Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Две колеи одной дороги

 

Кунгур прославился на краевом уровне новым конфликтом в образовательной среде. На этот раз – в дополнительном образовании


НЕДОВЕРИЕ. Напомним, в 2019 году педагоги и родители детей с ОВЗ целое лето воевали с местными властями по вопросу сохранения коррекционной школы в здании, которое было признано аварийным. В конце концов накануне начала учебного года на большом совещании с присутствием краевых властей и правозащитников им было обещано, что детей с ОВЗ распределят по трём разным школам временно (на несколько месяцев), пока не отремонтируют для них здание лесотехникума, куда затем переселят коррекционную школу. Вскоре выяснилось, что и это здание им не подходит. И уже два учебных года учащиеся коррекционной школы провели в трёх зданиях, находящихся в разных частях города. Вероятней всего, до окончательного обретения своей школы детям с ОВЗ ждать ещё, как минимум, один учебный год. Обещанного три года ждут. И хотя, градоначальника, принимавшего то непопулярное решение, уже и в помине нет в Кунгуре, но доверия местным властям у работников образования уже не осталось.

В мае 2021 года стало известно, что после объединения Кунгура и Кунгурского района в Кунгурский муниципальный округ грядёт реорганизация системы дополнительного образования методом слияния трёх учреждений: «Реорганизовать в форме слияния Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» (далее – МАУДО «ДДЮТиЭ»), Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Дар» (далее – МАУДО «ДДТ «Дар»), Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» (далее – МАУДО «ЦДОД») и создать Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «Дар» (далее – МАУДО «ЦДОД «Дар») в срок до 1 ноября 2021 года».

И если МАУДО «ДДЮТиЭ» и МАУДО «ЦДОД» отнеслись к этому известию с некоторой настороженностью, то педагоги и родители «ДДТ «Дар» решили расставить все точки на «I» и выставили молчаливый пикет возле здания краевой администрации.


НУЖНЫ ЧЁТКИЕ КРИТЕРИИ. - 31 мая на итоговом педсовете представители управления образования сказали нам, что вы работаете плохо, надо работать лучше и поэтому реорганизация неизбежна, - начала разговор зам. директора МАУДО «ДДТ «Дар» Наталья ХОХЛЯВИНА. – Мы хотим понять, чем основано такое заявление. Что является критерием хорошей и плохой работы? На сегодня по сертификатам у нас занимаются 1600 детей. Другими формами работы на базе школ, детских садов, при проведении городских мероприятий и конкурсов, начиная с НОУ, в течение учебного года мы охватываем 6,5 тысяч детей. В мае у нас закончилась комплексная проверка Рособрнадзора. В акте сказано, что у нас уникальная система работы, и нет ни одного замечания ни к программам, ни к мониторингу, ни к документации…

Если говорить о качестве нашей работы, то именно наш вокальный коллектив, воспитанный под руководством Елены Ромашовой, носит звание образцового. Юнармейский пост №1, подготовленный нашим педагогом Владимиром Ероговым на базе школы №17, буквально на днях завоевал второе место по Пермскому краю. Наш воспитанник Антон Булатов дважды становился лауреатом премии «Гордость Пермского края». Можно привести ещё массу наших достижений и побед.

- Педагоги всех школ города знают, насколько сильна у нас методическая работа, - продолжает педагог-организатор Наталья СИБИРЯКОВА. - «ДДТ «Дар» – не просто учреждение дополнительного образования, это школа вожатых. Почти все организаторы городских школ, замы директоров в своё время проходили здесь обучение. Это центр воспитательной работы. Вновь принято решение писать воспитательные программы, в дополнительном образовании и в общеобразовательных школах, и мы готовы всем помочь в этом. Написанию программ нас научила Алевтина Васильевна Головкова, которая начинала всю эту деятельность ещё в Доме пионеров. Здесь собрана вся методическая база НОУ, интеллектуальных игр, различных образовательных программ.


ДВА РАЗНЫХ СТАТУСА. Дом детского творчества «Дар» гордится своей историей, берущей своё начало в Доме пионеров. Здесь есть Музей пионерского движения.

- Да, в 2022 году мы будем отмечать 100-летие пионерской организации, - продолжает Наталья Хохлявина. – И в каком статусе нам прикажете это делать?

- Мы специально добивались, чтобы наше учреждение было не Центром детского творчества, а именно Домом детского творчества, - объясняет методист Валентина ПОНОМАРЁВА. -Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.). А Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. То есть, присоединяя нас к Центру дополнительного образования детей, что в п. Комсомольский, нас лишают статуса Дома (Дворца). Нас лишают самостоятельного распоряжения зарабатываемыми нами средствами.

Педагогами-организаторами «Дара» в год зарабатывается 1,2 млн рублей - проводятся платные образовательные программы для детей. В этом году, например, такая программа была посвящена 60-летию полета человека в космос, и она успешно была реализована. Все заработанные средства в нашем коллективе распределяются демократическим путём – по приоритетам учреждения. Достаточно много из них уходит на приведение здания в нормативное состояние, потому что надзорные органы систематически приходят и выполняют свой долг, а бюджетных денег на устранение их замечаний, как правило, не дождешься. Оставшиеся деньги тратим на улучшение материально-технической базы. И нам бы не хотелось, чтобы заработанные нами деньги расходовались после объединения на нужды других учреждений.


ДВЕ СИСТЕМЫ. - Мы работаем по сертификатам с 2016 года, - рассказывает зам. директора Людмила БУЛАТОВА. - 1 ребёнок может получить бесплатно только 1 услугу. Ведётся персонифицированный учёт детей по электронной системе «Эпос», где каждый родитель может отследить успеваемость и нагрузки своего ребёнка. Это очень удобно и честно. Но, как только ввели систему сертификатов, нам пришлось отказать в бесплатных занятиях детям, проживающим на территории Кунгурского муниципального района (Поповка, Плеханово, Филипповка и т.д.), так как в районных учреждениях дополнительного образования персонифицированного учёта ещё не введено. Там 1 ребёнок может одновременно заниматься в нескольких учреждениях дополнительного образования.

Разница в том, что, занимаясь по нескольким направлениям, ребёнок просто знакомится с той или иной сферой, проводит там своё свободное время, но не получает полноценное дополнительное образование. А у нас есть программы образования и до 10 лет, благодаря им, ребёнок, как правило уже определяет свою будущую профессию – связывает свою жизнь либо с вокалом, либо с хореографией, либо с робототехникой, либо с педагогикой…

Обе системы хороши, и обе имеют место быть и служить на пользу развития наших детей. Но не нужно их смешивать. Это как две колеи одной дороги. Однако мы столкнулись с тем, что в управлении образования Кунгурского округа этого не понимают, там просто не вникают в суть нашей работы.

- Я отправила в управление образования проект программы коллективной творческой игры, которая существует уже 30 лет. И все педагоги в городе знают её, - с горечью рассказывает Наталья Михайловна Сибирякова. - Ждала утверждённое Положение два месяца, и уже надо начинать проводить игру, а Положение не подписано. Разослала проект Положения по школам, и спрашиваю: будете участвовать без финансов, грамоты подпишем на листочках?.. Лагеря всех школ согласились. Я была в Перми на Летних чтениях, и представляла эту программу города, как инновационную. Сказали ни в одном городе такого нет, чтобы все площадки были объединены одной игрой, с одной темой. А в нашем управлении образования её как будто не заметили.


«ЗДАНИЕ НЕ ОТДАДИМ!» - Нам сказали, что при объединении пострадает только административно-управленческий аппарат. Коллектив останется. И дети останутся. А здание в центре города? Это же такой лакомый кусочек, если учесть последнее высказывание главы города о намерениях реконструировать набережную Сылвы под кунгурский арбат именно на этом участке, - анализирует Наталья Васильевна. - Но мы заявляем твёрдо – здание не отдадим! И в нашу поддержку выступают даже не сотни – тысячи кунгуряков, охотно подписавших нашу Петицию, направленную губернатору Пермского края и Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

Более удобного места расположения для Дома детского творчества в Кунгуре трудно найти – оно находится в самом центре города. И если нас надумают переселить в какое-то другое, то многим детям это будет неудобно. Поэтому будем стоять до последнего.


РОДИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР. Известие о слиянии трёх учреждений привело в некоторое замешательство и родителей, дети которых занимаются в ДДТ «Дар».

- Я вожу своего ребёнка на занятия вокалом с 5 лет. Уже есть успехи, но главное есть желание – он всегда бежит на занятия с удовольствием, очень любит своего педагога, - говорит Ольга МОЛЧАНОВА. – И нас, родителей, очень беспокоит, что в новом учреждении учителей будут заставлять выполнять планы по охвату, а на наших детей, которые настроены на занятия, не будет хватать времени. И если педагог уйдёт после объединения, то мы пойдём за ним.

- Я не понимаю, как за счёт объединения учреждений можно увеличить охват детей, - признаётся педагог по вокалу Елена РОМАШОВА. - У нас разве дети прибавятся? Если я взяла 80 детей, то я хоть тресни больше не смогу. Одно-двухлетнее обучение – это несерьёзно, ребёнок только познакомится с предметом, но не изучит его. У нас и без того уровень подготовки, по сравнению с пермским, оставляет желать лучшего.

А нельзя ли увеличить охват детей за счёт увеличения числа учреждений дополнительного образования? Или те же детские Школы искусств учитывать при вычислении охвата? Кружки при домах культуры?..


НУЖЕН ЛИ ГОРОДУ НАШ ПОРОХ? Коллектив ДДТ «Дар» высокопрофессиональный и стабильный, многие проработали здесь по 20-25 лет, и ещё готовы нести детям свои знания и опыт.

- Но вот вопрос: нужен ли городу наш порох? – вопрошает педагог-хореограф Наталия ГРИБОВА. – Если они не интересуются системой нашей работы, нашими успехами и достижениями, не слышат наши просьбы оставить нас обособленным структурным подразделением и наши предложения по повышению эффективности системы дополнительного образования. …А в ответ на нашу Петицию глава города подписал-таки постановление об объединении.

  

Полноправные партнёры

Светлана Владимировна КАДЯЕВА, директор МАУДО «ЦДОД»:

- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» Кунгурского муниципального района - открытое образовательное пространство, основанное на свободе выбора ребенком направлений и современных видов дополнительного образования. Система работы Центра ориентирована на создание ситуации успеха для каждого ребенка, его саморазвитие, самоопределение и успешную адаптацию к жизни в современном обществе.

МАУ ДО «Центр дополнительного образования детей» создает обеспечивает общедоступность дополнительного образования для различных категорий обучающихся: одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время в Центре обучаются 4891 ребенок.  

Уникальность учреждения заключается в том, что оно имеет сложную территориальную структуру. Детские объединения работают на базе общеобразовательных организаций района по дополнительным программам: художественной, технической, спортивной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной, естественно-научной направленности. Это программы нового поколения, направленные на развитие творческой активности школьников, компетенций, умения решать задачи различной степени сложности в разных сферах жизнедеятельности.

В учреждении делается ставка на высокотехнологичную материально-техническую базу. В 2007 году создан детский районный туристско-краеведческий комплекс «Каширино», который ежегодно посещают дети и подростки Пермского края. Для них проводятся туристические слеты, семейные походы выходного дня, сплавы и соревнования. В 2018 году на территории комплекса открыт парк активного семейного отдыха «На семи ветрах».

В Центре - оранжерея круглогодичного использования, питомник декоративных культур, сад-лаборатория ландшафтного дизайна способствуют организации исследовательской деятельности школьников. Наличие живого уголка предоставляет возможность детям на практике наблюдать и ухаживать за его питомцами.

В учреждении работает высокопрофессиональная команда творческих, образованных педагогов. Они открыты ко всему новому, знают детскую психологию и мастерски обучают своему виду деятельности. За последние годы 17 педагогов дополнительного образования стали призерами и победителями конкурсов различного уровня профессионального мастерства.

Виктор Иванович Габов, педагог дополнительного образования - призёр краевого конкурса «Учитель года -2019» и призёр Всероссийского очного конкурса сотрудников дополнительного образования «Сердце отдаю детям-2019». Ираида Геннадьевна Борисова - победитель краевого этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2020».

Более 20 лет педагогический коллектив успешно работает с детьми и подростками. В результате дети становятся лауреатами и дипломантами фестивалей, конкурсов, олимпиад регионального, всероссийского и международного уровней. Ежегодно обучающиеся Центра награждаются знаком отличия «Гордость Пермского края».

Наш детский театр моды «Ультра- BAMBINI», руководитель Дружинина Е. И., - лауреат краевых конкурсов детской и молодёжной моды «Мир детской моды», открытого фестиваля детской и молодёжной моды «Ренессанс–юниор», краевого фестиваля-конкурса детских и молодёжных театров моды «Апрельский подиум», «Дарования Прикамья». Краевой этно-фестиваль «Девы Пармы», Международных конкурсов экологической моды «Эко-бум» и фестиваля-конкурса творчества детей и молодёжи «Пермский транзит». Коллективу присвоен статус «Детский образцовый коллектив».

Дизайн-студия «Рыжий кот», педагог Олейник Е. Н., ежегодно является победителем и призёром краевых детских творческих конкурсов «Дарования Прикамья», краевой выставки конкурса «Рисуем на шарах», «Арт-город», «Весенняя палитра».

Украшением всех муниципальных мероприятий является хореографический коллектив «Авангард», педагог Деревянных А. А., и детское объединение Барабанщики, педагог Катаева Д.Г.

В Центре работает очно-заочная школа по краеведению «Истоки», которая объединяет педагогов и детей. Ребята изучают историю своего края, выполняют творческие исследовательские задания. На очных сессиях проводят вечёрки, мастер-классы по возрождению старинных обрядов, оформляют выставки, проводят экскурсии.

Обучающиеся представляют свои исследовательские работы на конкурсах различного уровня. Мичкова Оксана, детское объединение «Юный исследователь-краевед», - лауреат краевых конкурсов «Корнями дерево сильно», «Отечество» и всероссийского конкурса «Отечество», «Литературная Россия». Оксана является обладателем премии Президента РФ в поддержку талантливой молодёжи.

Обучающиеся детского объединения «Туристы – проводники» вместе со своим руководителем Сорокиным Д.Б. открыли новую пещеру, которую назвали Личердинской в память об исчезнувшей деревне Личердята. Это событие привлекло внимание ученых-спелеологов не только Пермского края, но и всего мира. На базе Центра активно работают природоохранные отряды. Дети организуют акции, реализуют социальные проекты, привлекают внимание жителей сельских поселений к экологическим проблемам.

Тематика и глубина исследований обучающихся Центра, которые проводятся при кураторстве учёных пермских вузов, зачастую просто удивляют («Исследователь окружающей среды», педагоги Борисова И.Г., Пушкарева Т.Б., «Юный растениевод-исследователь», педагоги Уткина Т.С., Ширинкина О.А., Посохина Т.В.). Дети проводят исследования экологического состояния окружающей среды, основанными на научных методиках. Становятся лауреатами краевых и федеральных конкурсов творческих и исследовательских работ. А самое главное, что результаты своей работы они успешно представляют не только жителям края, но и всей России.

Мультстудия «Flash», педагог Коголь М. С., - победитель краевых конкурсов «Юные Дарования Прикамья», открытого фестиваля детского кино и видео творчества «Кино снимаем сами», дипломанты Всероссийского конкурса «Моё Отечество».

Также у нас работают современные детские объединения технической направленности: «Робототехника», «Авиа и судомоделирование», «Конструирование».

Клуб знатоков «ЭРОН», руководитель Катаева Д.Г., ежегодно проводит интеллектуальные игры для детских и юношеских команд.

Для создания комфортных условий обучения детей педагогический коллектив во главе с директором ежегодно принимает участие в конкурсах социальных и культурных проектов различного уровня. На протяжении многих лет проекты Центра поддерживают Министерство образования и науки Пермского края, Министерство спорта Российской Федерации, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» г. Москва, ПАО «ЛУКОЙЛ» в Пермском крае, Удмуртской республике и республике Башкортостан, администрация Кунгурского муниципального округа. За 14 лет были успешно реализованы 6 муниципальных, 15 региональных и 3 федеральных проекта.

В Центре осуществляется комплексный подход к воспитанию школьников за счёт проведения разноплановых мероприятий. Районный конкурс детского творчества «Восхождение к искусству» открывает детские таланты в хореографическом, вокальном, театральном мастерстве. Фестиваль детского народного творчества «Каширинские зори» ежегодно объединяет более 300 человек со всего Пермского края. Экологический марафон «Зеленый поезд» привлекает внимание детей и взрослых к проблемам экологии и способствует решению экологических проблем в районе. Включает экологические мероприятия: конкурс пришкольных территорий «Зеленое ожерелье», интеллектуальные игры, заочный интеллектуальный конкурс «Живая природа», конкурс природоохранных отрядов, конкурс юных ландшафтных дизайнеров и аранжировщиков.

В каникулярное время Центр дополнительного образования детей продолжает работать и предлагает школьникам района разнообразные формы активного отдыха: учебно-тренировочный водный поход «Турист», сплавная краеведческая экспедиция «Заповедные места» и др. Такие формы отдыха удовлетворяют возрастные потребности детей к романтике, приключениям, возможности испытать свои силы и способствуют социализации детей. Участие в любом событии добровольное: обучающийся может выбрать только те, что ему интересны.

Сегодня Центр дополнительного образования детей – это крупное современное учреждение дополнительного образования, полноправный партнёр и часть общей системы непрерывного образования Кунгурского муниципального округа.

 

 Время покажет


Андрей Анатольевич ШЕСТАКОВ, директор Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» (МАУДО «ДДЮТиЭ»):

- Известие об объединении трёх учреждений было для нас неожиданно. В мае на совещании директоров допобразования в вопросе «Разное» эта идея прозвучала от зам. начальника Управления образования Кунгурского муниципального округа. Более подробной информации, что и как будет, не появлялось до тех пор, пока не пришло по электронной почте постановление, подписанное главой, из которого мы узнали, что должно всё произойти к 1 ноября 2021 года.

У административно-управленческого аппарата беспокойство, на мой взгляд, от неизвестности. Со мной непосредственно, например, никто не разговаривал, механизм объединения не объяснили. Предложат не предложат какую-то работу в новой структуре, непонятно.

Наше учреждение на сегодня в основном занимается туризмом, продолжая тематику того, как создавалось в 90-е годы скаутским центром. Сейчас много внимания туризму, занятиям в природной среде уделяется в правительстве. У нас большая часть направлена на туристско-краеведческое воспитание, есть так же художественное и техническое направления.

Коллектив сотрудников не очень большой – 20 человек, но работоспособный, с большой нагрузкой на педагогов. На 1 сентября 2020 года у нас занималось 800 детей.

Считаю, что при объединении учреждений охват детей дополнительным образованием вряд ли вырастет. Потому что кому интересно, те и спортом, и музыкой, и туризмом занимаются, а кому никак, ему хоть 10 сертификатов дай они будут не востребованы.

Увеличение материальной базы за счёт Каширино, конечно здорово, и автотранспорт свой тоже неплохо, но самое главное, чтобы педагог был с призванием. Это ведь не школа. Тут другое действует – если педагог детям понравится и за ним потянутся, значит всё получится.

У меня вообще раньше была такая задумка, чтобы на базе Дома туризма охватить этой направленностью все школы. Маршрутно-квалификационную комиссию создать, чтобы дети ходили в походы. Потом слёты проводить. Но пандемия помешала озвучить эти планы в прошлом году. Хотя у нас педагоги уже в Челябинск съездили, там развито именно такое объединение. Время покажет, что будет. Чего будет больше – плюсов или минусов. Пример объединения учебных заведений в «Кунгурский центр образования №1» за 10 лет своего существования показал больше минусов.

Управлять объединённым учреждением будет гораздо сложнее, особенно тому, кто не работал в руководящей должности. Но, возможно, в Управлении образования уже всё просчитано, может чей-то опыт изучили и хотят применить у нас. В допобразовании дети, что называется, голосуют ногами. И если объединённая структура вызовет у них интерес, то всё это сделано не напрасно. А если только цифры отчётов поменяются, то повторим опыт КЦО. Будем ждать результат.

 


Вадим ЛЫСАНОВ, глава г. Кунгура – глава администрации г. Кунгура:

«Не судите раньше времени»

- С 2014 года в бюджетных сферах ведётся плановая реорганизация юридических лиц путём присоединения. Выполнена дорожная карта по детсадам, школам, библиотекам. Сейчас наступила очередь оптимизации системы дополнительного образования. Но реорганизация юридического лица не предполагает ликвидацию учреждения с его коллективом и функционалом. При объединении трёх учреждений дополнительного образования в Кунгурском муниципальном округе в одно, грубо говоря, пострадает только административно-управленческий персонал.

Я всегда ратовал за дополнительное образование. Даже когда была политика отнесения дополнительного образования на второстепенный план, мы вкладывали в допобразование деньги, укрепляя материальную базу и закрепляя профессиональные кадры.

Дополнительное образование, на мой взгляд, должно охватывать не 80, как ставит задачу Президент Российской Федерации, а все 100 процентов учащихся наших школ. Это, во-первых, занятость школьников во внеучебное время, сокращение безнадзорности и пустого времяпрепровождения. Во-вторых, это ненавязчивая профориентация – ребёнок уже в школе может понять в агрономы ему идти или в музыканты.

В связи со всем вышесказанным разговоры о закрытии ДДТ «Дар» абсолютно беспочвенны. Данное учреждение потеряет только статус юридического лица, но оно будет структурным подразделением вновь образованного юрлица. А сам «Дар» как был, так и будет работать. С тем же коллективом, с теми же задачами. Плюсом у детей и педагогов появятся дополнительные возможности пользоваться материально-технической базой объединённого учреждения, выезжать на мероприятия и концерты, поскольку будет свой автобус, принимать у себя детей, проживающих в сельской местности. А ещё один большой плюс всех объединений – возможность участвовать в крупных проектах, конкурсах и грантах. Кунгур и Кунгурский район объединились и, благодаря этому, смогли войти в федеральную программу «Чистая вода», например.

Что касается вопроса, кто в объединённом учреждении будет главным, Центр дополнительного образования детей, Дом детско-юношеского туризма и экскурсий или ДДТ «Дар». Я всегда говорю, что мы не стоим на месте – может время повернётся так, что расклад внутри вновь образованного юрлица установится так, что кто-то из них проявит себя как лидер, выдвинет и реализует какую-то идею, продемонстрирует уровень своего профессионализма, и это подразделение станет основным.             

Финансирование дополнительного образования в основном ложится на местный бюджет. И, конечно, те подразделения, которые могут зарабатывать при помощи платных услуг, имеют приоритет и в расходовании денег. Эти вопросы решаются коллегиальными органами предприятий и учреждений. Поэтому не думаю, что за счёт «Дара» будут латать дыры, например, того же Дома детского туризма. Все их доходы должны быть потрачены на их подразделение.

Идея о продаже здания, в котором сейчас размещается ДДТ «Дар»,- это надуманная история. Мы сегодня ищем деньги для создания облика купеческого города. Это здание - памятник архитектуры, оно находится в идеальном состоянии, в центре города. Какой смысл нам его кому-то продавать? Предполагаемое строительство набережной Сылвы исторических зданий не коснётся. Они впишутся в общую концепцию как нельзя лучше, и только будут ремонтироваться и приводиться в порядок. Тем более, что губернатор проект набережной поддержал, несмотря на то, что он высокозатратный. Но это будет способствовать туристической привлекательности нашего округа и региона в целом.

Ещё раз хочу подчеркнуть, ни о каком закрытии ДДТ «Дар» как объекта дополнительного образования речи нет. Как педагоги работали, так и будут работать, дети как занимались, так и будут заниматься. Детские сады в своё время тоже сопротивлялись реорганизации, но сегодня они поняли, что эффект налицо - адаптация детей дошкольного возраста к школе теперь гораздо лучше выстроена. И материальных забот у заведующих детсадами стало гораздо меньше. А единая политика управления выстроена более чётко.

 

 

 Подготовила Марина ШАМУРИНА

 

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий