Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Имена Российской Империи: От набожности – к благотворительности

 Или о роли православия в жизни провинциального купечества

СВЕЧА ПЕРЕД ИКОНОЙ. На город Кунгур, что недалеко от Перми, тихо опустилась ночь. Один за другим погасли огни в домах, и только окно купца Алексея Семёновича Губкина по-прежнему освещалось слабым, колышущимся светом. Это теплилась свеча перед иконами, а сам купец, стоя на коленях, горячо молился. «Господи! Начинаю новое дело. И буду с каждого заработанного рубля жертвовать на богоугодные дела и помогать бедным!»  - обещал он.

Знакомые торговцы из Китая и раньше не раз предлагали Губкину заняться чайным делом. А он всё сомневался, боялся рисковать, пока цены на кожевенную продукцию вдруг резко и неумолимо не пошли вниз. И вот, закупив ароматного товара почти на всю выручку, он приехал домой в решимости открыть новое дело. Семья его энтузиазма не поддержала, братья уговаривали поскорее сбыть купленное и вернуться к привычному занятию. Но Алексей был непреклонен. Отделившись, он открыл новое - чайное - дело.

Он построил целую чайную фабрику, на которой «веники» обрабатывались со строгим соблюдением сортовых норм, чтобы стать отборным, душистым, а главное, недорогим «губкинским» чаем. Вскоре производство стало одним из крупнейших в России. Именно благодаря Алексею Губкину чай перестал быть исключительно элитным, дорогостоящим напитком, и оказался по карману даже беднякам. К тому же, фабрика обеспечила постоянной работой и приличными зарплатами несколько тысяч кунгурцев.

Не забыл Алексей Семёнович и своего главного обещания. В 1878 году он открыл в Кунгуре Дом призрения для бедных детей. Исключительно на средства Губкина было построено каменное трехэтажное здание приюта. 600 тысяч рублей «чайный король» внёс в казну приюта наличными, 230 тысяч положил на открытый им счёт благотворительного учреждения в банке. В приюте обучались и воспитывались девочки – дочери неимущих родителей. Здесь они получали начальное образование и трудовые навыки, а самые способные ученицы имели возможность продолжить учебу в Кунгурской женской гимназии.  На каждую воспитанницу был открыт личный счёт, которым она могла воспользоваться, выходя замуж, или покидая приют по достижении совершеннолетия.

Миллион рублей пожертвовал Алексей Семёнович на устроение Кунгурского технического училища. Оно стало первым средним специальным образовательным учреждением на Урале, и вошло в пятерку лучших технических училищ России, которым покровительствовал сам император Александр Третий.

Бессчётными были щедрые пожертвования Алексея Губкина кунгурским храмам. Он материально поддерживал все действующие православные церкви города, и принимал участие в возведении новых.

Над местом упокоения Алексея Семёновича тоже стоит церковь - Свято-Никольский храм, который благодарные потомки построили в память о щедром благотворителе и верующем человеке, всю жизнь исполнявшем главный христианский долг – долг помощи ближнему.

Источник: radiovera.ru

ТРАДИЦИИ В ЖИЗНИ КУПЕЧЕСТВА. Характер внутрисемейных отношений в дореволюционной России регулировался законом. В соответствии с российским законодательством, женщина находилась в зависимом от мужчины положении. При выходе замуж она принимала звание и сословное положение мужа. Жена была обязана «повиноваться мужу своему как главе семейства», «пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании», оказывать ему «всякое угождение и привязанность аки хозяйка».

Глава семьи ведал всеми торговыми делами, выбирал гильдейские свидетельства, отвечал перед государством за выполнение повинностей и выплату податей. Он, таким образом, являлся не только добытчиком средств к существованию, но и посредником между семьей и государством, «своего рода гарантом принадлежности остальных членов семьи к купеческому сословию».

Главной обязанностью жены в семье была организация семейного быта, в то время как мужчина был главой семьи, хозяином всего движимого и недвижимого имущества, руководителем торговых операций. При этом зависимость жены от мужа увеличивалась ещё и тем, что мужья обычно были значительно старше своих жён.

Зависимому положению женщины во многом также способствовало признание единственной формы брака - церковного, а по нему жена была обязана всюду следовать за своим мужем, и могла быть по суду принуждена сделать это. Жена могла получить паспорт только с разрешения мужа. Нарушение супружеской верности могло повлечь тюремное заключение.

Большую роль в быту купеческой семьи играло участие в религиозных обрядах: посещение церкви, приём священника, который делал обход прихода раза 4 в год, крестные ходы, крещение детей и т.д. Каждое воскресенье ходили к заутрене или к обедне. В церкви богатые обычно стояли впереди, при этом сначала женщины, а мужчины за ними. Многие современники отмечали большую религиозность купечества. Так Щукин писал: «Во многих видна набожность, состоящая в частом хождении в церковь, ставлении свеч перед образами и земных поклонах. Некоторые из купцов построили на свой счёт церкви, сделали в них богатые вклады и вообще радят о церковном благолепии; но о добрых делах они толкуют по-своему. Первым добрым делом считают соблюдение постов, в строгом смысле неедения скоромного; воздержание же, по их мнению, дело другое».

Показательным для отношения горожан к церкви является практика приёма причта в дни важнейших религиозных праздников. Обходы домов приходским духовенством имели давнюю традицию. Посещение домов прихожан в дни религиозных торжеств сопровождались угощением и денежным подношением, составлявших в богатых купеческих домах уездных городов в середине XIX в. 5 руб. серебром.

Крестные ходы, празднование важнейших праздников были крупными событиями в жизни горожан. Один из современников, Иван Калашников отмечал, что «всякая духовная процессия была торжеством целого города. Дух религиозности проникал равно во все сердца». Купцы и их семьи были активными участниками всех религиозных церемоний. Во время крестных ходов купечество города занимало почётное место сразу же за чиновниками.

К празднику Пасхи готовились «богатый как хочет, а бедный как сможет», но повсеместно пекли куличи, красили яйца, делали сыры. В богатых домах шили для всего семейства обновки. Святую неделю проводили в кругу родных и знакомых. В купеческих домах традицией было посылать в это время провизию в остроги и богадельни.

Однако необходимо отметить, что у купечества в пасхальные праздники было принято делать учёт товарам, подсчитывать баланс торговли и для «торгового сословия, особенно у такого, у которого большой запас товаров, этот праздник - страдная пора».

Купечество в 60-90-х гг. XIX века постепенно отходило от народных традиций и обычаев, вырабатывало свои ценностные ориентации, нормы поведения и образ жизни. В начале XX века, в связи с ускорением социально- экономических процессов в стране, происходит уже размывание прежних сословных границ и сословных ценностей.

ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ Кунгурского купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома.

Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы. Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.

 ПЕРВЫЙ КАМЕННЫЙ храм, построенный в Кунгуре в 1700 году - Благовещенский собор. Он был построен на сумму, собранную по приказанию бывшего тогда воеводы с жителей Кунгурского уезда, которые должны были платить на постройку (по рассказам старожилов) по 25 копеек с души. Однако, в середине 19 века храму потребовалось существенное «поновление». И вот здесь уже активно включилось купечество.

В 1862 году обновление храма было готово: стены украшены живописью, иконостас поставлен новый. «Иконы для иконостаса, кроме четырех местных старинных икон, писаны в Москве известным художником Черновым. Из них особенно выдаются: в нижнем ярусе икона препод. Сергия и за клиросами: Алексия Божия Человека и Великомученицы Татьяны. Из прихожан собора более всех послужил своим усердием и радением к украшению собора Алексей Семенович Губкин; его усердием построен иконостатс с иконами, стоящий более 10 тыс. рублей» (пишет в своей книге «Боль души» Е. Д. Золотов – авт.). «В 1867 году икона «Вход Ииисуса Христа в Иерусалим» усердием коммерции советника -  Алексея Семёновича Губкина украшена сребропозлащённой ризой 84 пробы – высокой художественной работы, стоимостью 1500 рублей». «Медное паникадило с двумя ставами свеч и 24 свешниками, стоящее 1500 р. с., пожертвовано купцом Яковом Семеновичем Губкиным в 1862 году». «Шпиль на колокольне конусообразный, обит английским белым железом. Крест на колокольне осьмиконечный, железный, обитый медью; шар под крестом листовой меди; крест и шар вызолочены чрез огонь. На позолотку креста и шара Алексеем Сем. Губкиным было пожертвовано 1000 р. с.».

НЕ МИРСКИЕ ВЫГОДЫ, НО ХРИСТИАНСКИЕ. Храм во имя Скорбящей Божией Матери начал строиться в 1851 году. На «постройку храма пожертвован капитал кунгурским 1-й гильдии купцом и почётным гражданином Павлом Егоровым Кузнецовым по религиозному его чувству для цели священной, так что жители, пользуясь близостью храма могут чаще посещать оный, укрепляясь верою, возносить молитвы к Господу Богу, к выполнению чего обязывают не мирские выгоды, но христианские попечения».

«В 1844 году «в изъявление благодарности при спасении города Кунгура от пожаров, бывших в 1842 году», на Благовещенском соборе был сооружен большой благовестный колокол весом 1025 пудов. Сбор на сооружение колокола производил по всему городу сам протоиерей Луканин».

Все храмы Кунгура строились и содержались в основном на пожертвования купцов. Тихвинская церковь была устроена на пожертвования разных лиц, а главное воеводы Юрия Афанасьевича Матюнина. Купец Егор Юхнев устроил при Тихвинской церкви богадельню для мужчин, а сын его Василий впоследствии внёс в казну сумму на устройство при этой церкви училища. «В 1882-1884 годах Тихвинская церковь перестраивалась на пожертвования следующих лиц: Алексея Семёновича Губкина, Осипа Титыча Ковалёва жены Александры Стефановны, Николая Михайловича Столбова жены Феклы Стефановны и Анны Стефановны Губкиной». «Колокольня тихвинской церкви возвышается на 28 сажен и небедна колоколами; благовестный колокол свыше 700 пудов пожертвован кунгурским купцом Яковом Семёновичем Губкиным».

В строительство Успенской церкви в 1866 году вступил «ревностный и энергичный кунгурский 1-й гильдии купец Михаил И. Грибушин». «На церковную утварь и облачения, которыми Успенская церковь весьма богата, много пожертвований поступало от Турицына, Кузнецова, Расова, Хлебниковых, Юхневых, Зыряновых". САМОЙ БЕДНОЙ В ГОРОДЕ была Предтеченская церковь, приписанная к Благовещенскому собору и до 1835 года не имевшая своего прихода. Но с появлением священника о. Михаила Холмогорова и церковного старосты купца Ивана Ивановича Рязанова и у этой церкви появились жертвователи. «Более крупные пожертвования на устройство храма поступили от следующих лиц: стат. сов. Алексея Семён. Губкина, Петра Васильева Васильева, Степана Ив. Сибирякова, Егора Семен. Зырянова, бывшего старосты Феодора Димитр. Коробкова и Елизаветы Мухлыгиной».

Позднее, когда при Иоанно-Предтеченском храме был создан женский монастырь почётный гражданин Кунгура, действительный статский советник, купец 1-й гильдии Алексей Семёнович Губкин продолжил благотворительствовать монастырю.   

«Третий корпус монастыря, идущий от второго на 12 саженей, был построен в 1869 году Алексеем Сем. Губкиным под приют для помещения девочек-сирот кунгурских граждан. В 1883 году в нижнем этаже этого корпуса устроено свечное заведение».

«Всех колоколов при монастыре 6; самый большой – 48 п. 31 ф. – пожертвован Стефаном Никандровым Чуватовым, а остальные пять колоколов – все весом 33 п. 13 ф. пожертвованы Алексеем Сем. Губкиным».

ХРАМ – ПАМЯТНИК. Несмотря на то, что в последние годы своей жизни Алексей Семёнович Губкин жил в Москве, где развернул торговлю чаем, он завещал похоронить себя в Кунгуре при Иоанно-Предтеченской церкви, рядом с захоронениями жены и младшей дочери Елизаветы. Что и было исполнено.

Через 10 лет «Кунгурский почетный гражданин Александр Григорьевич Кузнецов изъявил желание на могиле своего деда, Алексея Сем. Губкина, устроить храм. Но так как могила Алек. С. близко примыкала к алтарю, то необходимо было церковь разобрать и уже тогда строить новую».

В 1894 году, по плану, составленному архитектором Турчевичем, пятикупольный храм в три придела начали строить. Могилы Алексея Губкина, его жены Татьяны и дочери Елизаветы оказались как раз под алтарём Иоанно-Предтеченского храма, чаще называемого в народе Свято-Никольским. Где находятся и сейчас.

 

Марина ШАМУРИНА

По материалам: cyberleninka.ru, www.istmira.com, Е. Д. Золотов «Боль души» (Избранное: Сборник статей), 2002 г.

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий