы заменить собачку или замок на ботинке, поменять набойку или прошить подошву. Со временем многие из нас определяются со своим мастером – идут следом за ним, куда бы он не перебрался. Так и постоянные клиенты Светланы следуют за своим любимым мастером-профессионалом,  в течение многих лет.

 

ЧТО ЗНАЧИТ ХОРОШИЙ НАСТАВНИК

Начала же свой трудовой путь обувщица в перестройку. Ей, как и всей нашей стране, пришлось перестраиваться – приспосабливаться жить и работать в период перехода к новой общественно-экономической формации.

 - В 1991 году я пришла на Фабрику индпошива и ремонта обуви (по ул. Красная в Кунгуре), - рассказывает Светлана Викторовна. – Спасибо Тамаре Ивановне САФИНОЙ, которая работала там сначала главным инженером, потом директором. Очень многим премудростям в части ремонта и изготовления обуви она меня научила. Несмотря на свою должность, сама наглядно (на каждой операции) показывала нам, рабочим, как это всё делается. Строгая. Принципиальная, но справедливая. Человечище!

Светлана была хорошей ученицей – ей нравилось работать с кожей, орудовать шилом, иголкой с нитками. Шить, клеить, латать – потом любоваться ботинками, которые на глазах превращались в почти что новые. Передовой работнице доверили вести приём в пункте ремонта обуви от фабрики – в павильоне у школы № 10.

Приватизированное обувное предприятие с конца 80-х годов несколько раз меняет форму собственности и своё название. В 2000 году дела на фабрике идут совсем плохо. Не выдерживает конкуренции с китайской обувью, которая заполоняет рынок. Кунгурякам проще и дешевле купить китайскую (пусть только на 1-2 сезона), чем заказывать шить на фабрике (хотя кожаные раньше носили годами).


СВОЁ ДЕЛО

В 2006 году, по словам Светланы, она стала работать на себя - при поддержке сестры. Постоянные клиенты у неё уже были наработаны. Потянулись к ней и новые, потому что мастер приводил в порядок их обувь, причём качественно, и цены запрашивал умеренные. Да, ещё встречал и провожал улыбкой, с шутками-прибаутками.

Когда Светлана Викторовна поменяла место своей дислокации, перебралась за Сылвенский мост, её клиентура вроде и последовала за ней. Но поток посетителей начал снижаться. Доходов от бизнеса порой не хватало денег даже на продукты первой необходимости. Нечем стало платить налоги. Мастер поняла, что дело становится невыгодным и закрывает своё ИП.


ЛЮБОВЬ

Но, как говорится, всё, что ни делается – к лучшему. Мастерица начала работать на хозяина в одной из точек по ремонту обуви в Черёмушках. Полностью окунулась в дело, которое у неё, как всегда, спорится. Многие операции доведены до автоматизма. Но однажды во время заметила, что что-то мешает, не даёт сосредоточиться. Начала искать причину беспокойства, и – встретилась с глазами мужчины.

Оказывается, Алексей, тоже мастер по ремонту обуви, влюбился в симпатичную бойкую работницу с первого взгляда. И вот он – постоянно рядом. Подаст заготовку, придвинет стул, угостит шоколадкой. Потом - провожание поздно вечером до дома. Светлана начинает ощущать рядом крепкое мужское плечо. Алексей много не говорит, а окружает свою возлюбленную нежностью и заботой.

Сердце Светланы начинает таять. Такой искренней заботы, любви она в своей жизни, похоже, ещё не ощущала И вот она уже приглашает Алексея на чай, потом – на пироги. Роман закрутился…


ТРУДНОЕ ДЕТСТВО

Но вернёмся к тому, что нежности и любви в детстве и юности Светы особо не было. Больше было негатива. Мама умерла, когда Свете было всего 6 лет. С мачехами отношения так и не сложились. Отец, шахтёр Кизеловской шахты, вроде, и пытался хотя бы обращать внимания на двух дочерей, но как говорят, ночная кукушка перекукует. Всё было: убегала из дома, бродяжничала, рано начала курить. Частые разборки с мачехой. Беременность. Окончательный уход из дома…


СЕМЕЙНЫЙ ТЫЛ 

Это всё в прошлом, при воспоминании о котором сердце разрывается. Светлана не может об этом говорить спокойно. Но сильный характер и большое трудолюбие, доброе сердце и великодушие, юмор - победили «трудное детство». Приобретена профессия, с которой без хлеба не останешься. Появилась полноценная семья, пополнившаяся рождением ещё одного сына.

Они вместе уже более 14 лет. Алексей просто обожает свою женщину. А как говорят, если один любит, а другой позволяет себя любить, то пара не распадётся. Моральная и материальная поддержка друг друга много стоит. Дома у Светланы теперь крепкий тыл.


В РЕМОНТ - МЯЧИ И ПЕРЧАТКИ, БАТУТЫ И ТЭНТЫ, ТРАСПОРТЁР

Кстати, сапожных дел мастер, привыкший работать самостоятельно, недолго продержался в наёмных работниках. Светлана снимает несколько квадратов на мини-рынке, в нижней части города. Машиностроители, жители нижней части города и Пашии активно несут обувь на реставрацию. Алексей остаётся на прежнем месте, но после работы и по выходным спешит на мини-рынок, на помощь жене.

Но машзавод приказывает долго жить, как и другие промышленные предприятия Кунгура. Рынок закрывается – начинается подготовка к строительству торгового центра. Обувщица, отработав в павильоне пять лет, спешно перебирается в подвал, неподалеку от автодорожного моста. На 5 лет. Сейчас обувщицу с общим стажем работы почти 30 лет (10 из них - на фабрике) можно найти в бывшем городском общепите (на 2-м этаже ресторан «Ермак»).

Чего только ни несут в ремонт, помимо обуви, конечно.

- Частенько приходится чинить спортивный инвентарь, - улыбается Светлана Викторовна,  – перчатки, мячи. Если они хорошего качества, лучше реставрировать, чем покупать новые дорогостоящие. На днях зашивала автомобильный тент. На «Шиномонтаже» привела в порядок транспортёрную ленту. Летом пришлось повозиться с батутом. На сумках и одежде меняю замки и бегунки; прикрепляю отлетевшие аксессуары. Есть и такие заказы, как покраска обуви и сумок. Постоянно приходится что-нибудь да закупать.

Рук не хватает. Хочется передать свой опыт - научить обувному мастерству молодых людей. Но почему-то желающих нет. Усидчивость нужна и, конечно, заинтересованность, любовь к делу. А, если только из-за денег, ничего не получится – работаем, так сказать, за копейки.

Пока я общалась с обувщицей, к ней подошли две семейные пары – пожилые люди сдали мешок обуви в ремонт, молодёжь явилась за советом. Как оказалось, они хотят заказать сшить новые женские ботиночки, копию - старых. Не знают, куда обратиться. Светлана без вопросов берёт заказ. Не впервой ей шить новую обувь.

- Разбираю, распарываю, - поясняет мастерица. – Сразу вижу - фабричной или ручной работы, качественно сделано или тяп-ляп. Кожзаменитель я купила хорошего качества, и даже цвет есть такой же. Почему бы не сшить.  Всё - для клиента и по желанию клиента!


«БАШМАКИ НЕ ПОТЕРЯЙТЕ!»

Бывали у бывалого мастера и курьёзные случаи.

- Как-то пришла ко мне женщина, - рассказывает Светлана Викторовна. – Растянуть голенища нужно было. Надо ей ногу измерить. Не могу нигде найти сантиметровую ленту. А у меня их три. Как корова языком все слизала. Ищу везде. Нет и всё тут. Металлической линейкой пришлось ногу измерять. Только дверь за ней закрылась, вижу - лента на столе лежит. И две другие сразу обнаружились. Вот, что это было – и сейчас не пойму.

А еще. Ещё одна женщина пожаловалась, что новые сапоги сильно трут пятку. Я решила молоточком простучать эти места. И опять - повторение ситуации. Никак не могу найти ни один из трёх молотков. Бросила поиски, обратилась к клиентке, что она еще хочет. Она стоит с пакетом в руках. Там ещё три пары обуви для ремонта. Я обувь приняла. Она же говорит: «Вы, пожалуйста, вложите в каждый башмак записку с моей фамилией – чтобы не потерялись, раз всё теряете». Меня смех разбирает. Я уже все три молотка увидела – простучала пятки сапог, смягчила. Говорю,  что такое со мной второй раз в жизни. Может, дело в клиентах дело – неосознанно воздействуют как-то на меня, Может, я что-то растерялась. Не о том, видимо, думала.

 

СПАСИБО ЗА КОМФОРТ!

Вот так, и работает обувщица – профессионал своего дела. А юмор – делу не помеха. Наоборот, с шуткой дело спорится. По словам Светланы, для неё нет лучшей награды за труд, чем видеть довольных, улыбающихся клиентов, слышать доброе слово. Это как бальзам на душу. 

Недавно, по пути на работу, Светлана Викторовна встретила мужчину, который кинулся к ней со словами: «Очень рад Вас видеть. Восемь лет назад Вы подклеили мне подошву. Всё еще иногда надеваю ботинки – хоть бы хны. А сказали, что гарантию не даёте».

Поблагодарим же своих обувщиков, сапожников за их очень нелёгкий труд - ведь они дарят нам комфорт, что немаловажно для нашего здоровья.


Вера МЕДВЕДЕВА

 

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий