Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Женщина с "весеннею" душой

Женщина с "весеннею" душой
Валентина Ивановна ТАЛЯНСКАЯ в свои 85 задорна и энергична, как в юности

ВАЛЕНТИНА. 1 мая 1935 года в небольшом сибирском городке с загадочным названием Анжеро-Судженск директор клуба Иван Костин, шагая на демонстрации во главе колонны культработников мимо роддома, крикнул жене: «Тася, кто у нас родился?» «Девочка, Ваня! - ответила ему супруга. – Мне советуют Маечкой её назвать!» «Что она телушка что ли? - возмутился муж. – Валентиной назовём. Сильная значит!»
- В год меня перевезли к маминым родителям, которые жили на станции Вагай Омутинского района Тюменской области. Мама стала работать билетным кассиром на станции, а папа железнодорожный клуб принял под своё руководство, - рассказывает Валентина Ивановна, листая огромный фотоальбом, в котором бережно хранятся основные вехи её жизни. – На первой фотографии мне ровно один год.

ЦВЕТЫ ПОБЕДЫ. Отца мобилизовали почти с первых дней войны. Правда, на фронте он не был – служил политруком в школе, где трактористов переучивали на танкистов. Валентина ярко помнит, как провожали мобилизованных:
- Мама была на работе. Бабушка держала на руках годовалого братишку Анатолия. Другой брат Геннадий, 1937 года рождения, стоял возле неё. А я с вагайскими ребятишками постарше ещё долго бежала за машиной, на которой увозили наших отцов в Омутинку. Несколько раз упала – коленки сбила в кровь…
…В войну корова нас сильно выручала. Её не только доили, но, бывало, и грузди из леса на телеге возили. А ещё кизяк делали. Солому с навозом накладывали в большое корыто и нас, ребятишек, заставляли утаптывать. Я впереди, за мной два младших братишки друг за дружку держались и ходили по этой массе. Потом её трамбовали в железные рамки и сушили на солнце, а зимой этими плитками из соломы и навоза печь топили. …Ближе к концу войны помню, как бабушка мне наливала поллитру молока и велела отнести эвакуированным ленинградцам.
День Победы был очень весёлым. Даже не день, а целый месяц, а может и не один. Эшелоны шли с запада через нашу станцию, бойцы возвращались домой. Возле остановившегося поезда обычно играла гармошка, многие плясали, и мы, дети, тоже плясали. Я читала стихи, пела «Катюшу» или «Артиллеристы, Сталин дал приказ…». Мне всегда бурно хлопали – видимо, сказывалось то, что я благодаря отцу с 5 лет выступала на сцене с патриотическими стихами.
А ещё я очень любила к поездам цветы носить. Когда в палисаднике пололи, баба Оня предупреждала, чтобы незабудки и колокольчик не выдергивали. «День Победы – это радостно! - говорила она. – Срывай букеты и носи тем, кто её завоевал!».

Женщина с "весеннею" душой
Валентина с мамой и братьями

КАК ПО МАСЛУ. Закончила Валентина Вагайскую семилетку, подала документы в педучилище, а бабушка ей говорит: «Иди, забери документы - у нас в роду все были маслоделы, и тебе надо двигаться по этой стезе». Валя послушалась - уехала в Курганскую область, где закончила техникум молокоперерабатывающей промышленности. В 19 лет её послали работать в Казанский район, около Ишима главным инженером маслозавода. Через полтора года пригласили в Раймаслопром в городе Ишим.
В Ишиме вышла замуж, родила дочь. Но молодому специалисту с таким характером, как у Валентины, дома не сидится – в производство вникает не по-девичьи серьёзно, на учёбу постоянно ездит, новые продукты изучает и внедряет, в общественной жизни активно участвует.
- В 1960 году произошла реорганизация – вспоминает Валентина Ивановна. – Ишимский Раймаслопром относился раньше к Новосибирской области, а тут нас отнесли к Свердловской. Меня и заведующую лабораторией перевели в Тюмень. Пообещали квартиру в строящемся доме, у которого ещё только фундамент заложили. Ну ничего – с семимесячным ребёнком снимала квартиру. Пока в ясли Ирочку не устроила, с ней водилась квартирная хозяйка тётя Маруся. Поскольку муж не понимал что у меня работа ответственная с командировками, выпивал частенько, в Тюмень я уехала без него. Я любила свою работу, и променять её на рутинную семейную жизнь не захотела.

НОВЫЙ ПОВОРОТ СУДЬБЫ. Когда Валентина с дочкой заехала, наконец, в свою двухкомнатную квартиру, подружилась с нижней соседкой, которая работала преподавателем в мединституте. Однажды, зная Валин задорный характер, соседка пригласила её встречать Новый год в компании со студентами. Среди этих студентов оказался Яков Талянский, приехавший из Калининского района Молотовской области. Его отец Израйл Абрамович Талянский по направлению партии возглавлял в те годы один из крупных колхозов Прикамья, был награждён орденом Ленина за достижения хозяйства под его руководством.
Яков оказался очень решительным – познакомившись в новогоднюю ночь, уже 23 февраля он пришёл к Валентине и сказал, что «насовсем». Сам оформил её развод с прежним мужем и зарегистрировал брак с собой: «Всё – теперь ты моя жена».
В 1970 году супруги Талянские переехали в Пермь (бывший Молотов – авт.). А в 1973 году – в Кунгурский район - после окончания мединститута, Якова Израйлевича назначили главным врачом Кыласовской сельской больницы. Валентине, работавшей в управлении общепита в Перми, а затем начальником ОТК Пермского молкомбината, пришлось перевестись мастером на молочный завод «Учхоза №1» в Кыласово.

НЕСЛУЧАЙНЫЕ СЛУЧАЙНОСТИ. Валентина Ивановна, листая свой гигантский фотоальбом, то и дело останавливается на какой-нибудь странице и в подробностях вспоминает события полувековой давности, или людей, с которыми свела судьба.
- Представляете, директором «Учхоза №1» в Кыласово был в тот момент Георгий Георгиевич Переверзев, с которым мы были знакомы по работе в Тюмени. А его жена Наталья Афанасьевна училась вместе с моим Яшей в Тюменском мединституте… С семьёй Переверзевых мы очень тесно дружили - много времени проводили вместе, на рыбалку ездили, праздники отмечали.
Но через два года Якова Израйлевича перевели главным врачом в противотуберкулёзный санаторий «Осиновое озеро», что тоже в Кунгурском районе. Супруга, конечно, последовала за ним, и ровно 10 лет проработала диетсестрой санатория. Благо, ещё работая в Тюмени, она прошла поварские курсы и курсы кондитера.

22 ГОДА СЧАСТЬЯ. Между собой супруги Талянские жили, как говорится, в любви и согласии. Взрывная и весёлая Валентина, мастерица и общественница, и мудрый уравновешенный Яков гармонично дополняли друг друга, как две половинки единого целого. Он ласково называл её «Майечка», сравнивая с певицей Майей Кристаллинской. Она вязала ему свитера, шила рубашки, готовила по-еврейски рыбу… Но однажды беда постучалась и в их дом.
После многочисленных хлопот по ремонту отопительной системы санатория Якову пришлось жарким июльским днём пешком добираться из Осинового озера в Плеханово. На следующий день он поехал в минздрав с отчётными документами, а после решил навестить отца, который уже жил в Перми на тот момент.
- Там, в Перми его и парализовало, - рассказывает Валентина Ивановна. – И хотя ему своевременно оказали квалифицированную медицинскую помощь, так как его сестра Елизавета работала неврологом в Пермской областной больнице, а затем ещё провели курс лечения в Кунгурской больнице, где работал его брат Геннадий, вернуться к работе Яша уже не смог. Он пролежал 13 лет. 27 марта 1990 года Яша умер… Мы прожили короткую, всего 22 года, но очень счастливую жизнь. Я благодарю Бога за нашу с Яковом встречу.

Женщина с "весеннею" душой
Яков и Валентина Талянские

ВЕСНА ЗОВЁТ! В 1980 году супруги Талянские получили в Плеханово благоустроенную квартиру. За которую Валентине Ивановне пришлось, совмещая с обязанностями диетсестры санатория, поработать зоотехником в совхозе «Плехановский». В её обязанности входило возить молоко на сдачу на молкомбинат в Кунгур. Однажды, возвращаясь с молкомбината, она увидела объявление об открывшихся в Кунгуре вечерних курсах медицинских сестёр, решила поступить на них. Выучилась, совмещая с работой зоотехника. Позднее поработала и диетсестрой в общепите Кунгура, и культработником в Плехановском клубе. А, выйдя на пенсию, активно участвовала в различных творческих конкурсах среди ветеранов Кунгурского района.
- Я жизнью своей довольна, - подводит Валентина Ивановна Талянская юбилейный итог. – На судьбу не жалуюсь. Ведь мне довелось родиться, выучиться, поработать в советской стране, где трудности и радости переживались сообща, где всякий труд был почётен, где ценились творческие таланты. Я очень люблю село, рада, что разбираюсь в сельском хозяйстве и огородничестве. Другой жизни мне не надо. Жаль только, что одинокая сейчас осталась – дочь и внук живут в Перми, внучка с правнучкой – в Москве. Редко с ними вижусь, но жить к ним не поеду. Здесь, в Плеханово, мне дорог каждый уголок, знаком каждый второй житель, наверное. Ещё бы перила сделали, чтобы из подъезда можно было выходить, так я просто была бы счастлива…
Общаясь с Валентиной Ивановной, невольно заражаешься её оптимизмом и жизнелюбием. Каждый раз, после встречи с ней, такое ощущение, будто вышел майским днём в поле, смотришь на молодую зелень и ярко жёлтые одуванчики, вдыхаешь аромат цветущих черёмух и рябин, слышишь трели жаворонков в голубой вышине, и понимаешь, что ты безмерно богат и силён, и у тебя ещё всё впереди!

Марина ШАМУРИНА

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий