Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


Воспитать семьянина

 

Воспитать семьянина
В Кунгурском Центре помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, есть такая форма реабилитации, как «Семейно-воспитательные группы» 
Воспитанник семейно-воспитательной группы – несовершеннолетний в возрасте от 3 до 18 лет, временно помещаемый в семью, где для него создаются все условия для проживания и успешной социальной адаптации. Проще говоря, сложилась ситуация, когда ребёнка нельзя оставлять в кровной семье, до того момента, пока родители не исправятся или пока родственники не оформят над ним опеку, его помещают в Центр. Но как бы хорошо не было в Центре – это все равно казённое учреждение. Однако, есть возможность поместить ребёнка в семью, где его будут не только кормить, одевать, оказывать психологическую реабилитацию, но ещё и научат многим семейным премудростям и домашним навыкам.


КАК ДОМА. - Я стараюсь делать всё, чтобы дети чувствовали себя как дома, - говорит воспитатель ЦПД г. Кунгура Ирина Николаевна ЛУЗГАНОВА. – И видимо мне это удаётся. Часто, возвращаясь с прогулки, дети издалека кричат: «А вон и наш дом!» Учась в школе, Ирина мечтала быть медработником, но мама не отпустила 15-летнюю дочку учиться в другом городе. Тогда она окончила Кунгурское педучилище и работала воспитателем в детском саду. Вырастила дочь, такую же заботливую, как и её мама. А когда дочка вышла замуж и переехала жить в другую квартиру, Ирина Николаевна решила попробовать себя в роли воспитателя семейно-воспитательной группы. Благо, дом с большим приусадебным участком позволял это сделать.
Своих первых воспитанниц – сестричек Валерию и Ангелину Ирина Николаевна вспоминает тем, что они единственные, кто скучали и плакали по маме. В конце концов мама их и забрала. Но в первый класс Валерию подготовила и повела тётя Ирина.
- Все дети называют меня по-разному: кто-то тётя Ирина, кто-то мама, а кто-то сначала тётя Ирина, а месяца через полтора-два – мамой начинают звать, - легко и непринуждённо рассказывает воспитатель. – Но для меня они все – МОИ дети, чужих детей не бывает.

 
ОБНИМАШКИ НА НОЧЬ. За 4 года работы в Центре Ирина Николаевна Лузганова реабилитировала больше 30 детей. Были среди них и маленькие и большие (16-летние – авт.), потому что братьев и сестёр в Центре не разлучают – если уж отдают в семейно-воспитательную группу, то обязательно вместе. Со всеми возрастами и полами ей удаётся установить тёплые семейные отношения. 
- Секретов никаких нет у меня – просто детям из таких семей очень не хватает любви, искренних объятий, откровенных разговоров. У них очень развита интуиция, и они всегда тонко чувствуют с душой ты к ним относишься или в силу своих рабочих обязанностей. 


МАКАРОНЫ С УКСУСОМ. В будни, в праздники, в выходные семейный воспитатель всегда со своими детьми. В учебное время утром все вместе идут в детсад, в школу, вечером собираются за большим семейным столом. 
- Дети очень любят сами резать салаты, и вообще помогать на кухне, в огороде, - с материнской гордостью рассказывает Ирина Николаевна. – Двенадцатилетний мальчик по имени Октай сейчас живут у нас с сестрёнкой, так от него только и слышно: «Чем помочь?..»
О своём прошлом дети вспоминают редко, но один рассказ поразил воспитателя до глубины души – когда девочки из одной семьи поведали, что дома ели макароны, заправленные уксусом, потому что ничего съестного в доме больше не было. 
Здоровое питание, занятия йогой (при помощи смарт-тв – авт.), бассейн раз в неделю, посещение всевозможных творческих и культурных мероприятий городского масштаба, а также домашние поделочные «мастерские», семейные концерты, сценки – вот чем наполняется жизнь детей в этой семейно-воспитательной группе. Но главное - занятия с логопедом и психологом, и просто развивающие занятия соответственно возрасту. Одной из подопечных Ирины Николаевны врачи и педагоги ставили уже диагноз – ОВЗ, а она после активных занятий с воспитателем пошла в нормальную среднюю школу.


«НЕ ЗАБУДЬ СКАЗАТЬ, ЧТО ЛЮБИШЬ». Особое место в работе семейно-воспитательных групп отводится обучению родителей. Да-да, здесь учат родителей общаться с собственными детьми, а детей – с родителями. 
- Не забудь поздороваться, не забудь сказать, что любишь, не забудь попрощаться – наставляет педагог ребёнка перед встречей или телефонным разговором с родителями. Родителям в свою очередь тоже диктуются правила общения со своими детьми, чтобы отношения выстроить наиболее благоприятным образом и по возможности сохранить кровную семью.
Дети быстро схватывают уроки любви и благодарности. И тут же переносят их на воспитателя.
- Бывает, вечером закроются у себя в комнате, говорят, не заходите к нам, - рассказывает Ирина Николаевна, - а немного погодя выносят мне открытки самодельные – признания в любви. А ещё они часто играют «в тётю Ирину» - кто-нибудь один, стоя у мольберта объясняет другим какое-нибудь новое правило…


Наказаний в этой семье нет, если только кто-то сильно возбужден, того посадят минут на пять на диван или на стульчик. А по другим поводам – просто разговор по душам.
Когда у ребёнка определяется статус, он либо возвращается в семью, либо к родственникам, либо к приёмным родителям. А в семейно-воспитательную группу Ирины Николаевны Лузгановой подбирают новых детей. И всё начинается сначала: определить уровень здоровья и развития ребёнка, понять его, узнать его привычки, научить жить в семье – ладить с родителями, считаться с братьями и сестрами и тд. Обогреть его своей любовью, получив в ответ его тепло, радость, доброту.


Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г.Кунгура, по государственному заданию может одновременно принять на воспитание в семейно воспитательные группы до 30 человек. Совсем недавно (начало июля) в СВГ не было ни одного свободного места, а сегодня всего 20 ребятишек проживает в данной форме устройства. Семейная воспитательная группа позволяет приобрести опыт семейной жизни и создается с целью реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье, провозглашенного в Конвенции о правах ребенка и закрепленного в Семейном кодексе РФ. Данная форма устройства позволяет нашим воспитанникам увидеть другие (правильные) семьи, семьи с положительными семейными традициями и устоями, ощутить на себе семейные роли и как происходит распределение домашних дел и обязанностей, а так же наши воспитанники получают новый положительный опыт и навыки, которые пригодятся им в жизни.
Марина ШАМУРИНА, фото автора

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий