УСПЕНСКИЙ ПОСТ: как его провести.
14 августа, в день, когда православная церковь отмечает праздник
происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, у православных христиан начался Успенский пост.
Продлится он две недели и завершится праздником Успения Пресвятой Богородицы, который отмечается 28 августа.
Обычай непрерывно поститься в дни от 1 до 15 августа по старому стилю
был «официально» закреплен для всех православных христиан на
Константинопольском Соборе, проходившем в 1166 году. Успенский пост,
единственный посвященный православной церковью Богородице, был
установлен в подражание Ей, пребывавшей перед своим успением на небо в
посте и молитве. И хотя сама Божия Матерь, конечно же, как чистая и
всенепорочная, в посте не нуждалась, «Она, превышающая и превосходящая
жизнью Ангелов, явила ангельское воздержание, часто молилась, чтобы чрез
Божественного Духа соединиться блаженною душею с Своим Сыном и стать
нашею ходатайницею, и тогда в особенности постилась, когда приблизилось
для нея время преставления отсюда, истончавая Себя святою любовию к
Сыну» (протоиерей Г. С. Дебольский).
Успенский пост в отношении еды достаточно строг. В идеале в понедельник,
среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться
сухоядением, то есть принимать сырую пищу без варки. Во вторник и
четверг – вареную пищу, но без масла. А в субботу и в воскресенье можно
кушать вареную пищу с маслом и дозволяется вино. В праздник Преображения
Господня, который празднуется 19 августа по новому стилю, разрешается
рыба.
Но такая мера поста сегодня под силу немногим, поэтому меру строгости
своего личного поста лучше всего обсудить со своим духовником: каждый
человек уникален и для каждого человека будет своя мера поста. Мера
поста может зависеть и от духовного состояния человека, и от его
болезней и от множества других обстоятельств. Только нужно помнить, что
без духовника есть риск пойти на крайности: либо установить для себя
слишком строгое, непосильное, правило, либо, наоборот, установить
слишком простое или вообще отказаться от поста (что для православного
христианина неприемлемо – хоть в чем-то пост должен соблюдаться). Но и в
том, и в другом случае человек себе может нанести такой вред, что с ним
впоследствии будет достаточно тяжело справиться.
Поэтому, даже тогда, когда нет духовника, не стоит принимать решения о
посте самостоятельно. Нужно помнить, что каждый человек уникален и то,
что разрешено постом одному человеку, другому может быть только во вред.
Именно поэтому, когда мы читаем проповеди священнослужителей, когда
обращаемся к опыту других православных верующих, нужно помнить, что
священнослужители давали советы конкретным людям в конкретных
обстоятельствах. В иных обстоятельствах и иных людям они могли бы дать
совсем другие советы. И потому есть риск даже самые мудрые проповеди и
советы обратить себе во вред, если воспринимать их без размышлений и
поправок на себя и свою ситуацию.
Посоветоваться о мере своего поста лучше всего во время личной беседы со
священником. Но сделать это лучше всего не «на бегу», а заранее
договорившись о такой беседе с конкретным священником. Современная
ситуация такова, что у священников очень много обязанностей и забот и
часто им не хватает времени для того, чтобы сию минуту обстоятельно
поговорить с пришедшим человеком. Но редко кто из священников откажется
от подобной беседы, если о ней договориться заранее.
Впрочем, нужно помнить и то, что пост не исчерпывается одним лишь
воздержанием в еде. Сама по себе еда нас не удаляет и не приближает к
Богу. Можно употреблять в пищу формально постные блюда, например,
постные торты, соевое мясо, пить соевое молоко, но при этом объедаться
так, что все тело становится тяжелым и ленивым, а сам человек теряет
способность четко и ясно мыслить. Современные технологии позволяют
формально соблюдать пост, но при этом доставлять радость от вкусной пищи
своему желудку. Такой пост принесет скорее вред, чем пользу. Поэтому
нужно помнить, что смысл поста – не в отказе от какой-то еды, что ПОСТ - ЭТО НЕ ДИЕТА. Смысл поста заключается в другом: ОЧИСТИТЬ СВОЁ СЕРДЦЕ ОТ ВСЯКОГО ЗЛА, НАУЧИТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ БОГА И ОКРУЖАЮЩИХ НАС ЛЮДЕЙ. А это
достигается через духовное совершенствование, которое немыслимо без
молитвы к Богу и без воздержания от разнообразных телесных удовольствий,
и прежде всего – еды.
На фото: храм Успения Божией Матери в г. Кунгуре Пермского края - начало ХХ века. Реставрация фото: Владимир ЧУПРИКОВ.
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий