Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Красная, 15, тел. 8(34271) 2-38-05
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях



От телефона до танка

От телефона до танка
Победу ковали на трудовых фронтах Прикамья

Невозможно переоценить вклад в Победу таких прославленных коллективов, как моторостроительный завод им. И.В. Сталина, завоевавший 19 раз знамя ГКО во Всесоюзном социалистическом соревновании, Мотовилихинского машиностроительного завода им. В.М. Молотова, поставившего фронту почти 49 тыс. пушек, завода им. М.И. Калинина, являвшегося единственным предприятием в Наркомате авиационной промышленности, обеспечивающим топливной аппаратурой боевые самолеты. В короткий срок на заводе был организован выпуск этой продукции для истребителей, штурмовой и бомбардировочной авиации. За годы войны советская авиапромышленность дала фронту 136800 боевых самолетов, в том числе 61 тыс. истребителей, 39 тыс. штурмовиков, почти 12 тыс. пикирующих бомбардировщиков и в каждый из них был вложен труд коллектива завода им. М.И. Калинина. К концу войны объём производства на этом предприятии увеличился более чем в 10 раз. Этому в решающей мере способствовало создание в апреле 1942 г. впервые в мире конвейерного производства сложных авиакарбюраторов К-105.

Соликамский магниевый завод до 22 июня 1943 г. являлся единственным в стране поставщиком стратегического «летучего» металла, выпуская разнообразную продукцию (магний рафинированный, магниевые сплавы и порошок, флюсы, бертсоль, хлорпродукты и др.) для предприятий авиационной промышленности. Говорить о его значимости для производства, - терять время.

То же самое можно сказать и о телефонном заводе, как о всяком другом, работавшем на оборону страны. В конце октября 1941 г. завод отправил на фронт первую партию телефонных аппаратов. В 1942 г. завод выпустил 105 тыс. телефонных аппаратов, в том числе изготовил сверх плана аппараты для оснащения пяти дивизий. За годы войны телефонный завод выпустил 650 тыс. телефонных аппаратов, удовлетворив все потребности Вооруженных Сил страны. Следует отметить, к началу войны Красная Армия была обеспечена телефонными аппаратами в половину своей потребности.

Важную роль в обеспечении военных перевозок сыграла Пермская железная дорога, приняв огромный поток грузов, а в июле 1941 – начале 1942 гг., осуществив громадные перевозки эвакуированных предприятий, оборудования и людей. Нельзя не отметить и такой факт, что её многие станции (Пермь-II, Пермь-I, Верещагино, Кунгур и др.) стали перевалочной базой для эвакуированных людей и грузов. Через Молотовский эвакопункт прошло 1,5 млн. человек, из них к маю 1942 г. было расселено на территории области 258602 человека. С другой стороны, этот факт свидетельствует о том, что дружба народов СССР также была не дежурной фразой. За годы войны на ПЖД проведено 6793 тяжеловесных поездов, благодаря чему в 1944 г. без увеличения парка паровозов перевезено 4 млн. тонн грузов. Ежесуточная погрузка составляла 774 вагона. За этот период введено 260 км вторых путей, электрифицировано 131 км. Ускорение скорости движения непосредственным образом влияло на кровеносную систему народнохозяйственного механизма страны, являлось одним из факторов подготовки общевойсковых операций и проведения важнейших сражений Великой Отечественной войны.

Большая нагрузка легла и на Камское речное пароходство. Судами пароходства доставлялась живая сила и техника, боеприпасы, вывозились раненые, в т.ч. из района Сталинграда. В навигацию 1943 г. возобновился сплав леса с Камы на Волгу для восстановления Сталинграда, Донбасса и др. районов страны, освобожденных от немецкой оккупации.

Судозавод «Кама» с ноября 1942 г. до конца войны изготовил более 80 бронекатеров, хорошо зарекомендовавших себя на Азовском, Черном и Балтийском морях. Завод «Старый бурлак» освоил в 1944 г. производство паровых плавучих кранов. Первая партия была направлена в порт Лёвшино, затем краны распределялись по всем бассейнам СССР, что способствовало резкому увеличению производительности труда.

Важную роль в экономике, в управлении обороноспособности страны стали играть добыча и переработка нефти в Прикамье. Добыча «чёрного золота» в крае по сравнению с 1940 г. увеличилась в три раза. Этому способствовало много факторов, в том числе и то, что Краснокамские нефтяники впервые в мире применили наклонно-направленное бурение скважины, что позволило в полтора раза увеличить добычу нефти. В конце войны в Кранокамске была осуществлена также впервые в мировой практике закачка воздуха в нефтяной пласт. За годы войны Краснокамск поставил фронту и тылу сотни тысяч тонн нефти, переработанной в бензин и керосин, около млрд. киловатт-часов электроэнергии.

По материалам Государственного архива Пермского края

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий