Кунгурские имена Российской Империи: Околочайные явления
Как распространение чая, привезённого кунгурским купцом А. С. Губкиным, влияло на производство и культуру в Российской империи
Публикуется при поддержке ООО "Сталагмит"
Сегодня мы очень мало знаем о первых русских чаеторговцах. А ведь к началу 20 века годовые обороты их фирм в России составляли сотни миллионов рублей! И это только то, что касается самого чая. А ведь вместе с чаеторговлей развитие получили десятки других отраслей и сформировался целый пласт традиций, которые сегодня воспринимаются, как что-то уходящее в глубину веков. Меж тем многие чайные традиции формировались лишь во второй половине XIX века.
ЧАЙНЫЕ ДЕЛА И ДЕЛИШКИ. Но прежде чем перейдём к разговору об отраслях, развивавшихся благодаря повышенному спросу на чай, стоит обратить внимание на то, как чай продавался. Развешивать чай одним из первых начал Алексей Семёнович Губкин – это было своего рода новшество, которое сделало его более доступным.
Тем не менее чай был достаточно дорогим удовольствием и лишь ближе к концу XIX века стал явлением достаточно массовым. Стоит понимать, что дело чаеторговли к этому моменту было достаточно конкурентной средой, а также, что немаловажно, средой для различных махинаций.
Пышным цветом в Российской Империи процветали различные явления, связанные с обманом покупателя. В селе Копорье под Санкт-Петербургом уже давно существовало производство отечественной заварки из иван-чая. Кстати, сейчас, на новом витке истории, мы возвращаемся к этому продукту, но тогда, по сравнению с привозными южными и восточными сортами, он был, конечно, дешевым заменителем. Привозной китайский чай щедро «женили» с нашим «копорским», а затем весьма выгодно продавали.
Второй вариант мошеннического напитка назывался «рогожским» - от названия очень проходной Рогожской заставы Москвы. Здесь существовало множество трактиров и чайных, в которых поставили на поток собирание чайных опивок. После повторного высушивания этот продукт можно было добавлять к новой заварке в той пропорции, которую каждому купцу позволяли совесть и жадность.
К КОНЦУ XIX ВЕКА ситуация стала критической, купить в лавке натуральный качественный чай стало практически невозможно, и правительство было вынуждено принимать меры. В 1895 году в России вышел закон «Об обязательном обандероливании мелких помещений чая». По этому указу торговать чаем разрешалось только упакованным в пачки, с указанием фирмы и даты изготовления. Частично, конечно, это улучшило положение.
Первым среди торгового люда на это новшество откликнулось товарищество «Преемник А. Губкина А. Кузнецов и К», которое вскоре открыло три чаеразвесочные фабрики: в Москве, Тюмени и Одессе, а чуть позже — в Самарканде и Иркутске.
УПАКОВКЕ уделялось особенное внимание. Развешивали чай в бумажные пакеты весом от 3/4 золотника до 1 фунта, продукт высшего сорта — в хрустальные, стеклянные, жестяные банки и коробочки из папье-маше. Защитить качественный товар, чай «высокого достоинства по вкусу, настою и аромату», был призван также торговый знак в виде двух скрещенных якорей. А с 1896 года, после посещения Императором Николаем II и Императрицей витрины товарищества на Нижегородской ярмарке, на всей продукции товарищества стала красоваться надпись: “Поставщик Двора Его Императорского Величества”. Так, благодаря чайному делу началось изготовление упаковочных материалов, иногда доходило до того, что «тара» становилась «дороже товара».
ТУЛЬСКИЙ, СУКСУНСКИЙ И КУНГУРСКИЙ. Сейчас самовар – это такой именно чайный атрибут, и можно подумать, что именно чайное дело породило его. Это правда, но лишь отчасти. По сути, самовар на самом деле – это предок современной мультиварки.
Реформы Петра I повлекли за собой развитие металлургической промышленности в России, и уже в первой половине XVIII века у нас в стране массово начали выпускать медные чайники с ручкой. Потом появились казаны с трубами и поддувалами, называемыми «сбитенниками», а также самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделённую на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай. И сбитенник, и самовар-кухня стали прототипами русского самовара. К концу XVIII века устройство самовара уже сформировалось окончательно и до сих пор остаётся неизменным.
Родиной самоваров считается Тула. О появлении первого самовара, согласно документально подтверждённым данным, известно следующее: в 1778 году (в городе Тула, на улице Штыковой) братья Лисицины первыми начали производство самоваров. Поначалу это было кустарное производство, но именно благодаря ему Тулу считают родиной русского самовара. К середине XIX века в городе насчитывалось уже 28 самоварных фабрик. Причиной такого стремительного развития промысла стало выгодное географическое местоположение города, запасы железной руды и близкое расположение к Москве.
С приходом «эпохи китайского чая» спрос на самовары вырос. И тем не менее самовар зачастую был самым дорогим элементом утвари, хотя со временем, благодаря технологическому прогрессу, производство несколько удешевилось.
Урал металлургический начал свою историю также в эпоху Петра Великого. В эту же эпоху на арену отечественного производства изделий из металла вышли оружейники Демидовы. На Суксунском медном заводе делали медную утварь, в том числе и самовары. Документально суксунский самовар старше тульского. Занимались производством медной утвари небольшие ремесленные мастерские. Мастера, имея навыки в заводской мастерской, работали на дому.
Изделия суксунских кустарей пользуются большим спросом и развозятся на ярмарки в Пермскую и Екатеринбургскую губернию. Помимо самоваров и посуды, кустари делают также для татаро-башкирского населения кумганы, тазы, сковородки для приготовления национальных блюд. Изделия суксунских мастеров выставляются на выставках в Кунгуре, Туле. В конце XIX века суксунскик самовары фабрики Помыткина побывали на Всемирной выставке в Париже и стояли в одном павильоне с каслинским чугунным литьем и камнерезами Екатеринбурга.
ПИК РАЗВИТИЯ кустарного самоварного производства приходится на начало XX века. В Суксуне было до 80 кустарных мастерских по изготовлению самоваров и другой медной посуды и нигде в Пермской губернии этот промысел не развивался так ярко и самобытно. В это же время появляется никелировка самоваров. Среди мастеров существует разделение труда. Самовары делают вручную. Одни специализируются на отлитии кранов, другие на выделке корпусов, на сборке. Таким образом, самовары «кочуют» из одной мастерской в другую. Но некоторые мастера делают самовар от начала до конца сами.
В основном делают самовары формы «банка», «рюмка», «репка». Некоторые украшают «гранями». Для выделки корпусов самоваров применяют давильный станок. Образуются самоварные династии, появляются известные «самоварные» фамилии: Утёмовы, Семковы, Максимовы, Кругловы, Щербинин, Ерофеевы, Тепелины, Герасимовы.
Были свои производители самоваров и в Кунгуре. Кожевниковы - они выпускали медные самовары, на которых ставилось клеймо: «Самоварная фабрика С.Д. Кожевников», «С.Д. Кожевников с С-ми в Кунгуре», «А.Д. Кожевников в Кунгуре», «Фабрика Кожевниковых» и «Производство Кожевниковых».
В коллекции Кунгурского музея-заповедника хранятся 12 самоваров кунгурского производства Кожевниковых. Все кунгурские самовары имеют форму банки с перехватом в верхней или нижней части.
ДВОРЯНСКОЕ, КУПЕЧЕСКОЕ, МЕЩАНСКОЕ ЧАЕПИТИЕ. Чай, как продукт, в России распространялся сверху вниз. Сначала этот напиток был дорогим и был достоянием столов высшего общества. Самые первые чайные ритуалы и традиции появились в России в конце XVIII века. Эти традиции формировали два сословия: дворянство и купечество. Дворяне предпочитали английскую чайную церемонию – безукоризненно сервированный стол, фарфоровые сервизы, молоко и сливки, сахар и утончённый разговор о высоком.
Впрочем, очень скоро английские традиции были подкорректированы на русский лад – появились резные стаканы и серебряные подстаканники для мужчин. Дамы пили чай из фарфоровых чашек. В чай начали добавлять ром. Потом чай появился на открытых верандах, уже не в чайнике, а в самоваре, на стол начали подавать варенье, мучные изделия, конфеты. Это уже традиции помещичьего чаепития. Лето, загородный дом, гроздья сирени и розовые кусты, романтический закат. В общем, «как упоительны в России вечера».
У купечества были свои чайные традиции – обильный стол с самоваром, варенье и мёд, обилие выпечки, от сушек и бубликов до пирогов, «двухаршинные осетры; белуга в рассоле; «банкетная телятина»; белая, как сливки, индюшка, обкормленная грецкими орехами; «пополамные растегаи» из стерляди и налимьих печёнок; поросенок с хреном; поросенок с кашей». И питьё чая из блюдца. Купечество пило чай со вкусом – долго и много. При такой трапезе многократное заваривание чая было не совсем удобно, а потому появился большой заварочный чайник, в котором чай заваривался очень крепким, а потом разбавлялся кипятком из самовара непосредственно в чашке. Так появилась чисто русская традиция двухчайниковой заварки, которая, в целом, существует и до настоящего времени. В тот же период появилась и «баба на чайник».
ОТДЕЛЬНОЙ ТРАДИЦИЕЙ был «чайный общепит» царской России – чай в трактирах подавали «парами», в двух чайниках: малый чайник с заваркой и большой с кипятком, клиент сам наливал в чашу заварку и сам разбавлял её кипятком по своему вкусу. В трактирах вспомнили аристократическую «привычку» пить чай из стаканов – стекло было дешевле фарфора, да и стакан можно было использовать не только для чая, но и для подачи спиртного.
В буфетах и дешёвых трактирах чай подавали прямо в стаканах. А поскольку цену брали именно за стакан, то посетители требовали наливать чай до краёв стакана. Так появилась ещё одна традиция – наливать гостю полную чашку чая. Чай, не в дешёвом трактире и для дорогого гостя ничего не жалко. Чай в трактирах пили с разнообразными закусками, под деловые или душевные беседы.
Несколько позже в Росси появилась и мещанская чайная традиция. Тут финансовые возможности были поскромнее, а амбиции были почти аристократические. Чай пили для беседы. На заварной чайник полагалась одна чайная ложка сухого чая, чай выдерживали и разливали по чашкам, а потом ещё и разбавляли кипятком. Подавали к чаю и простые закуски. Обязательной частью мещанского чаепития была культурная программа – изначально это было исполнение песен под гитару. Так, кстати, появился русский городской романс. Ещё одна русская чайная традиция.
ОТ ФАРФОРА ДО ПРЯНИКОВ. Широкое распространение чая в Российской империи привело к развитию многих других отраслей.
К примеру, появившийся благодаря Дмитрию Виноградову русский фарфор долгое время был достоянием богатых слоёв населения. Широкое распространение он получил также лишь в конце XIX века.
Доступным для многих фарфоровые изделия стали благодаря «Товариществу производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
Однако, помимо посуды, наряду с широким распространением чая, начало развиваться и производство продуктов именно «к чаю». Предприимчивые производители запускали целые линейки выпечки для чая: «Чайное печенье», «Чайные конфеты», «Чайные пряники» и так далее.
Говорить о том, что всё это появилось благодаря чаю, естественно, неправильно, но то, что это получило развитие благодаря напитку – вполне правдиво.
Сегодня чай занимает одну из лидирующих позиций по популярности среди всех напитков, в том числе и в России.
Иван СМИРНОВ
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий