Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Жизнь по воле Божией


 

19 июня 2021 года – игумении Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря матушке Руфине исполняется 90 лет


«Что случилось с нами? Почему Господь попускает нам такую разруху?..» - размышляла матушка Руфина, накануне своего 90-летия посетившая родные места. 71 год назад покинула она деревню Кузнецы Кокшагской волости Кировского уезда. Деревня была тогда в полном расцвете – крепкие домики по три окошка в улицу растянулись на целый километр, начальная школа, клуб, колхозная контора… Уехала в Пермь, к сестре, жить и работать. А сердце нет-нет, да и звало в те места, где мама, воспитанная в монастыре, научила молиться и читать Псалтырь. Где дед Иоанн, переехавший к ним жить уже в 90-летнем возрасте, сокрушался, что раньше не попал в эти благодатные края и уютный дом. Откуда отец и старшие сестры ушли на войну, и отец не вернулся с фронта…

Малую родину не зря называют местом силы. Однако зрелище заброшенной деревни и полуразрушенных домов сил матушке Руфине не добавило. Но добавило грусти и повод для покаяния. Ведь «Душа – она христианка. И не бывает ей легко и свободно без храма, без покаяния…» - часто говорит матушка.


Кунгурский крест

Прошло 12 лет с тех пор, как эта маленькая хрупкая женщина в монашеском облачении появилась в Кунгуре. Такое ей было дано послушание – возрождать в старинном православном городе женскую обитель. Хотя с трудом верилось, что дело действительно сдвинется с мёртвой точки. Ведь на тот момент в результате многолетних усилий городских властей и православных верующих города удалось выгородить с территории исправительной колонии, которая расположилась на месте бывшего монастыря, лишь один храм – Свято-Никольский. А ещё два храма и келейные корпуса так и находились «в зоне». Но это отчасти объяснимо, ведь не было и самой молитвенной общины, читающей неусыпную просьбу к Богу.

И вот такая община появилась. Пять монахинь и послушниц под руководством игумении Руфины (в миру Валентины Алексеевны Сидоровой) в 2009 году поселились в старом монастырском доме напротив храма.


«Запрягай быка и борони!»

Родилась Валентина Сидорова в семье сапожника-единоличника. Семья православных христиан посчитала большим грехом вступать в колхоз. И поэтому вынуждена была перебиваться единолично, нанимаясь на разные батрацкие работы.

Валентина была четвёртой из пяти дочерей семейства. Когда началась война, ей исполнилось ровно 10 лет. Отец и две старших сестры ушли на фронт, а оставшимся пришлось забыть про единоличие и трудиться на колхозных полях, как все.

- Помню, в начале лета пришёл как-то колхозный бригадир к нам с утра пораньше и говорит маме: «Тетка Федосья, отпусти Вальку – некому на быке работать». «Пойдёшь?» - спросила меня мама. «Пойду», - говорю.

Бык был здоровенный, рога огромные. К такому и подойти-то страшно, не то что ещё боронить на нём. Показали один раз как запрягать и распрягать. «А теперь запрягай сама и борони!» - сказал бригадир.

Вот идём тихонько, бороним. Я быка нисколько не боялась. Остановимся отдохнуть, он тут же рядышком со мной на межу ляжет. А на шее у него полно вшей. Я возьму щепочку, и за ушами его чешу. Ему сразу легче становится…


Дорога в школу

Училась Валентина хорошо, любила учиться. Но когда 6 классов в своей школе закончила, мама решила, что в дальней школе учить дочку накладно. «Сиди дома – пряди!». Прясть, так прясть - согласилась Валя. Пока не заехал к ним однажды учитель из старшей школы. Увидел девочку, поинтересовался, почему не учится дальше. Мама отвечала: не на что, мол. Учитель задал Вале пару примеров. Она решила. Он удивился: это ж материал старших классов! Убедил тётку Федосью, что надо её дочери продолжить учёбу.

Каждый день Валя вместе с другими кузнецовскими ребятишками бегала в школу в Кокшаге, что за 5 километров от деревни.

- По дороге речка Кокшага была. Весной она разливалась, что никак не обойти. И мы прямо по ней в лаптях бежим. Вода ледяная. А потом выскочим на горку, и дальше бегом. Ноги горят аж. Придём, в школьной сторожке лапти снимем, возле печки их повесим, а сами по школе босиком бегаем. По крашеному полу. И ничего, не болели. Обратно снова лапти обуваем - и домой таким же путём. Лапти быстро изнашивали. Мама ворчит, что опять лапти прохудились, Сталина ругает, что войну затеял. А я Сталина защищаю, и чтобы она не ругалась, научилась лапти сама починивать…


Колхоз, завод, товарная контора

После окончания школы поступила Валентина на годичные курсы бухгалтеров-счетоводов. На работу после курсов направили в колхоз главным бухгалтером, где до неё три месяца не было главбуха. И страшно стало молодой девчонке незнамо какую бухгалтерию принимать – может, там недостача или ещё что. Уехала она домой с мамой посоветоваться. А тут как раз сестра старшая в гости приехала из Перми. Послушала Антонина Валины опасения, да и забрала её с собой.

Без паспорта и прописки в Перми устроиться 19-летней девчонке на работу было непросто. Взяли только на склад «Розбакалеи» банки стеклянные мыть. Тем временем мама в деревне справку выхлопотала, что отпустили будто её из колхоза. Получила Валентина документы и тогда уже отправилась устраиваться на завод имени Дзержинского.

Четыре с половиной года проработала она в цехе № 2 сначала браковщицей, потом учётчиком. Неоднократно за это время фото её вывешивали на Доску Почета, на демонстрациях доверяли как самой передовой работнице знамя нести. И она несла – не отказывалась. Даже умудрилась на заводе в комсомол вступить на волне передового подъёма, совсем забыв про папин наказ. Уходя на войну, он сказал дочке: «Валя, только крест на значки не меняй»…

И вот приехала она как-то в свою деревню маму с сестрёнкой младшей навестить.

- Вечером подтопочек растопили, сами на печку залезли и сидим, разговариваем о жизни. Я слезла, чтобы дров в печку подкинуть, а мама с сестрой в это время запели стишок про Алексия – человека Божьего. И так меня пробрало, так мне стало стыдно – сорвала я значок комсомольский и выбросила в печку. И билет потом тоже бросила в огонь…

С завода после этого решительно ушла, как ни уговаривала её мастер цеха остаться.

Следующим рабочим местом стала товарная контора при железной дороге станции Пермь-II. Ученик таксировщика, товарный кассир, зав. актовым столом, старший товарный кассир, зав. товарной конторой. И здесь ответственность и добросовестность Валентины проявились в полной мере. Коллектив, что всегда в отстающих был, под её руководством вышел в передовые. Её наградили путёвкой на ВДНХ за это.


Верующего человека сразу видно

Личная жизнь Валентины Сидоровой складывалась не самым благополучным образом. Ещё работая на заводе, вышла она замуж, родила сына и дочь, но вскоре семья распалась. Потом случились серьёзные проблемы со здоровьем. Позднее пожар довелось пережить. Однако все невзгоды переносила она достойно. Главным утешением было чтение Евангелия и других духовных книг. Доходило до того, что одной рукой тесто месит, а второй книгу перелистывает. Ещё бы: ведь она с четвёртого класса читала на старославянском языке псалтырь и очень любила, когда дома всей семьёй читали правила, пели духовные песни, говели перед причастием.

Когда дети Валентины выросли и стали самостоятельными, начала она в храм ходить и по монастырям ездить. Особенно любила, когда в первую неделю Великого поста читают в храме канон Андрея Критского – все дела отбросит, а на службу всё равно прибежит:

- Все в тёмном, все стоят на коленях – это необыкновенное чувство, словами его не передать…

Верующего человека видно сразу, считает игуменья Руфина. По тому, как он одет, как ведёт себя. Безгрешных людей нет, но только верующий знает, что любой грех исправим покаянием.


Изголодались по вере

В годы перестройки довелось Валентине Сидоровой «храм хлопотать». Научил их батюшка с ещё одной прихожанкой, куда письма писать, в какие конторы ходить с тем, чтобы вернули верующим принадлежавшее когда-то епархии имущество. Они и принялись за дело. Дошли даже до Совета по религиям РСФСР и СССР. И уступили им партийные чиновники – первым отдали храм Успения Божией Матери, что на кладбище г. Перми.

Валентина Алексеевна на тот момент уже работала казначеем в храме, где настоятелем был отец Иоанн (ныне арх. Стефан (Сексяев)  – её духовник. Видя её прилежание к вере и глубокую воцерковлённость, он предложил ей принять монашеский постриг. Женщина отказывалась, считая себя недостойной, но ослушаться своего духовного отца не посмела.

3 мая 1993 года прихожанка Валентина Сидорова стала монахиней Руфиной.


Первый опыт восстановления

В 1997 году монахиня Руфина была назначена настоятельницей женского монастыря на Бахаревке. Начинала там с ремонтно-строительных работ. Бывало, вечером договаривается с грузовиком каким-нибудь, и сама наутро едет за брусом, за шифером, другими стройматериалами.

Через десять лет и храм, и монастырь стали, «как картинка». Народу всё больше приходило на службы. Служили четыре батюшки. Монахинь и послушниц на начало 2000-х годов было 28 человек.

А тут и новое послушание. Владыка Иринарх назначил матушку Руфину в Кунгур настоятельницей Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Учитывая её богатый опыт в пробивании бюрократических барьеров и организации восстановительных работ. Уж слишком долго не мог здесь решиться вопрос по выводу колонии с территории монастыря.

И вот через пять лет после этого назначения вопрос практически решён. Летом 2014 года последние заключённые покинули стены святой обители.


Глаза боятся, а руки делают

В 2015 году все здания монастыря, наконец, возвращены верующим. Однако из-за нехватки средств восстановительные работы ведутся медленно, переезд в келейный корпус на территории монастыря всё откладывается. Уже седьмую зиму монахини и послушницы во главе с 85-летней игуменией Руфиной пережили в старом деревянном домике напротив Свято-Никольского храма, где в морозные дни температура воздуха не поднимается выше 12 градусов тепла.

Всего на территории Кунгурского Иоанно-Предтеченского монастыря 10 зданий. Каждое из этих зданий требует ремонта, а то и перестройки. Плюс ко всему, после выезда исправительного учреждения, которое располагалось здесь более 70 лет, территория монастыря была отключена от всех коммуникаций. Начиная от электроэнергии, тепло- и водоснабжения, канализации, всё пришлось делать заново.

Очевидно, что посильная лепта каждого кунгуряка в возрождение общей святыни просто необходима. Для того, чтобы уникальный архитектурный комплекс Иоанно-Предтеченского женского монастыря вновь стал духовно-нравственным центром и главным украшением на лике Кунгура, обитель собирает вокруг себя прихожан всевозможными способами. Помимо традиционных служб в Свято-Никольском храме проходят ночные бдения, силами учащихся Воскресной школы и певчих проводятся благотворительные концерты, работает монастырская трапезная, привозятся всё новые святыни.

Активно работает и Попечительский совет монастыря под руководством кунгурского благотворителя Татьяны Михайловны Высоцкой, созданный ещё в год вывода колонии. Молодёжь, спортсмены, просто неравнодушные прихожане то и дело выходят на монастырские субботники…

Перечесть всё, сделанное на территории монастыря за последние пять лет, в одной статье невозможно. Да и не об этом сегодня речь. По воле Божией матушка Руфина взвалила на себя этот нелёгкий крест и смиренно несёт его.


Купол - на земле

Второй год красуется на земле новый купол для храма Рождества Иоанна Предтечи. И крест уже готов к водружению. И сам храм подготовлен к установке купола. Но проектировщики задерживают экспертизу.

- Господу так угодно, видимо, - говорит матушка Руфина. – Значит, мало мы молимся, плохо раскаиваемся.


Молитвами Яранского чудотворца

Около 40 километров от родины матушки Руфины стоит городок Яранск, прославленный своими монастырями и святынями. Вот уже более 90 лет верующие почитают преподобного Матфея Яранского как народного заступника и скорого ходатая ко Господу за всех его поминающих.

Мощи Матфея Яранского, обретённые в 2015 году, находятся в Свято-Троицком храме г. Яранска. 29 мая, в день памяти преподобного Матфея, матушка Руфина побывала на Божественной литургии у его мощей, и, конечно же, молитвенно просила: «Преподобне отче Матфее, моли Бога о нас!»

О нас – верующих и маловерных, вятских и пермских, и кунгурских, скорбящих и болящих, кающихся и унывающих, грешных и праведных. Обо всех нас – созданиях Божиих. Как истинная христианка, матушка Руфина любит всех и каждого, понимая, что все мы посланы друг другу Господом.


Марина ШАМУРИНА

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий