Медиахолдинг «ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ» г. Кунгур, ул. Гоголя, д. 5, тел. 89223345738
\
все новости
все истории

Мы в соц. сетях


От телефонов до танков

От телефонов до танков
Победа ковалась на трудовых фронтах Прикамья

Продолжение. Начало здесь
В связи с развитием нефтяной и газовой промышленности в стране Павловский машзавод начал выпускать в 1941 г. турбобуры. Очёрский машзавод в 1944 г. приступил к серийному выпуску трёхшарочных долот, а также к освоению первой отечественной передвижной буровой установки БУ-40 для бурения скважин на нефть и газ. За развитие и внедрение комплексных буровых установок БУ-40 конструктор завода Л.П. Головачев, старший конструктор М.Л. Насонов и главный инженер Ю.А. Власов были удостоены Сталинских премий.

В 1943 г. Кунгурский машзавод освоил 11 видов изделий для нефтяной промышленности. Впервые в Советском Союзе завод изготовил гидравлические двигатели – турбобуры размером семь дюймов.

В экономике Молотовской области не было такой отрасли народного хозяйства, чья бы роль не возросла бы значительно. Это относится прежде всего к металлургическим предприятиям.
Например, Чусовской металлургический завод освоил в тяжёлых, сложных условиях войны выпуск 15 новых легированных марок стали (броневой, авиационной, дисковой, рессорной, автоматной, гильзовой, снарядной и др.), 72 марки профиля проката. Завод выпускал высококачественные ферросплавы, наладил выпуск ванадиевого чугуна. Кроме того, завод организовал производство деталей к установкам М-13 («катюшам»), в марте 1942 г. приступил к производству зажигательных авиабомб.

Важное значение для развития чёрной металлургии в области имело постановление ГКО «О неотложных мерах помощи чёрной металлургии (7 февраля 1943 г.). За год металлургические предприятия увеличили против 1942 г. выпуск валовой продукции на 6,2 %, выплавку чугуна - на 20 %, выжиг кокса - на 20 %. В 1945 г. на ЧМЗ было выплавлено стали 201,3 тыс. тонн, или в 2,5 раза больше, чем в довоенном, году, производство проката увеличилось в 1,2 раза.

За годы войны на заводе значительно выросли производственные мощности. 20 июня 1942 г. был выдан первый Чусовской агломерат. 14 января 1943 г. на 15 дней раньше установленного ГКО срока выдала первый чугун легендарная печь № 2-БИС, построенная за 6,5 месяцев вместо 2-2,5 лет, ставшая прецедентом в мировой практике строительства подобных сооружений. Домна собиралась крупными блоками количеством рабочих, составлявшим 40 – 50 % от планового состава. На её строительстве впервые в стране были применены кольцевые узкоколейные пути. Это на месяц ускорило бетонирование фундамента. 25 марта 1944 г. в реторту первого на Урале конверторного бессемеровского цеха был залит первый чугун.

Как известно, уголь – «хлеб промышленности». Кизел по праву считался «Уральской кочегаркой». К концу 1941 г. план добычи угля составлял 14 тыс. тонн в сутки. В сентябре 1942 г. ГКО принял постановление «О неотложных мерах по увеличению добычи в Кизеловском угольном бассейне». Оно предусматривало, в частности, увеличение плана угледобычи до 17 тыс. тонн в сутки. Шахтеры Кизеловского бассейна, несмотря на многочисленные трудности, суровые условия быта (8 тыс. человек размещалось в щитовых бараках), с честью справились с ответственным заданием.

Знатный забойщик М.П. Кокшаров, герой поэмы Д. Бедного «Залог Победы», стал инициатором соревнования со снайпером Северо-Западного фронта С. Номоконовым. За 1942 г. С. Номоконов уничтожил 258 фашистов, а М.П. Кокшаров выполнил полтора годовых плана, выдал 10 эшелонов угля. Каждый вагон угля позволил изготовить 18 тыс. мин.

Яркую страницу в историю бассейна вписал П.К. Поджаров, разработавший новый метод проходки, позволивший ему в смену проходить по 18 погонных литров при норме полтора метра. В 1944 г. П.К. Поджаров усовершенствовал свой метод и выполнил пять годовых норм. По его методу стали работать во всех восточных бассейнах страны.

За годы войны кизеловские шахтостроители сдали в эксплуатацию 29 шахт мощностью свыше 7 тыс. тонн в сутки. Было вскрыто 26 горизонтов на действующих шахтах, разведано 18 шахтных полей, сооружено 30 км шоссейных и 73 км железных дорог, 100 км линий электропередач. В мирное время такой объём работ мог быть выполнен не менее чем за 10 лет. Добыча угля в 1945 г. по сравнению с 1940 г. увеличилась в два раза, а коксующих углей – в 4 раза. 15 тыс. шахтеров было награждено орденами и медалями.

По материалам Государственного архива Пермского края

Если вы нашли ошибку на сайте:
1. выделите текст с ошибкой 2. нажмите Ctrl + Enter 3. напишите комментарий