ЧЁРНЫЙ КРЕСТ над Пермью
11 февраля или в первое воскресение после 11 февраля празднуется Собор святых Пермской митрополии
В наши благостные, обеспеченные, сытые, мирные, спокойные годы не перестаёшь удивляться: опять! Опять людям чего-то не хватает. Вновь раздирают Родину вражеские силы противоречия, недовольства и противостояния. Довольно много находится неуспокоенных, которым кажется: это – «стагнация», это – застой. Надо же (возмущаются они):уже целых двадцать (!) лет – НЕСМЕНЯМОСТЬ спокойствия.
И «гапоны»-возмутители опять смущают народ и призывают на митинги и баррикады. Вновь цель – противостояние власти, нарушение спокойствия, миропорядка и, как следствие – ОСЛАБЛЕНИЕ России. Конечно же, во всём этом заметен влиятельный зарубежный интерес, и финансирование всего этого «свобомыслия».
И, всё это – заметим себе: как и 100 (с небольшим) лет назад! Точь-в-точь, разница лишь в технических средствах.Но ситуация нынешняя удивительно похожа на начало ХХ века, закончившееся Октябрьским переворотом, что затормозил на десятилетия развитие нашей страны.
Всё это мы можем знать по книгам, фильмам, архивным документам и… житиям святых.
ПРОРОЧЕСТВО СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДСКОГО. В 1890 году благочестивое кунгурское семейство прибыло к отцу Иоанну Кронштадтскому за благословением. Узнав, что они из Пермской земли, батюшка произнёс непонятное и страшное знаменование: «Над Пермью висит черный крест». Более ничего не объясняя. Надо ли полагать, что городу Перми угрожает пожар, наводнение, иное какое бедствие? Спустя лишь почти три десятилетия предсказание реализовалось, и – в масштабах гораздо более страшных и обширных, чем можно было предполагать. Именно в Пермской губернии, которая включала в себя и нынешнюю Екатеринбургскую, произошла целая череда зверских убийств членов Царской семьи, многих из рода Романовых, помазанников Божиих, множества священников и разного люда. С Пермью Великой связано было трагическое начало этой династии – ссылка в Ныроб и мучительное убиение боярина Михаила Никитича,дяди первого царя Михаила Феодоровича Романова. И в Пермской же земле трагически прервана трёхсотлетняя монархия Романовых в 1918 году.
ПРИЗРАК БРОДИТ ПО ЕВРОПЕ – ПРИЗРАК КОММУНИЗМА. Именно так в 1848 году в своём «Манифесте» основоположники коммунистической теории определили своё детище – «ПРИЗРАК». Нечто потустороннее, зловещее, из тёмных сил, противное Богу.
И в том же (!) году Ф.И. Тютчев, наш не только великий поэт, но – мыслитель, публицист, дипломат, проживший в Европе долгие годы, пишет статью «Россия и революция», где определяет великое значение нашей страны:
«Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».
Ни больше, ни меньше – ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!
«Прежде всего Россия - христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному…Революция же прежде всего - враг христианства. Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство».
МЕЧТА О ГОЛГОФЕ. В 1909 году при содействии Императорского Палестинского Общества группа воспитанников Пермской духовной семинарии совершила паломническую поездку в Святую Землю и на Святую гору Афон. Девятнадцатилетний кунгуряк Павел Аношкин (будущий священномученик) записал восторженные строки о Голгофе: «Всю ночь я промолился так, как никогда не молился и едва ли буду …и плакал, плакал от умиления! …Мне хочется только ещё раз побывать на Голгофе, ещё раз горячо, горячо помолиться там и в радостных песнопениях прославить Бога, омывшего нас Своею кровью на древе крестном».
Возвращаясь назад, в 1890 год, можно предполагать, что то благочестивое кунгурское семейство, вернулось в родную землю со знаменованием св. пр. Иоанна Кронштадского, очевидно – в недоумении о значении страшных слов.
А жизнь пока продолжалась своим порядком. Также, «как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж» (Мф: 24: 37-39). Так же – строили планы, дома и храмы, торговали, ссорились, разводились. Всё было вполне ОБЫКНОВЕННО – череда праздников и буден. Как и теперь.
КАК ПЕРЕД ПОТОПОМ. Так и в последние мирные, спокойные годы перед «Октябрём», в Кунгуре текла размеренная жизнь. Дочь кунгурских заводчиков и общественных деятелей Агеевых Валерия оставила после себя дневники и воспоминания, бесценные свидетельства тех и последующих лет. Поначалу – картинки провинциальной жизни. Вот она готовится и успешно сдаёт экзамен по Закону Божию священнику Павлу Соколову, настоятелю Тихвинского храма. А вот рассказы о каких-то приятельских взаимоотношениях с Татьяной Белозёровой, дочерью отца Владимира. И он, и о. Павел впоследствии приняли мученическую кончину, прославлены в сане священномучеников. А пока – священнические обязанности, учительство, окормление паствы, дела милосердия. Семья, дети, у отца Павла – шестеро. Кто бы мог знать о предстоящей участи, страшной и святой, кроме Господа?..
«И КАК ЖЕ ВЫ ТЕПЕРЬ ЗАЖИВЁТЕ?» По воспоминаниям охраны арестованной уже царской семьи, юный царевич Алексей этой фразой привёл в замешательство пьяных матросов, возликовавших было:"Ну что, Царь несостоявшийся?! Эх, заживем теперь без вас!" …А на них смотрели глаза юного несостоявшегося Царя. Царя!
Гром Октябрьского переворота не сразу грянул над Кунгуром и всей Россией, отнюдь же не было и того всенародного ликования, с каким встретили Февральскую революцию: «Свобода!». «…Отовсюду плыли … красные знамёна с надписями: «Да здравствует свобода». Играла музыка. Мы наблюдали радостные лица окружающих. …Под конец говорили о всех героях, павших за свободу. Музыка медленно и торжественно заиграла «Вечную память». Вся площадь опустилась на колени»…
После взятия Зимнего дворца в октябре лишь, спустя несколько дней, в Кунгуре стали ощутимы революционные преобразования: начались пожары, погромы, грабежи. Город погрузился в ужас.
ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ. Так ёмко и своеобразно выразил персонаж булгаковского «Собачьего сердца» Шариков суть одного из главных лозунгов революции «экспроприация экспроприаторов». Проще (и чаще) его определяли – «грабь награбленное». Коммунистические агитаторы внушали «трудовым МАССАМ» (как тогда было принято именовать), что всё богатство у «буржуев» украдено (!) у трудового народа. Как-то забывалось, не упоминалось вообще, что любое «дело» («бизнес» по нынешнему) надо организовать, выпестовать, вкладывать деньги, силы, нервы, время, часто – годы, всю жизнь, рисковать всем этим, наконец.
Нет - «грабители рабочего класса и трудового крестьянства». После такого «переосмысления» всё стало гораздо проще в разделении понятий «хорошо-плохо»: «Кто был ничем, тот станет ВСЕМ!». В ходу стали употребимы ярлыки, как штемпелем припечатывающие: это - враг! Буржуй, мироед, эксплуататор, тиран, кровосос, вредный элемент; КОНТРА - одним словом. И «рецепт» дальнейшего обхождения – «к стенке» или – в застенки.
ОРГАНИЗОВАННОЕ СОРЕВНОВАНИЕ. В то время Ильич, как его ласково именовали последователи, рекомендовал: «Никакой пощады этим врагам народа, врагам трудящихся. Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… В одном месте посадят в тюрьму… В другом - поставят их чистить сортиры. В третьем – снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом – расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт …» («Как организовать соревнование?», 24-27 декабря 1917 г.). Вот так творчески «соревновались», вот такое «богатство» опыта. И обратите внимание: «расстреляют на месте» - это призыв главы государства, идейного вдохновителя. На месте – значит: без следствия и без суда.
Вспомним: в советском (прошедшем цензуру) фильме «Служили два товарища» комиссар (Алла Демидова) устало роняет на ходу: «Расстрелять». Это – про двух красноармейцев, отправленных в разведку, соответственно – без документов. Некогда разбираться, война всё спишет, революционная необходимость – такова, видимо, мотивация скоропалительности суда над жизнями. Две больше, две – меньше, сколько их …
Но, это – художественный вымысел. А по документам тех лет…
КРАСНЫЙ ТЕРРОР. Революционеры тех лет (как, впрочем, всегда и повсюду) были беспощадны и безжалостны. Так их воспитывал Вождь и Учитель: «… провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города» (09.08.1918, Ленин. В.И., ПСС, т. 50, с. 143-144).
Вовсе не в нацистской Германии придумали концлагеря.
И – да: быстрота и натиск, не дать врагу очухаться, отбросить юридические проволочки.
«… Расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты. Ленин» (22.08.18, ПСС, т. 50, с. 178). Обе цитаты – по сборнику В. Лаврова «Православное осмысление ленинского эксперимента над Россией».
Вот так - «идиотской волокиты»!
И ученики у Ильича подобрались смышленые, решительные и изобретательные. Так Белобородов Александр рекомендовал товарищам отправить Михаила Романова (Великого Князя) в «Мотовилихинскую тюрьму». Так иносказательно у них называлось – на остров Буян посреди Камы, место расстрела множества разного народа в 1918-19 годах. Прислушались ли они к старшему товарищу, неведомо. Но этот остров, некогда расположенный напротив Мотовилихинского завода, получил страшное прозвание «остров Мёртвых».
Именно там по одной из версий был казнён игумен Белогорского монастыря Варлаам (Коноплёв) с иеромонахом Вячеславом и ещё одним монастырским насельником.
Тот самый же Белобородов подписывал постановление Уральского совета об уничтожении всей (!) Царской семьи. Конечно же – без суда и конечно же – без «идиотской волокиты». Хотя, казалось бы – вот уж враг так враг – Царь. Судили бы показательно. Нет, некогда, ещё отобьют «вражеские элементы». Он же организовывал якобы «похищение сторонниками монархии» а после – убиение Великой княгини Елисаветы, инокини Варвары и нескольких Великих князей. Живыми сброшены в шахту.
«Надо отрубить головы по меньшей мере сотне Романовых» - это Владимир Ильич ещё в 1911 (!) году. («О лозунгах и постановке думской и внедумской работы», ПСС, т. 21, с. 17).
И, вопреки, тиражируемому «обоснованию» красного террора из-за якобы покушения на Ленина начался он раньше.
Глава - архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Никольский) решительно и бесстрашно протестовал против бесчинств, творимых новыми властями, против ограбления храмов, поругания святынь, арестов и казней священников и мирян. Обличал распоясовшуюся безбожную власть, как разбойников, бесстыдно обманывающих народ, предал анафеме всех бесчинно грабящих святые храмы. Владыка писал патриарху Московскому и всея Руси Тихону: «Что-то ужасное назревает всюду и у нас. Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован. Признаки полной анархии».
Так и случилось. В полночь с 16 на 17 июня 1918 г. вооружённый отряд большевиков в полторы тысячи (!) человек окружил Архиерейский дом и Владыка Андроник был арестован. Даже для такого лица не посчитали нужным оформить ордер (мандат) на арест.
Решение о расстреле было принято по традиции – «без идиотской волокиты».
Священномученика владыкуАндроника казнили изуверски изобретательно: заставили копать могилу, лечь в неё, забросали землёй и сделали несколько выстрелов. Место казни известно весьма приблизительно – за пятой верстой по Сибирскому тракту, налево, в лесу.
Для расследования противоправного убийства Владыки Андроника прибыла комиссия от Собора РПЦ в составе архиепископа Василия (Богоявленского), прославлен, как священномученик, архимандрита Матфея (Померанцева), преподобномученик и Зверева Алексея Даниловича (мученик). Все они были 28 августа 1918 г. расстреляны за железнодорожным Камским мостом, тела, брошены в воду.
Вставший на Пермскую кафедру вослед священномученику Андронику епископ Соликамский Феофан (Ильменский) вместе с девятью монахами и послушниками Белогорского монастыря после длительных мучений были чудовищным образом утоплены (многократно погружаемы в ледяную воду) в Каме вблизи Архиерейского дома. Это произошло 24 декабря 1918 года, перед входом в Пермь войск адмирала Колчака.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ КАИНА. Именно кровавый террор, развязанный большевиками с началом Октябрьского переворота, те реки крови, унижения, бесправия вызвали ответный массовый народный подвиг стояния за веру, мученичества и исповедничества.
И в земле Пермской, как мало где ещё, назначено было произойти огромной мере зла людского и НЕ-людского.
И, соответственно – большому количеству новомучеников и исповедников. Одними из первых и самыми важными в череде красного террора стали члены царствующей семьи Романовых, чуть ранее – Великий князь Михаил Александрович (не прославлен в лике святых). Следом – Царственные страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, их ни в чём неповинные дети. Затем – Великая княгиня Елисавета Фёдоровна, великие князья. Все, до кого только смогли дотянуться руки палачей. Чтоб уничтожить даже самую возможность возрождения монархии – ликвидировать все нити, выкорчевать с корнями, сжечь и семена, останки зарыть – даже и буквально.
А перед тем – гнусно оболгать, вывалять в грязи, лживо обвинить в предательстве.
Ложь вообще была постоянным орудием так называемой «народной власти». Сам основоположник советской власти Ленин В.И. так утверждал нравственные принципы коммунистов: «надо... пойти на все и всяческие жертвы, даже – в случае надобности – на всяческие уловки, хитрости, нелегальные приемы, умолчания, сокрытие правды...» («Детская болезнь «левизны» в коммунизме»).
СТРАДАНИЕМ ОЧИЩЕНЫ. Так, обрел свою жданную голгофу иерей Павел Аношкин и с ним диакон Григорий Смирнов (священномученики Мокинские). В ходе службы их вытащили красные «стальные орлы», привязали к коням, протащили по селу и добили в логу.
Перед тем та же ватага «орлов» зарубила 24 человека в соседних деревнях, отказавшихся защищать «народную власть», вступив в ряды Красной армии.
«Служителей культа» (один из ярлыков тогда популярных) иереев Константина Юрганова и Ананию Аристова этапировали из с. Серга Кунгурского уезда в Пермь, где со множеством других заподозренных врагов, а то и просто заложников, были зверски убиты в саду семинарии (у Соборной площади). Центр города – вот и «крест над Пермью».
Многие монахи и послушники Белогорского монастыря были казнены в разное время и в разных местах, начиная непосредственно от стен святой обители. Остальные угнаны против воли в армию или на принудительные работы.
Гонения на церковь, священство и мирян не прекратились с первыми годами Советской власти, а с большей или меньшей (иногда – чудовищной, как в 1937-38 годах) интенсивностью длились во все годы существования коммунистической власти. Но, и тогда необоснованность обвинений в якобы преступных деяниях ревнителей православной веры отнюдь не служила препятствием для преследований, а то и - уничтожения их.
Кунгурский протодиакон Николай Тохтуев открыто исповедовал веру православную. Остались протоколы допросов, где он категорически отрицает какие-либо антисоветские высказывания или деяния. Но утверждал в глазах палачей:
«Вы нас считаете врагами, потому что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога. Но если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши – вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы того понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись... Разве так Христос заповедовал нам жить?».
По приглашению епископа Кунгурского Аркадия (Ершова) он служил в одно время Успенском соборе Кунгура. Арестован в 1940 году, умер в Печорлаге.
Сам епископ Аркадий не раз арестовывался. По обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников» отправлен в лагеря. Там – новое обвинение. Его вместе с бывшим Пермским архиепископом Павлином (Крошечкиным) и группой единомышленников из духовенства расстреляли 3 ноября 1937 года. Они причислены к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
Всего прославлены 105 святых в Земле Пермской просиявших, из которых 98 новомученников ХХ-го века.
Празднование Собора Пермских святых было установлено 26 декабря 2014 года и празднуется в первое воскресение после 11 февраля, дня памяти Великопермских святителей Герасима, Питирима и Ионы.
Вадим МОРОЗОВ
Использована литература:
«Простите, звезды Господни» Исповедники и соглядатаи в документах», Фрязино, 1999 г.
«Собор святых в Земле Пермской просиявших», сост. М. Сергия (Королёва)
Михаил Назаров «Смысл истории и тайна России», в сборнике «Русь святая, храни веру православную», М., 2019.
Лавров В. М. «Православное осмысление ленинского эксперимента над Россией», М., 2019 г.
«Агеевы», Пермь, 2020 г.
В. Ф. Гладышев, А. П. Кудрина «Свет Белой Горы»Ю, Пермь, 2005 г.
З. Я. Лепихина «Кунгур православный», Пермь, 2007 г.
«Пермской земли дар светоносный», сост. М. Сергия (Королёва)
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий