Справедливости ради
Восстановить и сохранить имена забытых защитников Отечества задался целью простой пенсионер Владимир ПЕТЕЛИН
«Родом я из Тюменской области. Деревня наша была без радио, электричества. Вода с озера, удобства на улице. Когда мне было 5 лет, а брату 4 месяца, мать парализовало. Она не могла готовить еду, стирать, доить корову. Отец привёл в дом чужую женщину, а маму увёз к тетке в соседнюю деревню, 2 км от нашей. Я убегал к родной маме, отец приводил меня обратно домой. Мачехе это не нравилось. Отец бил меня веревкой, мачеха - ухватом или лопатой для выпечки хлеба. В школе учился плохо, особенно в начальных классах. Убегал в райцентр, что в 15 км от нашей деревни, где познакомился с инвалидами войны, которые попрошайничали на улице. Был у них на побегушках, приносил им воду, еду из ведра для отходов в посудомойке столовой. Сидели, ели вместе. Насмотрелся как они сами себя обслуживали, перевязывали, ходили по «маленькому» и «большому» в кусты. У кого-то руки нет, у кого-то нет ноги или обеих ног, лица в шрамах, кто-то заикался после контузии, кто-то плохо видел и т.д. и т.п. Все ругались, их мучил вопрос - за что они воевали, за что они потеряли здоровье, за что они шли в атаку на врага с криками «За Родину», «За Сталина». Да, они победили врага, спасли всех нас от фашизма, защитили Родину. Взамен государство ничего лучшего не придумало, как разместить этих защитников Отечества в интернатах и монастырях. Как к этим защитникам Отечества относились в интернатах, говорить не буду. Плохо или хорошо кормили, одевали. Была крыша над головой.
Этим инвалидам войны я многим обязан. Своими рассказами, внушением «повернули» мне мозги на 180 градусов, отучили меня заниматься «плохими» делами, настроили меня на учебу, приобретение специальностей, честный труд, защите простых людей. Закончил 7 классов, курсы комбайнёров, индустриальный техникум по механизации сельского хозяйства с педагогическим уклоном системы трудовых резервов на полном гособеспечении, Пермский сельхозинститут. Прошел трудовой путь от пастуха, прицепщика, комбайнера, шофера, тракториста, механика, мастера, прораба до главного инженера и начальника организации численностью работающих до 300 человек. Всё преодолел без родительской поддержки, без блата. Всю жизнь защищал простых людей, боролся с «нехорошими» чиновниками. Первые уважали, благодарили, вторые - остерегались, побаивались.
Всю жизнь помню инвалидов войны, которых повстречал в детстве, благодарю их за отношение ко мне, за их наставления. Считаю себя должником перед ними. Вот почему я проявил инициативу по восстановлению памяти о них, как о забытых защитниках Отечества. Для инвалидов войны, проживавших в интернатах, монастырях, домах для инвалидов, война длилась не одно десятилетие после Дня Победы. Вечная им память. Помним, гордимся, скорбим!
Речь идёт об инвалидах войны, которые в боях за Родину в Великой Отечественной войне получили серьёзные ранения и болезни, прошли лечение в эвакогоспиталях, а после выписки из них оказались в интернатах и монастырях. Люди старшего поколения помнят, что эти инвалиды войны не поехали к родным, не хотели быть обузой для них, не хотели показывать им свои увечья и беспомощность содержать семью, обзаводиться семьей. Они в многолюдных местах городов, на вокзалах, поездах, рынках, около церквей попрошайничали, пели песни. У них на груди были медали и ордена. Народ им подавал кто монетку, кто продукты питания.
Руководство СССР приняло решение собрать инвалидов войны с улиц, чтобы они не позорили взоры горожан и туристов, и разместить их в интернатах, монастырях на гособеспечении. Многие инвалиды войны не сообщали откуда они родом, где их родственники, они смирились с проживанием в «казенных» домах. Таких интернатов и монастырей, где проживали инвалиды войны, были сотни, а может и тысячи по всей территории СССР.
Один из них был в д. Березовая Гора Ординского района Молотовской области. О существовании этого интерната для инвалидов войны под названием «Озерский» с 1941 по 1963 год многие жители района не знали. С сотрудников интерната брали подписку о неразглашении сведений об интернате, кто в нем проживал, какая работа велась в интернате.
В 2016 году я случайно узнал о существовании интерната «Озерский». Эта тема меня заинтересовала. Инвалиды войны в интернате «Озерский» умирали. Умерших хоронили на поляне около кладбища у д. Починки, что в 17 км от Орды. Место захоронения показали бывшие санитарки интерната и старожилы ближайших деревень. Могильные холмики сровнялись с землей, нет крестов, участок зарос травой, кустарником, часть участка распахали. Где, сколько захоронено определить невозможно.
Никто за могилами «гособеспеченцев» - защитников Отечества не ухаживал до настоящего времени и никто не интересовался всей этой темой о забытых защитниках Отечества, пока я не поднял эти вопросы. В 2017 году стал наводить справки о существовании интерната для инвалидов войны в д. Березовая Гора. Нынешнее руководство интерната (психоневрологический с 1963 года), министерство соцразвития края отрицали нахождение в интернате с 1941 по 1963 год инвалидов войны, не верили рассказам старожилов, бывших санитарок. Доказывать мне пришлось им документально.
По моей инициативе и убедительной просьбе Местное отделение ДОСААФ России Ординского района приняло участие в конкурсе социальных проектов, выиграв его. Средства гранты предназначены для изготовления памятника умершим инвалидам войны в интернате «Озерский» в период с 1941 г. по 1963 год, с установкой его около Ординского кладбища рядом с часовней. Средства из краевого бюджеты выделены, памятник изготовили.
С большим трудом, но почти полностью восстановили мы сообща и списки умерших защитников Отечества. Обращаться пришлось ко всем, вплоть до Путина, Медведева, Шойгу.
В 1963 году оставшихся в живых инвалидов, войны из интерната «Озерский» в д. Березовая Гора увезли в дом для инвалидов войны в бывшем Белогорском монастыре Кунгурского района.
Второй моей задачей стало - восстановить сведения и память об инвалидах воины, проживавших на Белой горе Кунгурского района за период с 1941 г. по 1986 г., установить там мемориальную доску и памятник. Один памятник на всех, т.к. могилы не сохранены.
Для установки мемориальной доски и памятника на территории Белогорского монастыря я получил разрешение Митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия, которое я передал в Администрацию Кунгурского района в 2019 году. Одновременно обратился к главе Кунгурского района Вадиму Ивановичу Лысанову с официальной просьбой о помощи по восстановлению памяти о забытых защитниках Отечества, проживавших в Белогорском доме инвалидов Великой Отечественной войны. Вадим Иванович серьёзно отнесся к моей просьбе, поручил начальнику управления внутренней политики администрации Кунгурского района А. Н. Махмудову оказать мне необходимую помощь. Работа «закипела», опрошены бывшие сотрудники дома инвалидов ВОВ, подняты архивные документы, выделены средства на изготовление и установку мемориальной доски, которая была торжественно открыта 20.02.2020 г.
Сейчас необходимо написать проект на грантовую поддержку на изготовление и установку памятника. Надеюсь, что будут средства и будет установлен памятник на территории Белогорского монастыря уже в этом году.
Работа по восстановлению памяти о забытых защитниках Отечества продолжается.
Уважаемые читатели, если Вам известны сведения о жизни инвалидов войны в интернатах, монастырях, домах для инвалидов ВОВ, сообщите в Местное отделение ДОСААФ России Ординского района по адресу: Пермский край, с. Орда, ул. Советская, 31 или на электронную почту ordadosaaf@mail.ru «для Петелина В. Р.»
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий