Особый шарм кунгурского металла
Или, когда кузнец – художник с улицы Свободы
Кузнец – звание легендарное. С тех самых пор, как люди научились обрабатывать железо, а было это несколько тысячелетий назад, в так называемый "железный век" и до недавнего времени, без кузнеца сложно было представить крупную деревню, а уж тем более город. В наши дни всё изменилось. Привычные орудия труда из металла производятся массово, с применением автоматизированных систем и приобрести их можно практически повсеместно. Та же история и с большей частью архитектурных элементов зданий. Кажется, что в современном мире кузнецу уже просто нет мета, но это не так.
Кузнецы не вымерли
Сегодня в Кунгуре насчитывается около 6-ти кузниц. Совсем недавно мне удалось побывать в одной из них и воочию убедиться в том, что кузнецы не вымерли и спрос на их труд есть. Антон Киряков в кузнечном деле далеко не новичок и дело своё знает и любит. Для него работа в кузнице не только ремесло, но и искусство.
-Тяга к металлу у меня была с детства. Мечтал стать ювелиром, даже в Художественный колледж хотел поступать, однако, жизнь распорядилась иначе. Поступил в автотранспортный, а потом ещё получил высшее образование в области экономики. Но в итоге всё же вернулся к металлу, увлёкся художественной ковкой. Получилось, что экономист - по образованию, а кузнец – по призванию.
12 лет по дороге к цели
С 2008 года Антон начал работать, осваивать премудрости кузнечного ремесла. Практики было много, но интерес узнать больше, желание получить навык художественной работы с железом придавали сил. В итоге, как говорят в народе, кузнец «слепил» себя сам.
- Уже тогда в голове начала зарождаться идея создания своей кузницы. На горизонте появилась конкретная цель, к ней я шел все последние 12 лет. Почувствовав в себе силы начать своё дело, я приступил созданию рабочего места.
Начало обустройству кузницы было положено накануне ограничительных мер, введённых из-за коронавируса. Большую часть внутренних работ пришлось делать как раз в период объявления самоизоляции. К концу весны, во многом благодаря помощи родственников и знакомых Антон начал работать в своей кузнице.
Свобода по улице Свободы
Сегодня от бывшего Моторо-ремонтного завода в Кунгуре осталась лишь территория и часть сохранившихся помещений. Одно из них в начале этого года Антон арендовал. Символичным для него оказался тот факт, что новое дело он будет строить на улице Свободы.
- Свобода – это один из главных плюсов в своём деле. Она перекрывает все сложности, которые могут возникнуть. Сейчас я оформился, как самозанятый, благо, такая возможность есть. Также благодаря тому, что я решаю сам, как мне работать и что делать, есть возможность развиваться, придумывать, что-то новое. Также сам организую рабочее пространство. Когда знаешь, что ты здесь хозяин, то и делаешь всё по-хозяйски. Например, горн делал сразу же таким, кокой нужен мне, с расчётом, что в будущем тут смогли работать сразу два кузнеца.
«Киряковка» в городе мастеров
С Кунгурским МРЗ связана часть семейной истории Киряковых – в этом Антон видит также добрый знак. Сегодня он развивает своё дело на том месте, где ещё в советские годы трудились его дед, отец и два дяди.
- Деда моего звали Михаил и отца Михаил. Получилось, что и он и я Михайловичи. Так и, когда дело дошло до названия, решил, что свою творческую мастерскую назову «У Михалыча».
Особое внимание сегодня кузнец уделяет именно развитию своего стиля, а это довольно непростое дело.
- Для меня важно, чтобы моё дело было наполнено смыслом. Кунгур – город мастеровых людей. Сейчас я на пути развития. С каждым разом узнаю что-нибудь новое в кузнечном деле. Стремлюсь к тому, чтобы выработать свой уникальный стиль в художественной ковке и таким образом, возможно, оставить свой след в истории Кунгура.
У металла особый шарм
В век штампованных изделий кованые предметы интерьера и кузнечные сувениры смотрятся особенно. Волны, которые образуются на металле – одна из черт, придающих особый шарм готовому предмету. Для достижения этого эффекта, кузнец отковывает заготовки из цельных кусков металла.
- Вот, например, каминный набор можно сделать очень быстро и легко, если брать сразу же готовые прутки, но он уже будет смотреться не так, как из откованных вручную заготовок. Каждый удар молота на металле оставляет свой след – это и ценится в ручной работе. Чтобы подчеркнуть это - изделие патинируется – покрывается краской, причём красить надо так, как будто смахиваешь пыль. Только тогда можно добиться нужного эффекта.
Увеличение трудозатрат естественно ведёт и к повышению цены. Причем чем сложнее изделие – тем выше будет цена за его изготовление.
- Ворота, именные элементы украшений (вензеля), металлические цветы, перила для лестниц, решетки для окон – чем сложнее запрос, тем интереснее выполнять работу, - рассказывает кузнец.
Больше чем кузница
Ковка для Антона уже стало делом всей жизни. В нём он видит своё будущее. Сейчас кузнец постепенно развивает свою кузницу.
- Ещё одним символическим моментом для меня является тот факт, что новая кузница разместилась на месте бывшей кузницы МРЗ. Помещение уже обладает своей уникальной атмосферой и имеет свою историю, - подчёркивает мастер.
В дальнейшем Антон планирует выкупать арендуемую площадь и делать не просто производственным помещением, а местом, где любой желающий сможет посмотреть на процесс превращения стальной болванки в художественный предмет интерьера. Идея создания особенного места, где традиционным «кузнечным духом» будет пропитано все от внешнего вида здания, до внутреннего убранства и подхода к работе с металлом – сегодня главный ориентир для Антона Кирякова в развитии. И пока огонь в глазах, и огонь в горне горят, есть все шансы на воплощение этой задумки в жизнь. Кто знает, возможно, в будущем в Кунгуре появится ещё один территориальный бренд.
Леонид МАНОХИН
Фото автора
Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий