Успех по-Кунгурски
Как молодой купец стал чайным императором России?
Мимо этого памятника в сквере Кунгурского краеведческого музея каждый день проходят сотни людей. Для кого-то он стал привычным, своим, родным. Для большинства кунгуряков Губкин Алексей Семёнович в представлении не нуждается. Многие знают, что это был купец, достаточно обеспеченный, по меркам своего времени. Что занимался чаеторговлей. Знают также, что был благотворителем и имя его связано со многими значимыми архитектурными объектами Кунгура. И всё, в основном, знания об уникальной личности у большинства людей на этом заканчиваются. А ведь жизнь и деяния кунгурского купца, его предприимчивость и тот факт, что он, будучи выходцем из народа, смог стать одним из состоятельнейших людей своего времени достойна внимания.
ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ. Первое упоминание о роде Губкиных в Кунгуре датируется 1719 годом. Из переписной книги узнаем, что некий «Карп Петров сын Губкин» 30-ти лет отроду является подворником (постояльцем, работником, батраком) в хозяйстве «Авраама Карпова сына Бушуева».
Отсюда можно понять, что предок Алексея Семёновича был из крестьян. Возможно, в начале XVIII века он переселился в Кунгур и жил постояльцем, а возможно или работником у местного крестьянина. Однако, спустя всего четыре года К.П. Губкин фигурирует в другой «именной переписи мужеского полу полковника Солнцева-Засекина» уже в роли кунгурского купца. По всей видимости Карп Петрович был предприимчивым человеком – он и положил начало целой династии предпринимателей.
СРЕДНИЙ СЫН. Спустя сто лет после того, как предок Губкиных появился на кунгурской земле родился тот, кто увековечит фамилию уже в масштабах Российской Империи. Алексей Семёнович Губкин был средним из трех сыновей Семёна Карповича Губкина. Родился он 14 марта 1816 года. Будущий магнат получил домашнее образование и унаследовал от родителей любовь к труду и предприимчивость.
С отцом и братьями А.С. Губкин занимался доставкой мануфактурных товаров в Сибирь, но в 1840 году в возрасте 24 лет он решил отделиться от семейного дела. Получил 10 000 рублей стартового капитала и сделал то, чем удивил современников. Губкин вложил средства в торговлю чаем.
НЕВЫГОДНОЕ ДЕЛО. В те годы торговля таким товаром считалась крайне невыгодной. Цена была высокой, продукт не имел широкого потребителя. Причин для баснословных цен на него было много. Товар был заграничным, доставка требовала значительных расходов, помимо этого «импорт» облагался пошлиной, а китайцы, предпочитавшие меновую торговлю, совершали обмен на мануфактурные товары у русских купцов. Это обходилось меньшей выгодой для последних. Но, с другой стороны, в 30-40 годы в Российской Империи происходили экономические перемены, которые сказывались на стоимости мануфактурных товаров – цена на них на внутреннем рынке начала падать. Алексей Семёнович веяния времени явно чувствовал.
ДО КЯХТЫ И ОБРАТНО. Все средства молодой купец вложил в мануфактурные товары, кожи и снаряжение гужевых возов. Приказчиков у него на тот момент не было, и он сам отправился в дорогу. Преимуществом было знание дороги в Забайкалье, места эти Алексей Губкин проходил вместе с братьями и отцом. И тем не менее путь был неблизким и достаточно опасным. Сегодня путь от Кунгура до Кяхты (республика Бурятия) составляет порядка 4361 км. Несложно представить, насколько длительным был путь в первой половине XIX века.
Добравшись до Кяхты, которая на момент описываемых событий стала местом торговли между китайскими и российскими купцами, кунгуряк достаточно выгодно обменял свои товары на чай. Следует пояснить, что в те времена товарный чай представлял собой сбитые в большие тюки, едва просохшие листья, без какой-либо сортировки. Впереди был обратный путь. Товар на лошадях через всю Сибирь повезли на Ирбитскую ярмарку.
ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН. Авантюра, не принятая домашними и высмеянная окружением, оказалась успешной. Окупив затраты, купец начал снаряжать обозы ежегодно. Успех кунгурского купца стал для многих примером и в Кяхту потянулись другие предприимчивые люди. В торговле чаем появилась конкуренция, нужно было срочно и прочно занимать своё место в этом деле. Губкин упорядочивает цены на сорта чая и принимает революционное решение в торговле в ту пору – начинает продавать чай на развес. Сначала это вызвало возмущение у торговцев фактурами (большими партиями), но постепенно им пришлось уступить. Вскоре цены на чай снизились и началась здоровая конкуренция.
Детальное изучение сортов, способов доставки и упаковки, смелые решения для того, чтобы дать возможность приобретать качественный товар по наименьшей цене. В рамках империи Губкин стал тем, кто упорядочил торговлю чаем и привёл её в наиболее цивилизованный вид.
СДЕЛАТЬ ЧАЙ БЛИЖЕ. Следующим шагом стало приближение точек оптовой торговли к покупателям. Губкин начал торговать оптом не только на двух ярмарках (Ирбитской и Нижегородской), но и просто в крупных городах с оптовых складов. Далее перешли к развешиванию чая в упаковки для розничной продажи, что очень удобно было для владельцев магазинов. Доверие к губкинскому чаю у покупателей росло, беря фирменные пакетики и коробочки люди были уверены в товаре.
Развитие чайного дела повлекло за собой и развитие смежных отраслей - производства самоваров, чайной посуды, кондитерских изделий. Налоги, получаемые государством с продажи чая, составляли от 20 до 25% всех доходов бюджета Российской Империи. Это сравнимо с тем, что сейчас страна получает от продажи нефти! К 1880-м годовой оборот империи Губкина составлял по тем времена астрономическую сумму - 6 миллионов рублей.
КАК ЕЩЁ СНИЗИТЬ ЦЕНУ. Для увеличения оборотов чай надо было делать более массовым продуктом. Для того, чтобы контролировать весь процесс и исключить посредников, кунгурский купец принимает решение обосноваться непосредственно на китайском рынке. Когда фирма уже крепко стоит на ногах А.С. Губкин становится владельцем нескольких плантаций в Поднебесной. Со временем помимо доставки по суше, фирма осваивает доставку морем, через Одессу. А это позволяет сэкономить на доставке, что ведёт вновь к снижению цены, делая чай более доступным для россиян.
«ГУБКИНСКАЯ» РАСЦЕНКА. Завоевав таким образом рынок, Губкин стал законодателем цен на нём. Пока не оглашалась сезонная «Губкинская» расценка, другие сделки не заключались. Цивилизованность рынка, снижение цен на некогда богемный напиток привело к широкой популяризации чая, а вместе с этим резко возросли и объёмы его потребления. Не пожадничав в начале пути, Губкин сполна получил дивиденды от своей политики. Принцип «дать потребителю лучший чай по дешевейшей цене» возымел свои результаты.
ЧАЙНАЯ СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Несмотря на возраставший масштаб своего чайного дела Алексей Семёнович не торопился покидать родной город Кунгур, и менять привычный быт на столичную жизнь не спешил. И причиной тому была не только любовь к своей малой родине, но и тот факт, что Кунгур для Губкина был центром его собственной чайной империи - до любого конца которой не надо было ехать через всю страну, так как фактически, Кунгур находился в центре между Китаем и Англией.
Подготовил Леонид МАНОХИН
Источники: «Алексей Губкин и его наследники» Сергей МУШКАЛОВ
«Кунгур – чайная столица» Дмитрий САСИН
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий