Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Здесь ковали Победу

 Историк ПНИПУ рассказал о пермской промышленности в годы войны

Масштабный «переброс» заводов, технологий и значительной доли населения страны в период Великой Отечественной войны — одна из важнейших страниц истории СССР. Открытие архивов позволило понять, что восточная часть России стала опорой экономики победившего государства. Особенную роль в этом процессе сыграл Урал, куда было вывезено огромное количество промышленных предприятий. Город Молотов (ныне — Пермь) принял тысячи рабочих и инженеров, сотни учреждений и превратился в ключевой центр оборонной промышленности тех лет. Доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ, кандидат исторических наук Михаил Нечаев рассказал, как проходила эвакуация в условиях военного времени, каким образом было организовано производство на новом месте и какой неоценимый вклад внесли жители Перми в дело победы над врагом.

Авиационная промышленность

Одним из первых в Молотов прибыл Московский карбюраторный завод № 33. Еще в 1938 году в нашем городе развернулась стройка его спутника «№ 33 бис», призванного максимально приблизить производство дозаторов топлива к моторам. Запуск этого предприятия в 1940 году привел к созданию следующей системы: головное подразделение осваивало новое изделие, «обкатывало» его технологию, а затем передавало своему «дублеру» в Пермь. Вскоре здесь стартовал выпуск деталей для самолетов Як-1, ЛаГГ-3, Пе-2 и других. Они были критически важны для авиации — без них не летали бы истребители и бомбардировщики.

— К 1942 году на заводе работало почти шесть тысяч человек, большинство из них — эвакуированные москвичи. Также сюда была перевезена заводская медсанчасть, которая стало одной из лучших в городе, — рассказывает Михаил Нечаев, доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ, кандидат исторических наук.

Еще один важный объект, который разместили на этих же площадях — Харьковский самолетный завод № 135, где создавались истребители Як-1 и ЛаГГ-3, бомбардировщики Пе-2 и 103, а также штурмовики Ил-2.

За несколько недель количество прибывших на завод работников и членов их семей достигло 14 тысяч. Для граждан построили десять бараков и разместили в них более двух тысяч человек.

— Под жилье заводам № 135 и № 33 передавали «Летний театр парка культуры и отдыха завода им. Сталина», а также все подвальные помещения в его поселке. Фабрику-кухню, созданную по типу высокоразрядных ресторанов, превратили в эвакопункт. На двух ее этажах расположились сотни людей. Это были семьи эвакуированных харьковчан, днепропетровцев, ленинградцев, — добавляет Михаил Нечаев.

Из Ленинграда прибыл завод № 224 (позже № 470), выпускавший детали для авиации. Эшелон с оборудованием в 390 единиц сумели разместить на площадях Пермского авиационного техникума им. А. Д. Швецова. А из Днепропетровска к нам перебазировался завод № 462, производивший поршневые кольца для моторов. Эти предприятия помогли наладить бесперебойное снабжение фронта авиационной техникой.

 

Боеприпасы: «пороховая столица» страны
 

В Пермь эвакуировали шесть предприятий из Ленинградской, Московской, Ростовской, Ворошиловской (Луганской) и других областей.

В Молотове тогда располагались недостроенный завод № 98, предназначенный для производства нитроглицериновых порохов, и завод № 10 по изготовлению взрывателей для снарядов сухопутной и зенитной артиллерии и дистанционных трубок. На их базе расположились заводы: № 6 из Шлиссельбурга (производство дымного пороха); № 52 со станции Поповка (динамит и аммонит, безгазовый состав «МК»); № 100 из города Алексина (оборудование теплоэлекстроцентрали); № 101 из Каменск-Шахтинского (пироксилин и редкоземельные металлы) и другие.

— На базе этих предприятий был построен пороховой гигант, который увеличил производство продукции в 43 раза. Здесь производили ружейный, минный и другие виды пороха, без которого не стреляли бы ни винтовки, ни артиллерия, — рассказывает историк ПНИПУ.

Владимирский патефонный завод № 260, перепрофилированный под взрыватели для снарядов и мин, тоже переехал в Пермь, а Крюковский вагоноремонтный завод, эвакуированный из Украины, вместо вагонов начал делать авиабомбы ФАБ-100.

Химическая промышленность: от лекарств до зажигательных смесей

В Молотовскую область должны были переместить оборудование 18 химических предприятий, однако оборудование прибыло только из 11. Так, завод № 103 («Сорбент») принял эвакуированный завод № 395 из Электростали (Московская область) и наладил производство средств химической защиты, включая противогазы. Кроме этого, совместно с Институтом горного дела академии наук СССР он разработал технологию активации каменных углей. Это позволило обеспечить промышленность средством для извлечения йода из вод нефтяных скважин. На протяжении всей войны предприятие было единственным поставщиком высококачественного карбюризатора для авиационной индустрии.

— В Пермь также прибыло 110 вагонов химико-фармацевтического завода № 1, который ориентировался не только на выпуск готовых медикаментов, но и создавал новые препараты: цитрамон, таблетки витамина С и сухого йода, свинцовые примочки и другие, — говорит Михаил Нечаев, доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ, кандидат исторических наук

На Суперфосфатный завод № 90 (Кислотный) переместили цеха, насосную станцию, механические мастерские Рубежанского химического завода № 624. Здесь же расположились вальцы для котельных работ Славянского механического завода «Красный металлист», водородный цех Ленинградского завода «Метеоприбор» № 244 и серуглеродный цех Щелковского химзавода. Вместе с оборудованием в Молотов прибыло 800 рабочих, служащих и представителей инженерно-технического персонала. За полтора года на базе эвакуированных предприятий было создано 5 новых цехов.

— Завод № 90 из производителя фосфорных удобрений и кислоты превратился в поставщика средств борьбы с вражеской техникой: зарядил зажигательными смесями 82 миллиона мин, 122 миллиона снарядов, выпускал самовоспламеняющиеся фосфорные шарики, медицинский препарат «Стрептоцид», а в феврале 1943 года разработал новый состав зажигательной смеси, — поясняет Михаил Нечаев.

Из Крыма в Пермский край перевезли Сакский и Красноперекопский бромные заводы, на базе которых создали завод № 749 («Галоген»). Он производил бромистое железо — ключевой компонент для авиационного бензина.

Связь, транспорт и легкая промышленность

В Молотов был эвакуирован Ленинградский электромеханический завод № 8, который стал единственной фабрикой полевых телефонных аппаратов для фронта. За годы войны их было выпущено более 234 тысяч.

Мотовилихинский завод принял оборудование нескольких предприятий, включая московское «Динамо» им. С.М. Кирова, военную часть производства Московского автозавода имени И.В. Сталина, завод № 8 имени М.И. Калинина из Подмосковья (ныне черта города Королева) и литейно-механический завод им. Кагановича Народного комиссариата путей сообщения. Здесь был организован выпуск зенитных пушек.

До войны в Перми не было табачной фабрики — их привезли из Ленинграда и Одессы. За 1943 год было создано 8,7 млн штук папирос и 87 тонн махорки для солдат. Через год выпуск папирос достиг 88,1 млн штук, а в 1945 году — 89,2 млн. В 1944-м были построены квартиры для работников.

К товарам, производство которых было запущено в Молотове, Березниках и Соликамске в результате эвакуации, относились мыло, зубной порошок, столовые ложки, ножи, вилки, пуговицы, спички, конверты. В регион поступило около 200 трикотажных машин. Мебельные фабрики из Витебска и Бобруйска переключились на производство аэросаней НКЛ-16-41 — их использовали для транспортировки грузов и раненых.

Таким образом, Пермь в годы войны благодаря своему местоположению стала важнейшим транзитным и перевалочным центром эвакуации на восток, а также крупным логистическим хабом промышленно развитой Молотовской области.

— Сюда было перевезено 80% всех предприятий пороховой промышленности страны: наш город в это время стал «пороховой столицей» России. Все виды взрывателей и боеприпасы (инженерные, авиационные и ракетно-артиллерийские) в большей степени изготовлялись именно здесь. «Переброс» мощностей крупнейших заводов впоследствии дал мощный толчок развитию в городе легкой и пищевой промышленности, — отмечает Михаил Нечаев, доцент кафедры государственного управления и истории ПНИПУ, кандидат исторических наук.

 

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий